Файл: Особенности правового режима секретов производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Ноу-хау как правовая категория появилось сравнительно недавно. В IV части Гражданского кодекса РФ, посвященной правовому регулированию интеллектуальной собственности, ноу-хау занимает немаловажное место.

Законодатель ставит ноу-хау в один ряд с другими объектами интеллектуальной собственности, такими как объекты авторского, патентного права и средствами индивидуализации юридических лиц, тем самым подчеркивая значимость данного результата интеллектуальной деятельности.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в последнее время права субъектов предпринимательской деятельности все чаще нарушаются в части посягательства на сведения, составляющие коммерческую тайну. Тем самым, юридические лица теряют значительную часть прибыли.

Объектом исследования в рамках курсовой работы будут служить общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования секрета производства (ноу-хау).

Предметом изучения данной курсовой работы являются правовые нормы, регламентирующие возникновение, изменения и прекращения гражданских правоотношений в сфере использования ноу-хау.

Целью работы является исследование современных проблем правовой охраны ноу-хау на законодательном уровне и на уровне применения этого законодательства.

Задачи для достижения указанной цели:

- изучить понятие и сущность ноу-хау;

- рассмотреть законодательную базу и признаки ноу-хау;

- исследовать особенности правового режима ноу-хау.

Большой вклад в научное исследование указанных проблем внесли И.А. Близнец и Э.П. Гаврилов. Однако стоит отметить, что все же в научной и учебной литературе отсутствуют комплексные методологические исследования, которые бы содержали анализ последних изменений в судебной системе и законодательстве.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из двух глав, шести параграфов, введения, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы правового режима секретов производства

1.1. Понятие и сущность секретов производства (ноу-хау)


Понятие «ноу-хау» происходит от слова, заимствованного в английском языке во второй половине 20 века, означающее умения, достижения, лучший опыт, секрет производства, а также документально оформленной информации обо всём этом вместе взятом. Такой спектр значений заложен в истоках самого слова[1].

Дословное значение know-how – знать как. Знать – обладать информацией как – совершать определенное действие. Термин know-how первый раз был упомянут в США в 1838 году в определенном значении technical expertise – техническое знание, или опыт[2]. Более близкое по значению слово в русском языке – сказка: сказ как.

В конце ХХ века слово постепенно стало приобретать значение “изобретение” и в этом смысле становится наиболее синонимичным понятию инновация. Расширяется и начальный смысл значений – к ноу-хау как к новейшим достижениям и новейшему опыту еще и относят в современном понятии не только достижения и опыт в технике и производстве, но и в любой другой области знаний и деятельности.

Содержание понятия коммерциализируется. Другими словами, оно приобретает экономический смысл: ноу-хау – это те только необычные знания, умения и технологии, сколько такие особые знания, умения и технологии, которые могут стать предметом купли-продажи и применяться для достижения конкурентоспособности.

Слово приобретает также и методическое значение: ноу-хау – это своего рода определенный набор информационных подходов и приемов для успешного ведения дела в какой-нибудь сфере, области или профессии. В ноу-хау начинают входить патенты и лицензии, а также любую секретную информацию, обуславливающую первенство в какой-то сфере, в первую очередь, в сфере бизнеса, а также экономики.

В современном понятии в теории и на практике достаточно распространено используется понятие «ноу-хау». Но одновременно с этим существует определенный парадокс: несмотря на то, что данный термин общеизвестен, в различных случаях в него вкладывается порой совсем различный смысл.

Можно говорить о том, что общепринятого определения рассматриваемого термина (как во всем мире, так и внутри нашего государства) нет. Именно поэтому хочется еще раз обратиться к данной существующей проблеме. Подразумевается, что для наиболее полного анализа возможного варианта наполнения содержания термина “ноу-хау” 
нужно взять во внимание все возможные причины его возникновения и введения в обиход.

Изначально такое исследование показало, что данные причины можно разделить на три:[3]


- обсуждаемый термин наиболее удобен в использовании и призван заменить какой-либо из уже существующих в законодательстве терминов;

- данный термин имеет другое наполнение по сравнению с подобными, уже существующими, терминами, и нужность его появления вызвана тем, что он: в первую очередь призван объединить несколько групп в одну, либо, наоборот, обязан выделить конкретную ведущую группу объектов внутри одной определенной, уже обозначенной другими видами юридических понятий, группы;

- в силу его частого использования как в теории, так и в обиходе, в научных работах, при заключении договоров и в ряде других случаев. Такой термин постепенно и закономерно начинает восприниматься и применяться законодательством.

В следствии это следует ответить на вопрос, будет ли в последнем случае применение термина «ноу-хау» необходимым или же это просто профессиональный жаргон, который всего лишь изредка упоминается в правовых актах. Применять термин «ноу-хау» имеет смысл лишь при условии, что это будет действительно иметь какое-либо практическое значение, если же в случае, кода его употребление, такого значения не имеет, и в следствии этого оно будет применяться в качестве официального юридического термина, тогда это не имеет смысла, и повлечет за собой лишь усложнение в области юридической терминологии[4].

Для того чтобы решить вопрос о нужности и практическом значении термина, необходимо проанализировать все его содержание. При этом не стоит соглашаться с мнением, что «объяснение содержания понятия «ноу-хау» способом указания на определенные наиболее существенные характеристики этого явления оказывается наиболее реальным, чем попытки сформулировать полное определение».

Таким образом, сформулировав и дав основу, признаки ноу-хау легко составить и дать определение этого понятия.

1.2. Законодательная база и признаки ноу-хау в России

Защита закрытой информации определяется как часть борьбы против недобросовестной конкуренции. Каждый участник ВТО должен обеспечить юридические механизмы, которые предотвращают недобросовестное применение секретной коммерческой информации.

В законодательстве Российской Федерации понятие «ноу-хау» появилось гораздо позже, чем в странах запада, и в некоторой степени его определение строилось с учетом опыта иных, соседних стран. Количество правовых актов, которые действуют на территории России и если даже остановили свое действие, среди них, которые используют понятие ноу-хау, совсем мало.


В России механизм «ноу-хау» закреплен в главе 75 части IV Гражданского кодекса. Статья 1465 ГК РФ после изменений 2017 года предусматривает, что секрет производства должен отвечать следующим признакам:[5]

- это должны быть сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической области или о методах осуществления профессиональной деятельности. Сами сведения могут быть разными, в том числе экономическими и организационными, что отличает ноу-хау от полезных моделей и изобретений, которые обычно имеют именно технический результат. Другими словами, множество объектов, которые не защищены патентами, могут охраняться в качестве секретов производства;

- имеют коммерческую ценность вследствие неизвестности третьим лицам. Коммерческая ценность может быть в увеличении доходов, сокращении издержек производства, сохранении положения на рынке, установки четкой системы оценки качества и количества деятельности персонала, формализации бизнес-процессов[6].

Таким образом, обладатель должен иметь некоторые преимущества перед конкурентами, которые не имеют ноу-хау;

- должны применять разумные меры по охране конфиденциальности информации.

Более эффективной мерой является введение режима коммерческой тайны, что, кстати, до 1 октября 2014 года было обязательным признаком рассматриваемого объекта интеллектуальной собственности.

Из перечисленных выше признаков можно сделать вывод, что права на секрет производства (ноу-хау) существуют только до тех пор, пока информация не известна третьим лицам. Это не говорит о том, что ноу-хау не может быть передано кому-либо, это говорит о том, что к информации не должно быть свободного доступа. К примеру, запатентованные технические решения в обязательном порядке публикуются и становятся свободно доступными обществу. С учетом вышесказанного дадим определение:

Секретом производства (ноу-хау) являются сведения о результатах в научно-технической сфере или о методе осуществления профессиональной деятельности, которая имеет коммерческую ценность и не известна другим лицам, что обеспечивается специальными мерами по защите её конфиденциальности.

Изначально понятие «ноу-хау» в России стало определяться подзаконными актами, и только после этого стало использоваться в законах.

Анализ этих актов вместе с анализом первоначальных отклоненных проектов ФЗ «О коммерческой тайне»[7] и проектов части ГК РФ[8], которая должна была быть направлена к интеллектуальной собственности, дает право говорить о том, что законодатель, признает существование понятия «ноу-хау» именно для обозначения конкретных сведений определенного рода, но данное определение остается неразвитым и используется в каждом отдельном случае в качестве синонима другого понятия (к примеру, профессиональные секреты) или не упоминается вовсе.


Это положение и текст ФЗ «О коммерческой тайне», является одним из значимых правовых актов за последнее время в рассматриваемой сфере. Здесь, как и в большинстве остальных актов, термин «ноу-хау» сравнивается с термином «секреты производства» и связывается с информацией, которая составляет коммерческую тайну.

Закон дает следующее определение: «Информация, которая составляет коммерческую тайну, содержит технологическую, научно-техническую, производственную, финансово-экономическую или другую информацию в том числе и ноу – хау, которая имеет определенную действительную или потенциальную коммерческую ценность по причине ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законных правах и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны»[9].

Термин «ноу-хау» в этом Законе больше не встречается. Именно поэтому можно смело сказать, что его применение в качестве синонима понятия «секреты производства» – дань традиции, а не обоснованная позиция самого законодателя.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что данный термин требует дальнейшей проработки. В связи с этим, следует учитывать и определения рассматриваемого понятия, которые приведены в правовых актах разных уровней, и доктринальные определения такого термина, которые предлагаются в различные моменты времени, специалистами в своих научных работах, направленных на ноу-хау и смежным с ним понятиям.

Кроме этого, нельзя не учесть и мнения лиц, которые пользуются этим термином на практике. Рассмотрим теперь ранее изложенную идею о возможном другом, в сравнении с иными существующими определениями, содержании термина «ноу-хау»[10].

Учитывая написанное выше, первый самый возможный вариант – объединение сразу нескольких групп объектов в одну. Говоря об этом, нужно сразу отметить, что слияемые объекты должны иметь одинаковую природу, в ином случае слияние различных понятий единым определением приведет только к их неоправданному смешению.

Именно из-за этого невозможно объединять, к примеру, отдельные навыки или умение каждого человека, которые неотделимы от него самого, и профессиональные сведения, которые могут быть переданы другому лицу, называя их совсем разными типами «ноу-хау»[11].

Если взять в расчет мнения разных исследователей, можно определить вариант слияния термином «ноу-хау» совсем разных объектов, как объединение их в рамках обсуждаемого понятия секретных и не секретных сведений. В другом большинстве случаев к ноу-хау относят и не общеизвестную, не общедоступную, конфиденциальную или же секретную информацию.