Файл: Опыт решения проблемы обучения и развития детей в развитых странах (США, Франции, Великобритании, Японии, Германии и др.) ( ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку высшие учебные заведения заинтересованы в молодых кадрах, проявивших интерес к науке, они оказывают всяческое содействие молодым ученым, которые выразили желание углубленно овладеть своей профессией. Аспирантура дает возможность продолжить обучение талантливым выпускникам вузов, чтобы впоследствии защитить диссертацию и получить ученую степень.

Магистры и бакалавры имеют право повысить свою квалификацию в университете и дополнительно пройти обучение в течение года или двух. Послевузовское образование – это возможность получить звание мастера и соответствующий документ, который позволяет увеличить шансы на рынке труда.

Современная немецкая система образования является одной из лучших в мире. Школы и вузы ФРГ высоко ценятся во многих странах. При этом в федеральных землях в Германии есть свои правила организации обучения детей.

Получение образования проходит в несколько этапов, начиная от дошкольного и до получения профессии, причем социализация происходит различными путями. Такая система дает отличные результаты и позволяет немцам ежегодно выпускать сотни тысяч квалифицированных специалистов.

1.2. Образование во Франции

Система образования Франции является централизованной, а его политика полностью контролируется Министерством национального образования. В стране функционирует свыше 60000 учебных заведений различных уровней, до 20% которых являются частными. При этом учащиеся в совокупности составляют более 15 миллионов человек[6].

Основной язык преподавания - французский. Некоторые вузы разработали и внедрили курсы для студентов-иностранцев на английском. Преподавание религии запрещено в учреждениях начального и среднего образования.

Продолжительность учебного года стандартизована на уровне Министерства национального образования. Во всей стране дети начинают учиться в начале сентября, а заканчивают — в начале июля. В течение года предполагаются каникулы:

  1. Осенние, приуроченные ко Дню всех святых (последняя неделя октября и первая неделя ноября - 2 недели).
  2. Рождественские и новогодние (2 недели).
  3. Зимние (2 недели в середине февраля).
  4. Весенние, приуроченные к Пасхе (2 недели в середине апреля).
  5. Летние (2 месяца - с июля по сентябрь).

Рис. 1 Система французского образования включает несколько этапов


Структура образовательной системы состоит из 3 уровней.

Учреждения начальной образовательной ступени — ДОУ (ясли, детские сады) и начальные школы.

Ясли посещают дети с 2 месяцев до 2 лет, а детские сады — с 2 до 5. Они работают, как правило, в течение рабочего дня (7:30–18:30) либо несколько часов в день. Возможен и продлённый день по согласованию с руководством.

Дети 2–5 лет во Франции посещают детские сады

В яслях нет групп, все малыши находятся вместе. В детских садах идёт разделение на две подгруппы — до 4 лет и с 4 до 5 лет. В первой дети играют, общаются друг с другом, а во второй — поют, рисуют и занимаются реализацией прочих творческих навыков, гуляют на свежем воздухе и изучают окружающий мир[7].

Коренное население не стремится отдавать своих детей в ДОУ, поскольку в них ходит большое количество детей иммигрантов.

Посещать ДОУ ребёнок может только по желанию родителей.

Учреждения начальной школы посещаются детьми 6–11 лет. Программа обучения включает в себя 5 классов. До обучения в начальной школе дети должны посещать дополнительные курсы подготовки к школе при детских садах

Первый класс представляет собой курсы подготовки к учёбе в школе, которые преподаются в рамках детского сада. Здесь дети учатся письму, чтению, разговорной речи и самостоятельности. Учёба в последующих классах осуществляется уже в стенах начальных школ. Учебный план включает такие дисциплины, как математика, речь, письмо, этика, рисование, коммуникация.

Одарённые дети по наставлению учителей могут быть переведены в старшие классы. Посещать начальную школу должен каждый ребёнок во Франции.

Учреждения средней образовательной ступени — коллежи и лицеи. При этом нумерация классов здесь обратная (с 6 по 1 класс + выпускной). Коллежи — младшие средние школы. Здесь обучаются дети 11–15 лет (всего 4 года обучения: 6–3 классы). Учебный процесс подразделяется на циклы[8]:

  1. Адаптационный (6 класс). Из начальных школ сюда принимаются дети без вступительных испытаний. Программа направлена на закрепление и систематизацию знаний, полученных ранее. В неё включён один иностранный язык по выбору ученика.
  2. Основной (5–4 классы). Главная цель - углубление имеющихся навыков и знаний, а также подбор наиболее подходящего направления обучения в лицее. К базовым учебным дисциплинам добавляют естественные науки и несколько иностранных языков по выбору.
  3. Профессиональный (3-й класс). Происходит специализация по одному из направлений — общему, профессиональному, техническому. По окончании цикла сдаётся национальный экзамен.

Учёба в коллежах является обязательной. По окончании этих учреждений выдаются сертификаты об окончании неполного среднего образования.

Лицей - старшая средняя школа, где учатся дети 15–18 лет (3 класса в общем случае) и по окончании учёбы сдают экзамены. Лицеи разделены на общие, технологические и профессиональные (аналог российских ПТУ). Профессиональные проводят вступительные испытания для абитуриентов, в то время как в учреждениях других типов необходима запись.

Выпускники лицеев получают дипломы, с которыми могут поступать в вузы. По итогам выпускных экзаменов в общих и технологических лицеях выдаются дипломы об окончании общего и технологического бакалавриата соответственно, которые необходимы для поступления в вуз. В профессиональных же цикл обучения сокращён до двух лет, а по их окончании оформляется сертификат о профпригодности, который необходим для дальнейшей работы на предприятии.

Учреждениями высшего образования во Франции являются высшие школы, университеты и технологические институты. Основная масса вузов является государственными, но имеются и частные. Абитуриенты, как правило, проходят вступительные испытания - экзамены и собеседование.

Структура образовательного процесса в вузах включает 4 этапа обучения. Все высшие учебные заведения участвуют в Болонском процессе с 2002 года. Современная система обучения включает следующие этапы[9]:

  1. Бакалавриат. 3 года обучения. В зависимости от специализации выдаётся диплом DEUG или DEUST, подтверждающий академическое или научно-техническое образование. С DEUST выпускники могут устроиться на работу менеджерами.
  2. Магистратура. 2–3 года обучения в зависимости от специальности. После первого года обучения присваивается степень лиценциата, второго -магистра, а после третьего - инженера.
  3. Дополнительный цикл послевузовского образования. 1 год обучения. Приём осуществляется по результатам собеседования. По окончании выдаётся диплом о специальном или исследовательском образовании, который необходим для дальнейшего поступления в докторантуру.
  4. Докторантура. 3–4 года обучения. Для приёма с абитуриентом проводится собеседование. В конце обучения соискатель докторской степени должен написать и защитить диссертацию перед Национальной комиссией, после чего выдаётся диплом доктора наук.

Практически после каждого года обучения проводятся экзамены, а студентам выдаются национальные дипломы, которые соответствуют тому или иному этапу обучения в конкретном вузе. Такая особенность образовательной системы несколько затрудняет понимание образовательных документов.


Все французские ДОУ являются платными. При этом стоимость зависит от количества часов ежемесячного посещения и совокупного дохода семьи. Как правило, за одного ребёнка родители платят 200–300 Ђ каждый месяц.

Учёба в школах и учреждениях среднего образования является бесплатной. Однако по волеизъявлению родителей ребёнок может посещать частные учреждения. Стоимость обучения в них начинается от 1000 Ђ в месяц.

В государственных вузах учатся бесплатно, поскольку Министерство образования их субсидирует. Однако студенты должны вносить символическую плату около 185 Ђ за год обучения в бакалавриате, 250 - в магистратуре, 400 - в докторантуре. Частные вузы взимают плату порядка 2000–10000 Ђ в год.

2.СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

2.1.Образование и его особенности в США

В США образовательная система контролируется не централизованно (Министерством образования), а на местном уровне. В каждом из штатов есть выборное управление, которое занимается составлением учебных планов и следит за их выполнением. Функция федерального правительства сводится только к финансированию учебных заведений, являющихся государственными[10].

Американская модель образования основана на принципе Liberal Arts. Он предполагает самостоятельный выбор учащимися жизненных ценностей и несение за этот выбор ответственности. Еще в школе ученики имеют право изучать те предметы, которые пригодятся им при получении будущей специальности.

В американских учебных заведениях количество часов теоретических курсов сведено к минимуму. Большинство занятий – практические: перед учащимися ставятся конкретные жизненные задачи, которые им приходится решать, используя имеющиеся знания.

Этапы обучения в Америке: дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и высшее образование.

Дошкольное образование является первой ступенью, которая известна под названием Preschool. В ее рамках функционируют ясельные группы для детей от 2 лет, дневные школы и центры по уходу за детьми, достигшими 3-4 лет. Некоторые из этих заведений работают 24 часа в сутки. Их посещение, как и в большинстве стран, не является обязательным. Детские сады в США функционируют на коммерческой основе. Средняя ежемесячная плата колеблется в пределах 850–1 200 долларов.


Дошкольное образование в Америке направлено на всестороннее развитие каждого ребенка. Воспитатели помогают детям научиться правильно говорить, играют с ними, учат танцевать, рисовать, ставить сценки и так далее. Четкая образовательная программа для таких центров не предусмотрена.

Начиная с 5-летнего возраста каждый ребенок может посещать подготовительный класс. Основная их масса работает при школах. Подготовительные группы бесплатные, их финансирует правительство каждого штата. Здесь детей готовят к школе, учат читать, считать, писать, помогают адаптироваться в коллективе. Параллельно существуют и частные платные подготовительные центры.

Во многих штатах практикуется выдача сертификатов о получении дошкольного образования. В них указывается наименование заведения, которое посещал ребенок, период обучения, дается характеристика поведению и способностям. В некоторых начальных школах такой сертификат является необходимым условием для зачисления на учебу[11].

Начальное образование в США обязательное, известно оно как Elementary School. Обучение длится на протяжении 5 лет: с 1-го по 5-й классы. Все дети должны посещать начальную школу с 6 до 11 лет.

Учеников распределяют по классам после прохождения ими теста на уровень IQ с учетом их способностей. Среди начальных школ в Соединенных Штатах есть государственные, частные и церковно-приходские учебные заведения.

Программа обучения включает такие академические дисциплины:

  • арифметика;
  • письмо;
  • чтение.

Общественным и естественным наукам уделяется мало времени. Чаще всего они объединяются в таком предмете, как краеведение.

Все дисциплины преподаются одним учителем. Исключение составляют только музыка, изобразительное искусство и физическая культура. Качественное наполнение программы не регулируется на государственном уровне.

Во многих штатах в начальных школах большое количество времени отводится на экскурсии, реализацию художественных проектов и прочие методы обучения через развлечения.

Среднее обязательное образование (Secondary Education) в Соединенных Штатах состоит из двух ступеней: младшая и старшая средние школы. В Middle School предусмотрено обучение детей на протяжении 3 лет – с 6-го по 8-й классы. То есть ученики посещают младшую среднюю школу с 11 до 13 лет.

К обязательным предметам относятся английский язык, математика, естественные и общественные науки, физическая культура. Младшая средняя школа в США предусматривает формирование классов с различными уклонами. Те, у кого имеются особые способности по определенной дисциплине, посещают классы с углубленным ее изучением[12].