Файл: Глава 3 Конструкция и схемы обмоток электрических машин.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2019
Просмотров: 2461
Скачиваний: 6
3.18. ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ОБМОТКИ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА
Конструкция обмоток возбуждения машин постоянного тока определяется мощностью машины, схемой ее возбуждения и назначением обмоток: обмотки главных полюсов машин параллельного и последовательного возбуждения и обмотки дополнительных полюсов.
Обмотки параллельного возбуждения в большинстве машин наматывают из круглого обмоточного провода. Как правило, они имеют много витков (рис. 3.62). В крупных машинах постоянного тока их наматывают из прямоугольного изолированного провода обычно в несколько рядов [9].
Для обмоток последовательного возбуждения и дополнительных полюсов круглый обмоточный провод используют лишь в машинах малой мощности с номинальным током, не превышающим 10...15 А. В машинах с большим номинальным током катушки наматывают из изолированного прямоугольного обмоточного провода, а в машинах большей мощности - из неизолированной шинной меди (рис. 3.63).
В машинах смешанного возбуждения или параллельного со стабилизирующей обмоткой катушки параллельного и последовательного возбуждения устанавливают на главных полюсах друг над другом или делят многовитковую катушку параллельного возбуждения на две части (см. рис. 3.62). Между ними часто располагают катушку последовательного возбуждения (стабилизирующую).
Рис. 3.62. Главный полюс машины Рис. 3.63. Добавочный полюс
постоянного тока с обмотками возбуждения: машины постоянного тока с обмоткой:
1-станина; 2- обмотка параллельного 1- станина; 2- сердечник; 3- обмотка
возбуждения; 3- обмотка последовательного добавочного полюса
возбуждения (стабилизирующая); 4- сердечник
якоря
Компенсационные обмотки в машинах постоянного тока устанавливают для компенсации действия реакции якоря по продольной оси. Обмотка обычно устанавливается только в машинах большой мощности и выполняется из прямоугольного провода. Катушки укладываются в пазы полюсных наконечников так, что одна сторона катушки располагается в пазах наконечника одного полюса, другая — в пазах наконечника другого. Компенсационная обмотка, в большинстве машин однослойная, выполнена из концентрических катушек и соединена последовательно с обмоткой дополнительных полюсов и обмоткой якоря (рис. 3.64).
Рис. 3.64. Схема включения компенсационной обмотки машин постоянного тока:
1 – главный полюс; 2 – дополнительный полюс
В последние десятилетия появилась тенденция устанавливать компенсационную обмотку и в машинах средней мощности. Это позволяет уменьшить воздушный зазор машины, что приводит к возможности уменьшения ее габаритов из-за снижения требуемой МДС обмотки возбуждения [6].
3.19. ОБОЗНАЧЕНИЕ ВЫВОДОВ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА
ГОСТ 26772—85 устанавливает две различные системы обозначений выводов обмоток машин постоянного тока: для машин, разработанных после введения этого ГОСТ, и для ранее разработанных и модернизируемых машин. Для ранее разработанных и модернизируемых машин постоянного тока сохраняется система обозначений, установленная ГОСТ 183—74 (табл. 3.23), состоящая из букв русского алфавита и цифр.
Таблица 3.23. Обозначения выводов обмоток машин постоянного тока
выпуска до 1987 г. и модернизируемых (по ГОСТ 183—74)
Наименование обмотки |
Обозначение выводов |
|
|
начало |
конец |
Обмотка якоря |
Я1 |
Я2 |
Компенсационная |
К1 |
К2 |
Обмотка добавочных полюсов |
Д1 |
Д2 |
Последовательная возбуждения |
С1 |
С2 |
Независимая возбуждения |
H1 |
Н2 |
Параллельная возбуждения |
Ш1 |
Ш2 |
Пусковая |
П1 |
П2 |
Уравнительный провод и уравнительная обмотка |
У1 |
У2 |
Обмотка особого назначения |
01,0З |
02,04 |
Обозначение начала (цифра 1) и конца (цифра 2) каждой из обмоток должно соответствовать протеканию тока в направлении от начала к концу обмотки при правом вращении машины в двигательном режиме во всех обмотках, кроме размагничивающей на главных полюсах. Если в машине имеется несколько обмоток одного наименования, то их начала и концы после буквенных обозначений (Ш, Н и т. п.) должны иметь цифровые обозначения, стоящие после соответствующих букв, например ШЗ-Ш4, НЗ-Н4, С5-С6.
Для вновь разрабатываемых машин установлены обозначения выводов, состоящие из букв латинского алфавита и цифр (табл. 3.24) и соответствующие СТ СЭВ 3170-81 и публикации МЭК 34-8 1977 г. В этой системе цифры, стоящие после букв в обозначении нескольких обмоток возбуждения, работающих по одной и той же оси, проставляют в такой последовательности, чтобы при протекании тока от зажимов с меньшим номером к зажимам с большим номером магнитные поля этих обмоток совпадали по направлению. 1} машинах со взаимосвязанными обмотками добавочных полюсов и компенсационной для обозначения вывода применяется буква С.
Таблица 3.24. Обозначения выводов обмоток машин постоянного тока,
разработанных после 1987 г. (по ГОСТ 26772—85)
Наименование обмотки |
Обозначение выводов |
|
|
начало |
конец |
Обмотка якоря |
А1 |
А2 |
Обмотка добавочного полюса |
В2 |
В2 |
Двухсекционная добавочного полюса (присоединенная к якорю с обеих сторон) с четырьмя выводами |
1В1 2В1 |
1В2 2В2 |
Компенсационная |
С1 |
С2 |
Компенсационная, двухсекционная (присоединенная к якорю с обеих сторон) с четырьмя выводами |
1С1 2С1 |
1С2 2С2 |
Последовательного возбуждения |
D1 |
D2 |
Параллельного возбуждения |
El |
Е2 |
Независимого возбуждения |
F1 |
F2 |
Независимого возбуждения с четырьмя выводами для последовательного и параллельного включения |
F1 F5 |
F2 F6 |
Вспомогательная по продольной оси |
H1 |
Н2 |
Вспомогательная по поперечной оси |
J1 |
J2 |
Обозначения наносят непосредственно на концы обмоток (на кабельные наконечники, шинные зажимы или специальные обжимы, закрепленные на проводах) или на клеммную колодку коробки выводов рядом с выводом обмотки. Навеска на выводные концы обмотки бирок с обозначениями не допускается.
Для обозначения выводов обмоток машин постоянного тока малой мощности, как ранее разработанных, так и вновь разрабатываемых, при диаметре корпуса не более 40 мм и при отсутствии места для буквенно-цифровых обозначений допускается цветовое обозначение проводами с разноцветной изоляцией, краской и т. п.
В ряде машин постоянного тока некоторые обмотки соединяют внутри машины и их соединения не выводят наружу, например конец обмотки якоря и начало обмотки дополнительных полюсов. Соединенные таким образом начала и концы обмоток не обозначают.