Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация

В своей работе «Профилактика преступлений» А.Г. Лекарь (1972г.) поменял изначальную дефиницию оперативно-розыскных мероприятий, определив их как "базирующиеся на применении особых негласных средств и способов в сочетании с гласными средствами и способами воздействия оперативного сотрудника органов внутренних дел, нацеленные на решение отдельных задач борьбы с преступностью".

1.2 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1 Проведение оперативно-розыскных мероприятий

2.2 Условия, содержащие исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, являющиеся основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, могут содержаться в ориентировках и розыскных заданиях, поступивших из других органов внутренних дел.

Розыскные ориентировки направляются в органы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемых лиц, но неизвестны конкретные адреса и связи. Они передаются по каналам телетайпной либо почтовой связи, доводятся до сведения всего личного состава и хранятся в дежурных частях. Ответы на розыскные ориентировки, как правило, не составляются.[18]

Поступление сведений о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов выделено законодателем в качестве отдельного основания проведения оперативно-розыскных мероприятий. Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными.

Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от граждан либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций.

Заявления и сообщения о безвестном исчезновении регистрируются в дежурной части органа внутренних дел, а их проверка поручается сотрудникам уголовного розыска, которые могут осуществлять необходимые оперативно-розыскные мероприятия.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий на основании заявлений о безвестном исчезновении людей принимается решение, заключающееся, во-1-х, в установлении местопребывания лица и, во-2-х, в проверке версии о преступном характере исчезновения. Поэтому оперативно-розыскные мероприятия имеют все шансы проводиться незамедлительно, то есть после получения заявления в одном ряду с проверочными действиями.

В случае, если по итогам проверки заявления не станет установлено признаков совершения правонарушения в отношении исчезнувшего лица, то согласно ст.148 УПК РФ выносится распоряжение об отказе в возбуждении уголовного дела. Впрочем, в случае не установления местопребывания лица в одно и тоже время с принятием процессуального заключения надлежит завести розыскное дело, и последующие оперативно-розыскные события имеют все шансы проводиться на основании одобренного плана работы вплоть до прекращения производства по делу.

Установление личности неопознанных трупов не предписано в задачах оперативно-розыскной деятельности, сформулированных в ст.2 ФЗ РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", впрочем, сведения об обнаружении неопознанных трупов рассматриваются законодателем в качестве причины для проведения оперативно-розыскных мероприятий.


Обязательность их проведения появляется, как правило, в случаях обнаружения на трупе симптомов насильственной смерти. Заключение о причине смерти выносится судебно-медицинским специалистом на основании проделанного изучения или же экспертизы.[19]

В соответствии со ст.7 ФЗ РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Получение перечисленных процессуальных документов следует рассматривать в качестве повода, а не собственно основания проведения оперативно-розыскных мероприятий. В этих документах должны содержаться фактические основания проведения оперативно-розыскных мероприятий в виде сведений, обосновывающих их необходимость.

Поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий как процессуальная форма взаимодействия органов, осуществляющих соответственно уголовное судопроизводство и оперативно-розыскную деятельность, предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством.

Согласно п.4 ч.2 ст.38, ч.4 ст.157 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не должны содержать предписаний о проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий, их месте, времени и тактике. Все эти вопросы оперативные работники решают самостоятельно. Выполнение таких поручений согласно ст.14 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.[20]

Вторым субъектом, наделенным правом давать поручения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с новой редакцией ст.7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», является руководитель следственного органа. К сожалению, ст.39 УПК РФ, закрепляющая полномочия этого должностного лица, напрямую не наделяет его правом на дачу поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Такое право, согласно ст.7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», может появиться у руководителя следственного органа лишь в случае принятия им уголовного дела к своему производству. В то же время системный анализ содержания отмеченных выше уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных норм позволяет признать допустимым и законным право руководителя следственного органа давать органам дознания письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по любым уголовным делам, находящимся в производстве подчиненных ему следователей.


ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1 Проведение оперативно-розыскных мероприятий

В абз.1 ст.8 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» конкретизируется конституционный принцип равенства всех перед законом, в соответствии с которым при наличии законных оснований оперативно-розыскных мероприятий могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения.

Однако этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента, депутатов Федерального Собрания и судей.

Одной из основных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве оперативно-розыскной деятельности является обеспечение субъектами оперативно-розыскной деятельности соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, то есть обязанность субъектов оперативно-розыскной деятельности соблюдать эти самые права и свободы.

Отличие данного понятия от понятия "обеспечение прав и свобод" состоит в том, что последнее, как уже говорилось, шире, и включает в себя помимо первого понятия также понятие контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью, и перечень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых необходимо при проведении оперативно-розыскных мероприятий.[21]

Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Обязанность государства - их признание, соблюдение и защита. В ст.17-64 Конституции РФ названы правовые основы статуса личности, которые не могут быть изменены иначе как в порядке, определенном Конституцией РФ (ст.64). Органы, осуществляющие оперативно-розыскной деятельности, выступая от имени государства, которое в соответствии со ст.45 Конституции гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, обязаны согласно ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» предпринимать все необходимые меры по защите конституционных прав граждан, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.


Это означает, что согласно закону, в целях защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина оперативно-розыскные мероприятия должны осуществляться своевременно и в достаточном объеме. Гарантией выполнения этого предписания являются ведомственный и судебный контроль за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

В то же время защита конституционных прав и свобод предполагает взаимную ответственность государства и граждан. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ (ст.23, 25, 55) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека.

Что является гарантией соблюдения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, прав и свобод человека? Ответ лежит на поверхности – строгое соблюдение требований ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» относительно оснований и условий осуществления оперативно-розыскной деятельности, соблюдение принципа законности.

Конкретизация оснований проведения оперативно-розыскной деятельности предусмотрена ст.7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», условий ограничения конституционных прав граждан – ст.8 данного закона.

Причины и обстоятельства ограничения прав людей при производстве оперативно-розыскной деятельности считаются важными (но не единственными) гарантиями соблюдения прав и свобод человека и гражданина.[22]

Причинами для проведения оперативно-розыскных мероприятий считаются фактические данные, достаточные для предположения о совершении действия, подпадающего под признаки какого-либо состава преступления, или о мероприятиях или же деяниях, которые имеют все шансы представлять опасность государственной, военной, финансовой или же экологической безопасности РФ.

По собственной природе (происхождению) данные, являющиеся базой для проведения оперативно-розыскных мероприятий, имеют все шансы быть получены в рамках уголовного судопроизводства, в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а еще не процессуальным и не оперативно-розыскным методом.

Законодатель не выдвигает строгих ограничений или же критериев возникновения этих данных. Причины для проведения оперативно-розыскных мероприятий плотно связаны с целями и задачами оперативно-розыскной деятельности.


Рассматривая причины в соотношении с целями и задачами, можно сделать заключение, что для проведения оперативно-розыскных мероприятий довольно только предположения относительно подготовки или совершения преступления по наличию отдельных признаков, указывающих на такие деяния либо на лиц, их подготавливающих, совершающих или же уже осуществивших, при этом это подозрение может носить характер версии, основанной на прецедентах.

В случае оконченного общественно опасного действия, когда уже очевидны данные, которые указывают на признаки преступления , речь идет о реализации задачи раскрытия правонарушения, обнаружения лица (лиц), его осуществившего, а в случае, если эта личность установлена и скрылась, то о ее поиске.[23]

Сказанное вытекает из таких задач оперативно-розыскной деятельности, как:

- выявление, предупреждение, пресечение преступлений;

- выявление и установление лиц, их подготавливающих;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (ст.2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»).

Для решения этих задач необходимо и достаточно обоснованного предположения о причастности лиц к совершению преступления, о признаках преступления, о событиях, гипотетически носящих характер угрозы. В случае если лицо скрылось от следствия и суда, то сам этот факт уже является основанием для реализации одной из задач оперативно-розыскной деятельности, а соответственно, и проведения по этому факту оперативно-розыскных мероприятий.

Основания, указанные в ст.7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», относятся не к оперативно-розыскной деятельности в целом, а к проводимым оперативно-розыскным мероприятиям как в их совокупности, так и применительно к отдельным оперативно-розыскным мероприятиям. При этом результаты проведения одного оперативно-розыскного мероприятия могут являться основаниями для проведения другого. В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий применительно к одному делу (событию, преступлению, ситуации, проверке заявления и т.д.) возможно получение оперативно-розыскной информации относительно событий или действий, выходящих за пределы первоначальной цели проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В процессе оперативно-розыскной деятельности происходит накопление различной попутной информации, изначально не имеющей отношения к расследуемым событиям или действиям, однако в процессе ее сопоставления возможно получение новых данных, обоснованных предположений, выводов, выдвижение версий, которые требуют проверки, а соответственно, и проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий. В этих случаях проведение оперативно-розыскных мероприятий всегда является обоснованным (имеющим фактические основания).