Файл: Глава 1 Общие вопросы проектирования электрических машин.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2019
Просмотров: 1609
Скачиваний: 2
Стремление удовлетворить потребность в широко регулируемых двигателях для гибких автоматизированных систем и робототехники привело к созданию в 1984 г. двигателей серии 4П. В двигателях этой серии применены компенсационная обмотка, шихтованный магнитопровод, квадратная станина, изоляция класса нагревостойкости F и форсированное охлаждение [3].
За счет улучшения конструкции, форсированного охлаждения и применения изоляционных материалов, допускающих более высокие превышения температуры, удалось в течение 50 лет снизить расход материалов в 3 раза (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Снижение массы двигателей постоянного тока:
1 —станина круглая; 2 — станина квадратная, улучшенная вентиляция;
3 — форсированное охлаждение
В серии 4П проведена унификация по деталям, сборочным единицам и в целом конструкции машин постоянного тока с асинхронными двигателями серий 4А и АИ. Это позволяет обеспечить дальнейшую кооперацию производства двигателей и снизить их себестоимость.
Многочисленные конструкции асинхронных и синхронных машин представлены в гл. 8 и 9.
1.4. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН.
Почти все электрические машины имеют вращательное движение, причем вращается одна часть машины – ротор.
Независимо от рода питания (постоянного или переменного тока) электрические машины можно разделить на явно- и неявнополюсные.
К неявнополюсным машинам относятся асинхронные машины и быстроходные синхронные машины (турбогенераторы и турбодвигатели).
Явно выраженные полюсы располагают либо на роторе (синхронные машины), либо на статоре (машины постоянного тока). В специальных случаях машины постоянного тока могут быть с вращающимися обмотками возбуждения, а синхронные машины – с неподвижными. Такие машины принято называть обращенными.
За 100 лет промышленного применения электрических машин их конструкция претерпела значительные изменения. На рис. 1.3, дана одна из первых конструкций машины постоянного тока, сконструированной З. Граммом и изготовленной фирмой «Альянс» в середине семидесятых годов ХIХ века. В этой машине на станине 1 укреплены электромагниты 2 с полюсными наконечниками 3, между которыми вращается якорь 4. Щетки скользят по коллектору 5.
Рис. 1.3. Машина постоянного тока:
а — фирма «Альянс»
На рис. 1.3, представлен общий вид машины постоянного тока серии ПН, которая выпускалась в СССР после Отечественной войны. На рис. 1.3, дана конструкция машины серии 2П, которая выпускалась в начале 70-х годов ХХ в.
Рис. 1.3. Машины постоянного тока:
б — серии ПН; в — серии 2П
Конструкция машины новой серии 4П показана на рис. 1.3, . Эта унифицированная конструкция, имеющая ряд деталей, заимствованных от серии асинхронных машин 4А, выпускается с середины 80-х годов ХХ в.
Рис. 1.3. Машина постоянного тока:
г — серии 4П
Условия, в которых работают электрические машины, классифицируют по ряду признаков (направление оси вала, чистота окружающего воздуха, его температура, влажность и т.п.), в зависимости от которых выпускают машины различных конструктивных исполнений.
При эксплуатации электрических машин возникает необходимость устанавливать их не только в горизонтальном, но и в вертикальном положениях. В зависимости от способа крепления, направления оси вала и конструкции подшипниковых узлов конструктивные исполнения машин по способу монтажа делят на девять конструктивных групп (ГОСТ 2479), каждая из которых подразделяется, в свою очередь, на несколько форм исполнения. Условное обозначение содержит буквы латинского алфавита IМ и четыре цифры. Первая цифра определяет группу конструктивного исполнения ( от 1 до 9), вторая и третья – способ монтажа и направление конца вала, четвертая – исполнение конца вала (от 0 до 8).
Структура условного обозначения конструктивного исполнения электрических машин по способу монтажа:
IM
Группы конструктивных исполнений:
1 – на лапах с подшипниковыми щитами (с пристроенным редуктором);
2 – на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах);
3 – без лап, с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном подшипниковом щите (или щитах), с цокольным фланцем;
4 – без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине;
5 - без подшипниковых щитов;
6 – на лапах с подшипниковыми щитами и стояковыми подшипниками;
7 – на лапах со стояковыми подшипниками (без щитов);
8 – с вертикальным валом, кроме групп от IМ1 до IМ4;
9 – специального исполнения по способу монтажа.
Исполнения концов вала (концом вала называется его часть, выступающая за подшипник):
0 – без конца вала;
1 – с одним цилиндрическим;
2 – с двумя цилиндрическими;
3 – с одним коническим;
4 – с двумя коническими;
5 – с одним фланцевым;
6 – с двумя фланцевыми;
7 – с фланцевым со стороны привода и цилиндрическим на противоположной стороне;
8 – все прочие исполнения концов вала.
Примеры условного обозначения форм конструктивного исполнения электрических машин приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Примеры условного обозначения форм
конструктивного исполнения электрических машин
Группа исполнения |
Конструктивное исполнение |
Обозначение |
IM1 Машины на лапах с подшипниковыми щитами |
С двумя подшипниковыми щитами, на лапах, вал горизонтальный с цилиндрическим концом |
IM 1001 |
То же, вал вертикальный с цилиндрическим концом, направленным вниз |
IM 1011 |
|
IM2 Машины на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах) |
На лапах, с фланцем на одном подшипниковом щите, доступным с обратной стороны, вал горизонтальный с цилиндрическим концом |
IM 2001 |
На лапах, с фланцем на одном подшипниковом щите, недоступным с обратной стороны, вал вертикальный с цилиндрическим концом, направленным вверх |
IM 2131 |
|
IM3 Машины без лап, с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном подшипниковом щите (или щитах) |
С двумя подшипниковыми щитами, с фланцем на стороне D,доступным с обратной стороны, вал горизонтальный с цилиндрическим концом |
IM 3001 |
С двумя подшипниковыми щитами, с фланцами, доступными с обратной стороны на обоих подшипниковых щитах, вал вертикальный с цилиндрическим концом |
IM 3912 |
|
IM4 Машины без лап с фланцем на станине |
С двумя подшипниковыми щитами, с фланцем на стороне D,доступным с обратной стороны, вал горизонтальный с цилиндрическим концом |
IM 4001 |
С одним подшипниковым щитом, с фланцем на стороне N,доступным с обратной стороны, вал вертикальный с цилиндрическим концом, направленным вверх |
IM 4731 |
|
IM5 Машины без подшипниковых щитов |
Без станины с ротором и горизонтальным валом с цилиндрическим концом |
IM 5001 |
Со станиной на лапах, с ротором, без вала |
IM 5410 |
|
IM6 Машины с подшипниковыми щитами и стояковыми подшипниками |
На лапах с двумя подшипниковыми щитами, с одним стояковым подшипником на стороне D,без фундаментальной плиты |
IM 6000 |
Со станиной на лапах, с фундаментальной плитой, с одним стояковым подшипником на стороне N,c одним подшипниковым щитом |
IM 6211 |
|
IM7 Машины со стояковыми подшипниками (без подшипниковых щитов) |
Без фундаментальной или опорной плиты, станина на лапах, с одним стояковым подшипником |
IM 7001
|
С фундаментальной плитой на приподнятых лапах, с двумя стояковыми подшипниками |
IM 7610 |
|
IM8 Машины с вертикальным валом, кроме машин групп от IM1 до IM4 |
С подпятником и направляющим подшипником, расположенными под ротором, с валом, без маховика |
IM 8201 |
С подпятником и направляющим подшипником, расположенными под ротором, с валом, без маховика |
IM 8411 |
|
IM9 Машины специального исполнения по способу монтажа |
Встраиваемое исполнение с цилиндрической станиной (или без станины), с двумя подшипниковыми щитами, вал горизонтальный с цилиндрическим концом |
IM 90001 |
С двумя подшипниковыми щитами на лапах в горизонтальной плоскости, вал вертикальный с цилиндрическим концом |
IM 9631 |
Примечание. Под стороной вала D понимается сторона, обращенная к приводному механизму для двигателей, а для генераторов – сторона, обращенная к турбине или дизелю. При двух концах вала D – сторона вала с концом большего размера, а при равных диаметрах для машин на лапах с коробкой выводов, расположенных не сверху, - сторона, с которой коробка выводов видна справа. N – сторона вала, противоположная D.
Более подробно конструктивное исполнение электрических машин по способу монтажа рассмотрено в [16].
Электрические машины эксплуатируются в различных климатических условиях, различной влажности, температуре окружающего воздуха, давлении (различной высоте над уровнем моря), в атмосфере, содержащей те или иные коррозионно-активные элементы, и при других условиях, существенно отличающихся от нормальных. В нашей стране за нормальные условия принимают температуру окружающей среды (+25 ± 10)0 С, относительную влажность воздуха 35…80% и атмосферное давление 84…106 кПа. Чем более отличны условия, в которых эксплуатируется машина, от нормальных, тем значительнее отличается конструкция ее корпуса, обмоток, различных уплотнений и изоляции от принятых в машинах общего назначения. ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543-89Е классифицируют макроклиматические районы и места установки машин в зависимости от факторов, влияющих на условия эксплуатации электрических машин, и определяют обозначения машин, предназначенных для работы в тех или иных условиях (табл. 1.2).
Таблица 1.2. Условное обозначение
климатического исполнения электрических машин
Исполнение |
Обозначение |
Электрические машины, предназначенные для эксплуатации на суше, реках, озерах для макроклиматических районов: с умеренным климатом |
У |
с холодным климатом |
ХЛ |
с влажным тропическим климатом |
ТВ |
с сухим тропическим климатом |
ТС |
как с сухим, так и с влажным тропическим климатом |
Т |
для всех макроклиматических районов на суше (общеклиматическое исполнение) |
О |
Электрические машины, предназначенные для установки на морских судах для макроклиматических районов: с умеренно холодным морским климатом |
М |
с тропическим морским климатом для судов каботажного плавания или иных, предназначенных для плавания только в тропической зоне |
ТМ |
для неограниченного района плавания |
ОМ |
Электрические машины, предназначенные для всех макроклиматических районов на суше и на море |
В |
Категория размещения электрических машин обозначается цифрой (от 1 до 5), следующей за буквенным обозначением климатического исполнения. Машины, которые можно эксплуатировать на открытом воздухе обозначаются цифрой 1, в закрытом помещении, где температура и влажность воздуха несущественно отличаются от колебаний наружного воздуха, — 2, если машины рассчитаны на работу в закрытых помещениях, в которых колебания температуры и влажности, а также воздействие песка и пыли существенно меньше, чем на открытом воздухе, — 3; в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями, например в закрытых отапливаемых помещениях, — 4; в помещениях с повышенной влажностью, в которых возможно длительное наличие воды и происходит частая конденсация влаги на стенах и потолке, например в неотапливаемых и невентилируемых подземных помещениях, —5.
Обозначение ХЛ1 означает, что машина может работать в районах с холодным климатом при установке на открытом воздухе. Двигатели общего назначения, к которым не предъявляют каких-либо дополнительных требований, имеют исполнение У3 или У4 , т. е. они могут работать в районах с умеренным климатом в закрытых помещениях категории 3 или 4.
Существуют исполнения по степени защиты от попадания внутрь машины твердых посторонних тел и воды и от соприкосновения обслуживающего персонала с токоведущими и вращающимися частями, находящимися внутри машины. Этот вид исполнения обычно называют исполнением по степени защиты. ГОСТ 14254—80 устанавливает буквенно-цифровое обозначение исполнения, состоящее из латинских букв IP и двух цифр. Первая цифра (от 0 до 6) характеризует степень защиты персонала от соприкосновения с токоведущими или вращающимися частями, находящимися внутри машины, а также степень защиты самой машины от попадания в нее твердых посторонних тел; вторая цифра (от 0 до 8) — степень защиты машины от проникновения в нее воды (табл. 1.3 и 1.4).
Таблица 1.3. Степень защиты обслуживающего персонала от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями электрических изделий и от попадания твердых тел внутрь корпуса
Первая цифра условного обозначения |
Степень защиты |
0 |
Специальная защита отсутствует |
1 |
Защита от проникновения внутрь оболочки большого участка поверхности человеческого тела, например руки, и от проникновения твердых тел размером свыше 50 мм |
2 |
Защита от проникновения внутрь оболочки пальцев или предметов длиной не более 80 мм и от проникновения твердых тел размеров свыше 12 мм |
3 |
Защита от проникновения внутрь оболочки инструментов, проволоки и т. д. диаметром или толщиной более 2,5 мм и от проникновения твердых тел размером более 1 мм |
4 |
Защита от проникновения внутрь оболочки проволоки и от проникновения твердых тел размером более 1 мм |
5 |
Проникновение внутрь оболочки пыли не предотвращено полностью. Однако пыль не может проникать в количестве, достаточном для нарушения работы изделия |
6 |
Проникновение пыли предотвращено полностью |
Таблица 1.4. Степени защиты электротехнических изделий
от проникновения воды
Вторая цифра условного обозначения |
Степень защиты |
0 |
Специальная защита отсутствует |
1 |
Защита от капель воды: капли воды, вертикально падающие на оболочку, не должны оказывать вредного воздействия на изделие |
2 |
Защита от капель воды при наклоне оболочки до 150: капли воды, вертикально падающие на оболочку, не должны оказывать вредного воздействия на изделие при наклоне его оболочки на любой угол до 150 относительно нормального положения |
3 |
Защита от дождя: дождь, падающий на оболочку под углом 600 от вертикали, не должен оказывать вредного воздействия на изделие |
4 |
Защита от брызг: вода, разбрызгиваемая на оболочку в любом направлении, не должна оказывать вредного воздействия на изделие |
5 |
Защита от водяных струй: струя воды, выбрасываемая в любом направлении на оболочку, не должна оказывать вредного воздействия на изделие |
6 |
Защита от волн воды: вода при волнении не должна попадать внутрь оболочки в количестве, достаточном для повреждения изделия |
7 |
Защита при погружении в воду: вода не должна проникать в оболочку, погруженную в воду, при определенных условиях давления и времени в количестве, достаточном для повреждения изделия |
8 |
Защита при длительном погружении в воду: изделия пригодны для длительного погружения в воду при условиях, установленных изготовителям |
Открытые машины, в конструкции которых не предусмотрено никаких мер для защиты, обозначаются IP00. Наиболее распространенными исполнениями по степени защиты являются IP22, IP23 и IP44. Первые два исполнения соответствуют защите от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями машины пальцев человека и твердых тел диаметром более 12 мм (первая цифра 2 в обозначениях), а также защите от попадания в них капель воды. Исполнение IP22 предусматривает защиту от проникновения внутрь машины капель, падающих под углом не более 150 к вертикали, а исполнение IP23 — под углом, не превышающим 600 к вертикали. Машины исполнений IP22 и IP23 называют каплезащищенными.
Машины исполнения IP44 выполнены защищенными от возможности соприкосновения инструментов, проволоки или других подобных предметов, толщина которых не превышает 1 мм, с токоведущими частями, а также от попадания внутрь машины твердых тел диаметром более 1 мм (первая цифра 4). Вторая цифра 4 обозначает, что машина защищена от попадания внутрь корпуса водяных брызг любого направления. Такие машины называют также брызгозащищенными.
Для специальных целей выпускают электрические машины с более высокой степенью защиты, например IP57. В этом исполнении машина защищена от попадания пыли внутрь корпуса и может работать, погруженной в воду.
Исполнение по способу охлаждения электрических машин определяет ту или иную систему вентиляции, расположение вентилятора и систему забора охлаждающего воздуха. Машина исполнений IP22 и IP23 обычно выполняют с самовентиляцией и продувом воздуха через машину, при этом вентилятор располагается на валу машины, а воздух, проходя внутри корпуса, охлаждает обмотку и сердечники. Машины исполнения IP44 в большинстве случаев имеют наружный обдув. Охлаждающий воздух при этой системе охлаждения прогоняется вдоль наружной поверхности оребренного корпуса с помощью вентилятора, установленного вне корпуса на выступающем конце вала и с противоположной стороны от его выходного конца. Более подробно системы вентиляции и исполнения машин по способу их охлаждения рассмотрены в приложении П8.1—8.3 и в последующих главах [16].
Все эти электрические машины имеют много общего в конструкции обмоток, сердечников, валов, торцевых щитов, подшипниковых узлов и корпусов. Однако различия в требованиях, предъявляемых при эксплуатации, не позволяют создать полностью идентичные конструкции всех типов электрических машин, так же как и методов их расчета и проектирования. Каждый из типов машин (асинхронные, синхронные и машины постоянного тока) имеет свои особенности конструкции.
Асинхронные двигатели выпускают двух типов: с роторами, имеющими фазную обмотку, и с короткозамкнутыми роторами. Более распространены двигатели с короткозамкнутыми роторами, так как отсутствие изоляции обмотки роторов и скользящих контактов делает их наиболее дешевыми в производстве и надежными в эксплуатации. Основным недостатком таких двигателей является отсутствие надежного и экономичного способа плавного регулирования частоты вращения.