Файл: Опыт решения проблемы обучения и развития детей в развитых странах (США, Франции, Великобритании, Японии, Германии и др.) ( ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В зарубежных странах право на образование закрепляется на конституционном уровне и образует предмет законодательного регулирования, результатом которого становится формирование самостоятельной отрасли образовательного законодательства.

Понятие образование — весьма сложное имеет много аспектов. Оно связано не только с воспитанием, обучением и развитием учащихся. Это объемное социальное явление, которое связано с экономикой, культурой, научно-техническим прогрессом, различными инновациями, экологией, и конечно же с политикой и идеологией.

Образование — это сфера приложения многих наук: общественных, технических, естественных. И так как науки находятся в постоянной динамике, так и образование постоянно трансформируется, изменяется, чутко реагируя на изменения во внешней среде и в то же время активно влияет на состояние самой среды: на общество, социум, цивилизацию в целом. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, методами, которые позволяют выработать общий подход к тем или иным явлениям, фактам, объяснить их и применить их на практике. Н.Г. Чернышевский выделил три качества, которыми характеризуется образованный человек: обширные знания, привычка мыслить, и благородные чувства (ссылка).

Таким образом, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но также возможность правильно мыслить, творить, критически оценивать все происходящее вокруг с нравственных позиций. Любая система образования имеет свою национальную окраску, связанную с историей развития страны.

Важной чертой развития мирового рынка образовательных услуг является влияние интеграции на образовательный процесс, что порождает взаимодействие и кооперацию между странами. В мировой экономике высшее образование становиться массовым и диверсифицированным. Его современная отличительная черта интернационализация. Зарубежный опыт развития сферы образовательных услуг интересен для российских учебных заведений.

Объектом исследования выступает система общественных отношений, складывающихся, в сфере обучения и развития детей в зарубежных странах.

Предмет исследования образуют современное состояние нормативного регулирования комплекса процессуальных особенностей обучения и развития детей в странах Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также проблемы научно-методологического и нормативно-прикладного характера.


Целью исследования является изучение теоретических положений организации системы образования, обучения и развития детей в таких странах как США, Япония,Германия и Франция.

Цель настоящего исследования предопределила постановку и решение следующих задач:

1. Отразить особенности образования и развития детей в Германии

2. Исследовать систему образованияво Франции

3.Изучить образование и его особенности в США

4. Рассмотреть системуобразования в Японии

Методологическую основу составляют общенаучные методы познания, а также специальные: логический, системно-структурный, сравнительно-правовой и др.

Научная новизна и актуальность исследования заключается в том, что оно представляет собой попытку комплексного исследования вопроса обучения и развития детей в развитых странах.

Структура работы обусловлена целями и логикой исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1.ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

1.1. Особенности образования и развития детей в Германии

Германия создала одну из лучших образовательных систем в мире. Обучение является бесплатным и всеобщим, а учеба в школе – обязательной для всех граждан страны. Образование в Германии на современном этапе продолжает традиции предыдущих лет, что делает немецкие учебные заведения примером для других государств и демонстрирует высокую заинтересованность правительства в повышении престижности обучения на всех уровнях[1].

Система обучения состоит из нескольких ступеней: дошкольное, начальное, среднее, высшее образование. Как и в других западных странах, обучение в школе проходит в несколько этапов и в среднем составляет около 13 лет – это один из наиболее длительных сроков в Европе. В школу дети идут с 6 лет, а заканчивают полный курс среднего обучения в 19.

Специалисты отмечают такие особенности образовательной системы в Германии:


  • рынок образования имеет свои особенности: каждое учебное заведение, которое находится на территории отдельной земли (административной единицы), устанавливает свои программы, включая в нее необходимые компоненты, сроки каникул и периодов учебы, свои правила приема и обучения;
  • дошкольное и высшее образование учащиеся получают по желанию, учеба в школе обязательна;
  • дети учатся не только в государственных, но и в частных, религиозных, коммунальных заведениях.

Иностранцы могут обучаться в любом учебном заведении, но условия приема в частные, католические детсады, школы, вузы более сложные, чем для государственных учреждений.

Воспитание детей в Германии начинается с дошкольных учреждений. Они имеют давние традиции, поскольку первые такие заведения появились более 200 лет назад. И сегодня, так же, как и в XIX веке, главной целью их работы является гармоничное развитие личности ребенка и его подготовка к школе[2].

Обычно дети находятся в саду только до обеда, во второй половине дня уходят домой. Впрочем, для тех семей, где взрослые работают полный рабочий день, есть своеобразная «продленка» – малыши находятся там до вечера.

Ежедневно около 30 % немецких детей в возрасте от 3 до 6 лет посещают садик, и к 6 годам они уже прекрасно подготовлены к школьному обучению. Для остальных с пятилетнего возраста организованы подготовительные занятия под общими названиями Schulnachmittage, Vorbereitungsjahr, Vorschule. Здесь пятилетки в течение года проходят подготовку к школе.

Немецкие дети идут в первый класс в 6 лет, причем в разных землях возраст первоклассников немного различается. В некоторых землях шесть ребенку должно исполниться до 30 июня текущего года, в других – до 30 сентября или даже до 31 декабря. Grundschule – базовая школа, где дети обучаются 4 года (по разным правилам земель это может быть 5-6 лет) при средней нагрузке в неделю 20-30 часов.

В течение этого времени дети получают основные знания по таким предметам:

  • немецкий язык,
  • математика,
  • краеведение,
  • музыка,
  • религия.

Первые два года оценки не ставят, и только с третьего класса начинают выставлять баллы за устные ответы и письменные работы. Используется шестибалльная система.

Начальное образование дает ребенку общие знания: здесь дети овладевают навыками письма, чтения, счета, узнают основную информацию об окружающем их мире. Дальнейшее обучение зависит от способностей ребенка, его планов и намерений родителей.


Средние школы делятся на несколько типов: основная, реальная школы и гимназия. Обучение в них происходит в два этапа: среднее I – до 10 класса, среднее II – 11, 12 классы. Эти названия условны и просто обозначают ступени полученного образования, они соответствуют российским понятиям неполного среднего и общего образования, которые открывают перед учащимися разные возможности[3].

В основную или главную школу hauptschule идут более слабые ученики. Срок обучения – 5 лет, основная задача – подготовить к малоквалифицированной работе. После окончания hauptschule можно идти работать или учиться в системе профобразования.

Учащиеся, получившие в начальных классах средние баллы, продолжают обучение в реальной школе realschule. Закончив 10-й класс, учащийся получает возможность работать или поступить в гимназию и обучаться в ней 11-12 классы.

По данным статистики, почти 10 % учащихся обучаются в школах, объединяющих основное и реальное обучение. Такая система комбинированного образования позволяет получить профессиональную подготовку.

Гимназия – самое престижное учебное заведение. В пятый класс учащийся может поступить только по рекомендации учителей. В гимназии учатся 9 лет. После 12-го класса выдается диплом, с которым может вступить в технический институт. Обучение в 13-м классе и сдача государственного экзамена позволяет получить аттестат и поступать по его оценкам в любое высшее учебное заведение.

Есть еще так называемые общие школы. В них учатся 6 лет, в некоторых открыты классы с 10-го по 13-й. В такое учебное заведение можно поступить без рекомендации учителей.

Если по каким-либо причинам дети не могут обучаться в общих школах, для них существуют особые учебные заведения в рамках среднего I и II уровня. Это школы для детей со слабым слухом, зрением, для умственно неполноценных, неспособных к обучению, для больных, требующих длительного лечения.

Специальное образование в Германии дает возможность получить среднее образование даже тем детям, которые нуждаются в особых методах обучения. В зондершколы детей направляют по решению государственных органов[4].

Закончив 10-й класс такого учебного заведения, дети могут снова поступить в 10-й класс общей школы, а после перейти на средний уровень II и продолжить обучение в вузе.

Получение профессии после школы выбирает почти половина выпускников 10-го класса. В Германии профессиональное техническое образование обозначается специальным термином – дуальное обучение. Это означает, что занятия проходят в двух местах: 3-4 дня непосредственно на производстве, 1-2 дня в неделю – в самой профессиональной школе. Учащиеся, которые получают профессию (проходят ausbildung), получают стипендию, обеспечиваются общежитием, овладевают навыками будущей профессии.


Формальные требования при поступлении отсутствуют, учеба продолжается 2-3 года. Иностранцы могут получить вид на жительство, если они зачислены на профобразование этого типа.

Вступительных экзаменов в высших учебных заведениях нет, но далеко не все выпускники школ имеют право на поступление в вузы. Им обладают только те, кто окончил гимназию, причем с отличными оценками.

Единой программы обучения не существует. Любой преподаватель может составить свой курс и читать лекции по тем направлениям, которые особенно важны в данный момент.

С одной стороны, это лишает студентов возможности переходить из вуза в вуз, поскольку программы различны, с другой стороны – дает возможность воспитать узкопрофильных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний, поскольку каждый преподаватель обучает тому, в чем он достиг успеха.

Оценивание в университете происходит по пятибалльной системе, с тем отличием, что 5 – самая низкая отметка – неудовлетворительно, а единица принята за отличный балл.

Вузы делятся на две большие группы: университеты и высшие школы. Считается, что в университетах особое внимание уделяется классическим наукам, а в высших школах, так называемых die hochschule – современным. По традиции, в университете готовят юристов, врачей, специалистов естественных наук (химиков, биологов, физиков), а также социологов, историков, лингвистов. Наряду с обучением в каждом университете ведутся исследовательские работы, в которых принимают участие студенты.

Дополнительно существует система кураторов, а также менторов-старшекурсников, которые помогут разобраться с материалом. Преимущества обучения – возможность выбрать те курсы, которые покажутся студенту более интересными, самому составить индивидуальный план.

Высшие школы имеют более практическую направленность в обучении. Так, огромной популярностью в последние годы пользуются fachhochschulen, возникшие на основе инженерных школ. Сроки обучения здесь значительно меньше, при этом огромное внимание уделяется прикладному использованию знаний[5].

В таких школах учатся будущие программисты, экономисты, менеджеры, которых больше интересуют не классические дисциплины, а практика, стажировка на предприятиях. Обучение длится 3-4 года.

Популярна также высшая школа, которая готовит работников творческих профессий: музыкантов, певцов, специалистов масс-медиа.

После окончания основного курса обучения в вузе и получения степени бакалавра можно углубить знания по выбранной специальности и в течение двух-четырех семестров получить степень магистра. Преимущества магистратуры: стажировка, углубленные исследования в лабораториях, практические навыки в выбранной профессии.