Файл: Глава 3 Конструкция и схемы обмоток электрических машин.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2019

Просмотров: 2461

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3.18. ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ОБМОТКИ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА


Конструкция обмоток возбуждения машин постоянного тока определяется мощностью машины, схемой ее возбуждения и назна­чением обмоток: обмотки главных полюсов машин параллельного и последовательного возбуждения и обмотки дополнительных полю­сов.

Обмотки параллельного возбуждения в большинстве машин на­матывают из круглого обмоточного провода. Как правило, они имеют много витков (рис. 3.62). В крупных машинах постоянного тока их наматывают из прямоугольного изолированного провода обычно в несколько рядов [9].

Для обмоток последовательного возбуждения и дополнительных полюсов круглый обмоточный провод используют лишь в машинах малой мощности с номинальным током, не превышающим 10...15 А. В машинах с большим номинальным током катушки наматывают из изолированного прямоугольного обмоточного провода, а в маши­нах большей мощности - из неизолированной шинной меди (рис. 3.63).

В машинах смешанного возбуждения или параллельного со ста­билизирующей обмоткой катушки параллельного и последователь­ного возбуждения устанавливают на главных полюсах друг над дру­гом или делят многовитковую катушку параллельного возбуждения на две части (см. рис. 3.62). Между ними часто располагают катуш­ку последовательного возбуждения (стабилизирующую).


Рис. 3.62. Главный полюс машины Рис. 3.63. Добавочный полюс

постоянного тока с обмотками возбуждения: машины постоянного тока с обмоткой:

1-станина; 2- обмотка параллельного 1- станина; 2- сердечник; 3- обмотка

возбуждения; 3- обмотка последовательного добавочного полюса

возбуждения (стабилизирующая); 4- сердечник

якоря


Компенсационные обмотки в машинах постоянного тока уста­навливают для компенсации действия реакции якоря по продольной оси. Обмотка обычно устанавливается только в машинах большой мощности и выполняется из прямоугольного провода. Катушки укладываются в пазы полюсных наконечников так, что одна сторо­на катушки располагается в пазах наконечника одного полюса, дру­гая — в пазах наконечника другого. Компенсационная обмотка, в большинстве машин однослойная, выполнена из концентрических катушек и соединена последовательно с обмоткой дополнительных полюсов и обмоткой якоря (рис. 3.64).

Рис. 3.64. Схема включения компенсационной обмотки машин постоянного тока:

1 – главный полюс; 2 – дополнительный полюс



В последние десятилетия появилась тенденция устанавливать компенсационную обмотку и в машинах средней мощности. Это по­зволяет уменьшить воздушный зазор машины, что приводит к воз­можности уменьшения ее габаритов из-за снижения требуемой МДС обмотки возбуждения [6].


3.19. ОБОЗНАЧЕНИЕ ВЫВОДОВ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА


ГОСТ 26772—85 устанавливает две различные системы обозна­чений выводов обмоток машин постоянного тока: для машин, раз­работанных после введения этого ГОСТ, и для ранее разработанных и модернизируемых машин. Для ранее разработанных и модернизи­руемых машин постоянного тока сохраняется система обозначений, установленная ГОСТ 183—74 (табл. 3.23), состоящая из букв русско­го алфавита и цифр.




Таблица 3.23. Обозначения выводов обмоток машин постоянного тока

выпуска до 1987 г. и модернизируемых (по ГОСТ 183—74)



Наименование обмотки

Обозначение выводов



начало

конец

Обмотка якоря

Я1

Я2

Компенсационная

К1

К2

Обмотка добавочных полюсов

Д1

Д2

Последовательная возбуждения

С1

С2

Независимая возбуждения

H1

Н2

Параллельная возбуждения

Ш1

Ш2

Пусковая

П1

П2

Уравнительный провод и уравнительная обмотка

У1

У2

Обмотка особого назначения

01,0З

02,04


Обозначение начала (цифра 1) и конца (цифра 2) каждой из об­моток должно соответствовать протеканию тока в направлении от начала к концу обмотки при правом вращении машины в двигате­льном режиме во всех обмотках, кроме размагничивающей на глав­ных полюсах. Если в машине имеется несколько обмоток одного на­именования, то их начала и концы после буквенных обозначений (Ш, Н и т. п.) должны иметь цифровые обозначения, стоящие после соответствующих букв, например ШЗ-Ш4, НЗ-Н4, С5-С6.

Для вновь разрабатываемых машин установлены обозначе­ния выводов, состоящие из букв латинского алфавита и цифр (табл. 3.24) и соответствующие СТ СЭВ 3170-81 и публикации МЭК 34-8 1977 г. В этой системе цифры, стоящие после букв в обозначе­нии нескольких обмоток возбуждения, работающих по одной и той же оси, проставляют в такой последовательности, чтобы при проте­кании тока от зажимов с меньшим номером к зажимам с большим номером магнитные поля этих обмоток совпадали по направлению. 1} машинах со взаимосвязанными обмотками добавочных полюсов и компенсационной для обозначения вывода применяется буква С.









Таблица 3.24. Обозначения выводов обмоток машин постоянного тока,

разработанных после 1987 г. (по ГОСТ 26772—85)



Наименование обмотки

Обозначение выводов



начало

конец

Обмотка якоря

А1

А2

Обмотка добавочного полюса

В2

В2

Двухсекционная добавочного полюса (присоединенная к якорю с обеих сторон) с четырьмя выводами

1В1

2В1

1В2

2В2

Компенсационная

С1

С2

Компенсационная, двухсекционная (присоединенная к якорю с обеих сторон) с четырьмя выводами

1С1

2С1

1С2

2С2

Последовательного возбуждения

D1

D2

Параллельного возбуждения

El

Е2

Независимого возбуждения

F1

F2

Независимого возбуждения с четырьмя выводами для последовательного и параллельного включения

F1

F5

F2

F6

Вспомогательная по продольной оси

H1

Н2

Вспомогательная по поперечной оси

J1

J2



Обозначения наносят непосредственно на концы обмоток (на ка­бельные наконечники, шинные зажимы или специальные обжимы, закрепленные на проводах) или на клеммную колодку коробки вы­водов рядом с выводом обмотки. Навеска на выводные концы об­мотки бирок с обозначениями не допускается.

Для обозначения выводов обмоток машин постоянного тока ма­лой мощности, как ранее разработанных, так и вновь разрабатывае­мых, при диаметре корпуса не более 40 мм и при отсутствии места для буквенно-цифровых обозначений допускается цветовое обозна­чение проводами с разноцветной изоляцией, краской и т. п.

В ряде машин постоянного тока некоторые обмотки соединяют внутри машины и их соединения не выводят наружу, например ко­нец обмотки якоря и начало обмотки дополнительных полюсов. Со­единенные таким образом начала и концы обмоток не обозначают.