Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время развитие научно-технического прогресса приводит к существенному ускорению изменений в бизнесе. Информационное взаимодействие заставляет внедрять новые технологии производства и форму взаимодействия в продвижении продукции. Все это накладывает сильное влияние на требования к скорости и качеству принимаемых решений.

Любые управленческие процессы сопряжены с принятием решений. В настоящее время российские руководители современных предприятий недостаточно знакомы с теорией и практикой принятия решений.

Разработать эффективное решение в организации весьма сложно, но еще сложнее реализовать его. Реализация решения – это процесс воплощения в реальность поставленной цели. И достичь этой цели возможно только тогда, когда из предложенных альтернативных вариантов будет выбрано единственное правильное решение.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что на современном этапе развития правильные и своевременные решения в организации являются одним из главных факторов, способствующих эффективной деятельности любого предприятия. При этом знание современных моделей и методов принятия решений, а также умение применять их на практике, помогает руководителям при разработке и последующим принятия эффективных решений.

Только при таком подходе, при логичной и структурированной разработке деятельности организации, возможно ее эффективное функционирование. Поэтому разработка решений на основе прикладных исследований деятельности организации значительно влияет на эффективность ее деятельности в целом.

Цель исследования – разработка мероприятий по совершенствованию подготовки и реализации решений в ООО «ЕвроКомфорт».

Исходя из поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты организации подготовки и реализации решений;
  • провести оценку подготовки и реализации решений на примере ООО «ЕвроКомфорт»;
  • разработать направления совершенствования процесса подготовки и реализации решений в ООО «ЕвроКомфорт».

Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью ООО «ЕвроКомфорт».

Предмет исследования – подходы и способы принятия эффективных решений в ООО «ЕвроКомфорт».

В настоящее время имеются только теоретические разработки общего характера по принятию управленческого решения, которая может быть применима к деятельности руководителя современного предприятия.


Проблема обусловлена наличием противоречия между необходимостью повышения результативности деятельности предприятия, с одной стороны, и недостаточной теоретической разработанностью методов принятия решений, с другой.

При обосновании теоретических выводов применялись принципы логики и экспертных оценок, методы сравнения и обобщения, приемы статистического и экономического анализа.

Работа состоит из введения, трех глав, выводов и списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность решений в организации

Управленческая деятельность связана с принятием решений. В обобщенном понимании под решением принято понимать поиск определенного варианта действий, само действие и его результат. Управленческие решения являются результатом анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения цели [16].

Процесс принятия решений чаще отражает существующие проблемы, отношения в организации.

Необходимость постоянно решать данные проблемы характеризует непрерывность управленческого процесса в организации, иначе начнется снижаться эффективность деятельности организации.

Смысл управленческой деятельности любой организации состоит в обеспечении достижения ею поставленных целей.

Выработка мер по управлению осуществляется в виде разработки, формулирования, принятия и осуществления решений этой фирмой.

По мнению Н.Л. Титовой, управление представляет собой целенаправленное воздействие для организации и координации достижения поставленных целей. Одна из основных форм такого воздействия – управленческое решение. Управленческое решение понимается данными авторами как акт выбора одной из возможных альтернатив и является результатом деятельности менеджера (управленца) [22, С. 145].

Управление предполагает наличие целей и приложение усилий к их достижению. Согласно [26, С. 75] «управление – функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей». Аналогичное определение дает «Новая философская энциклопедия»: «Управление — функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем… Наиболее общими функциями управления считаются: поддержание и оптимизация системных характеристик, сознательное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, учет». Второе определение выделяет наиболее общие функции управления, которое само по себе, согласно этому определению, тоже является функцией, что подчеркивает трудность дефиниции такого тавтологически ясного, в силу его близости к общечеловеческому представлению о власти, понятия, как управление. Так или иначе, управление предполагает наличие некого органа, выполняющего воздействие, и нечто, подверженное этому воздействию. Первое является субъектом, второй — объектом управления.


Под принятием решения в организации понимается «выбор альтернативы в процессе реализации основных функций управления. Управленческое решение — это, прежде всего, творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе управленческой информации о ее состоянии, направленное на достижение поставленных целей» [18, С. 19].

Известный исследователь и бизнес консультант И.К. Адизес считает, что в современном мире в работе менеджера происходит постоянный процесс, требующий постоянного принятия новых решений.

Приведенная схема (рис. 1.1) иллюстрирует постоянно возникающую необходимость принятия решений в бизнесе, но из него не вытекает понимания того, что из себя представляет само управленческое решение. Менеджеры выполняют управленческие функции и имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, то есть: планированию, организации, мотивации, контролю [14, С. 115].

Рис. 1.1. Обоснование необходимости управленческого решения по И.К. Адизесу

Управленческое решение представляет собой выбор из нескольких альтернатив, осуществленный директором организации в рамках его должностных полномочий, в рамках его компетенции. Этот выбор направлен на достижение целей данной организации [12, С. 81].

Э.А. Смирнов уточняет понятие управленческого решения. По его мнению, управленческое решение – это не просто результат выбора, а вариант действий, который менеджер выбирает в соответствии с занимаемой должностью с целью обеспечения выполнения стоящих перед организацией задач [20, С. 55].

А.Л. Ломакин несколько иначе подходит к определению понятия управленческое решение. Так, управленческое решение – это творческое и волевое воздействие менеджера, направленное на достижение поставленных целей. Важно, что такое воздействие является основанным на знании объективных законов функционирования системы управления и анализе информации о ее состоянии [17, С. 69]. Российский исследователь Е.В. Зубарева также видит в изучаемом понятии стратегический или тактический альтернативный выбор целенаправленных действий в рамках предоставленных полномочий и имеющихся компетенций [11].

И.В. Бережной определяет управленческое решение как директивный выбор целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе ситуации и содержит программу достижения цели [3, С. 240].

Российский ученый В.О. Глущенко, понимает под управленческим решением результат мыслительной деятельности руководителя или управленческой команды компании, направленный на подчиненных для разрешения возникших проблем [9, С. 66].


Неоднозначность трактовки управленческого решения объясняется тем, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл соответствующий конкретному направлению исследования. А также в иных случаях определения понятия «решение» различаются в связи с различными подходами авторов к данной проблеме. Эти подходы могут быть чрезмерно общими или опираться на убеждения автора и носить довольно субъективный характер.

Таким образом, решение в организации является результатом осуществления субъектом управления выбора определенного варианта решения организационных или управленческих задач. Управленческое решение состоит из набора взаимосвязанных последовательных действий, нацеленных на решение проблемы и устойчивое развитие системы управления.

Отличие решений от запланированных, обыденных решений, отличается следующими аспектами:

  • для планирования, разработки решений нужны большие материальные затраты, для обыденных решений затраты не нужны;
  • реализация решений также требует финансовых ресурсов, в отличие от обыденных;
  • от решений зависит деятельность многих людей (организации, коллектива, подразделения, отдела), а от обыденных одного человека или нескольких людей;
  • последствия решений более длительные, чем последствия обыденных решений;
  • управленческие решения значительно влияют на принимаемые в будущем решения;
  • высокая ответственность за принимаемые в фирме управленческие решения [7, С. 167].

Процессом принятия решения является деятельность субъектов решения, направленная на принятие решения. Входом для процесса принятия решения является проблема, выходом – выработанное управленческое решение, инструментом – субъект принятия решения, методами – используемые регламенты, процедуры, способы разработки решения [2, С. 69]. Процесс выполняется при определенных ограничениях, являющихся характеристикой ситуации (контекста) решения. В литературе приводятся классификации решений по различным признакам, в частности: по предметной области проблемы, типу стимула, любой интересующей исследователя характеристике субъекта решения, видам ограничений (временным, ресурсным и т.д.), а также видам выработанных решений. Последние укрупненно разделяют на стратегические и операционные решения, а также программируемые (рутинные, routine) и непрограммируемые (творческие, nonroutine, nonprogrammed).

Таким образом, управленческие решения в организации – это сложный, творческий акт субъекта управления, который определяет план деятельности всего коллектива по эффективному разрешению назревшей в организации проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии (взаимоотношениях в организации, формальных и неформальных ролях и т.п.).


Рассмотрим стадии принятия решений, выделяемые в российской и зарубежной практике.

М. Мескон и Ф. Хедоури выделяют 5 этапов в процессе принятия решения, после которых следует непосредственно реализация решения и обратная связь: 1) диагностика проблемы, 2) формулировка ограничений и критериев для принятия решения, 3) определение альтернатив, 4) оценка альтернатив, 5) окончательный выбор, 6) реализация решения, 7) Обратная связь [16].

И.А. Фирсова к основным стадиям процесса принятия решения относит 3 стадии. Первая, разведывательная, включает в себя осознание необходимости принятия решения; вторая, проектная, представляет собой проектирование альтернатив; заключительная стадия, стадия выбора и реализации – это принятие и реализация управленческого решения [24, С. 54].

По мнению С.Ш. Левиной, состоит из:

1. Постановки задачи (выявление и описание проблемной ситуации, определение располагаемого времени, определение имеющихся ресурсов)

2. Формирования решений (анализ проблемной ситуации, формирование гипотез, формирование целей, определение ограничений, генерация решений, измерение предпочтений решений)

3. Выбор решения (определение допустимых решений, формирование критериев выбора, определение эффективных решений, выбор единственного решения) [16, С. 88].

Лапыгин Ю.Н. выделяет 4 этапа в процессе разработки и реализации управленческого решения: выявление проблемной ситуации; подготовка решения (анализ проблемы, генерирование и оценка альтернатив); управленческое воздействие; контроль за выполнением решения и оценка его эффективности [14].

С.Н. Чудновская приводит схему принятия рационального управленческого решения, состоящую из восьми шагов, объединенных в четыре этапа:

1. Определение проблемы (осознание и идентификация проблемы).

2. Сбор информации (идентификация проблемы и разработка альтернатив).

3. Идентификация решения (разработка критериев оценки альтернативы, оценка, выбор).

4. Выполнение решения и проверка [23].

Таким образом, принятие управленческого решения всегда связано со сбором и анализом информации, поэтому ее качество является одним из важнейших факторов, влияющих на конечный результат реализации решения.

1.2. Подготовка и реализация решений в организации

Процесс разработки решения в организации включает три основных этапа: