Файл: Особенности правового режима секретов производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из этого следует, что эти термины имеют одинаковый смысл. Огромное число правоведов в различные моменты времени предлагали считать, что степень конфиденциальности сведений, содержащих ноу-хау, может быть совсем различна: знания могут быть только секретными, а могут также быть секретными только частично.

1.3. Использование и примеры бизнес-идеи ноу-хау


Почти невозможно найти человека, который не мечтал бы иметь свой бизнес. Еще сложнее найти противников прибыльного бизнеса без значительных капиталовложений или хотя бы с минимальными материальными вкладами[12]. Идея открытия собственного бизнеса для многих очень привлекательна и имеет много почитателей. Главное, найти более выгодное направление деятельности. Поскольку открыть малый бизнес без больших вложений кажется, на первый взгляд, чем-то невозможным.

Людям, которые открывают частный бизнес, редко хочется портить себе жизнь проблемами с производством, персоналом, сырьем. Именно в данный момент бизнес-идеи ноу-хау, помогают наиболее выгодно начать собственный бизнес. Идеи ноу-хау – по праву основа успешного бизнеса. Часто они не требуют крупных инвестиций ни в самом начале развития, ни в будущем. Многие открывают бизнес используя чужие идеи и опыт предшествующих частных предприятий.

Но только необычные и новые идеи имеют право на выживание в мире, где царит жестокая конкуренция и абсолютно каждый пытается удержаться на плаву.

Ноу-хау в малом бизнесе – это не что иное, как использование новых прогрессивных технологий в предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли[13]. Причем, чем ниже окажется стоимость сырья, тем выше будет рентабельность предприятия.

К примеру, бизнес на дому, как нельзя лучше всего подойдет для реализации флористического проекта. Таким образом в данном случае, весь малый бизнес сводится к продаже цветочных наклеек с разными изображениями, логотипами компаний и поздравительными надписями и другого. Разнообразие изображений неограниченно.

Из-за того, что материал, на который наносятся изображения, состоит из супертонкой бесцветной наклейки на силиконовой подложке, толщиной в несколько микрон и по своей функциональности не имеет аналогов. На данную пленку при помощи обычного струйного принтера наносятся изображения. По причине того, что материал предназначен для данных целей и подходит для струйной печати. При продаже на Можно проследить закономерность: сами по себе наклейки стоят дешево, но в вместе с цветком стоимость их многократно возрастает. Отсюда вытекает вывод, что у каждого начинающего предпринимателя есть абсолютно реальный шанс занять свою позицию в любой области бизнеса. И этому есть огромное количество причин: внедряя конкретное ноу-хау, предприниматели имеют практически полное отсутствие конкуренции; если заключается соглашение о сотрудничестве только с единственным представителем, то конкурентов не появится и в ближайшем будущем.


Новизна идеи всегда притягательна. Поэтому с применением новшеств, бизнес быстро «идет в гору». Высокая рентабельность ноу-хау для малого бизнеса гарантирует получение прибыли, в сотни раз превышающей предполагаемые пределы.

Самой большой ошибкой начинающих бизнесменов, у которых есть большой капитал это начинать с инноваций, разных оригинальных идей, которые требуют воплощения в жизнь за счет самого производства. Здесь не идет речь об обязательных исследованиях спроса на новую вещь, а все дело состоит в том, что реальный спрос предугадать обычно вообще невозможно.

Начинать данный бизнес можно только в случае наличия какой-либо иной прибыли. Именно поэтому основным правилом начинающих бизнесменов, является развитие бизнеса с того, что уже проверено. Для этого избираются более успешные представители выбранной области и по их примеру строится предприятие[14]. Также неплохим вариантом станет исследование работы и коллектива успешного частного предприятия и последующего внедрения собственных и неповторимых нововведений.

Но, по мнению экспертов, этим нужно заниматься не на начальной стадии, а в последствии, когда бизнес окрепнет. То, как тратится основной капитал — зависит от выбранной сферы бизнеса — основные расходы могут быть как на помещение, так и на нужное оборудование, обстановку офиса, определенная часть должна быть оставлена на зарплату персоналу. И в ближайшее время расчетной прибыли не будет.

Небольшой капитал обычно составляет около 2-3 млн. Обычно это аренда помещения и 5-10 сотрудников или с большой натяжкой покупка помещения и 3-5 сотрудников. Минимальный капитал начинается от 50 тысяч. Обычно это сумма идет на рекламу. Сумма этих вложений лучшим образом подходит для информационного и консультационного бизнеса. Также работает для косметологических и медицинских услуг.

Причиной банкротства обычно не является нехватка денег, а именно является КПД меньше 100% бизнеса.

К примеру, на каждый рубль, который вложен, дело должно приносить 1.1 рубль или даже больше. А КПД зависит от персонала и прежде всего от их желания увеличивать КПД. Если же персонал считает, что должны работать деньги, то они занимают позицию капиталиста по отношению к деньгам, которые не являются их собственностью[15].

Поэтому у капиталиста работают деньги, а персонал хоть и не владеет капиталом, но должен ответственно работать над тем, чтобы капитал предприятия использовался максимально эффективно.


Глава 2. Правовой режим ноу-хау

2.1 Особенности правового режима ноу-хау

Правовой режим ноу-хау имеет некоторые особенности, которые существенно отличают его от режимов охраны других результатов интеллектуальной деятельности, в том числе объектов патентного права .

При установке правового режима полезных моделей, изобретений, и промышленных образцов законодатель четко определяет объект охраны, выделяя из массы информации те данные, в отношении которых может возникнуть исключительное право.

Так, в качестве изобретения охрану могут получить только технические решения, которые относятся к продукту (в частности, к веществу, устройству, штамму микроорганизма, культуре клеток животных или растений) или методу (к процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

Закрепляя правовой режим ноу-хау, законодатель не определяет конкретный перечень информации, которая может получить охрану.

В качестве секретов производства охраняются самые разные сведения, которые дают их обладателю преимущества перед конкурентами, позволяя экономить время, людские ресурсы, материальные средства:

- технические знания, которые могут быть использованы в производстве определенной продукции, при выполнении определенных работ (информация о наиболее рациональных процессе, способе, устройстве, материалах);

- коммерческая информация, к примеру, о сырьевых рынках и рынках сбыта конкретной продукции;

- информация о наиболее оптимальных методах организации производства (к примеру, межцеховой кооперации), ведения бизнеса и другое.

Информация, составляющая ноу-хау, представляет собой как результат новой разработки, так и накопленные со временем знания, навыки и опыт.

Кроме этого, в качестве секрета производства в том числе могут охраняться патентоспособные решения – сведения о полезной модели, служебном изобретении или промышленном образце может держаться в тайне.

Объект охраны определяет в каждом определенном случае обладатель сведений, выделяя из массы информации те данные, которые имеют для него коммерческую ценность и в отношении которых он заинтересован приобрести исключительное право.


В законодательном порядке закреплены разные требования, которым должна соответствовать информация для предоставления им правовой охраны в качестве объектов патентного права и в качестве секретов производства .

Так, патентная охрана предоставляется информации, содержащей техническое решение и отвечающей требованиям новизны, промышленной применимости и имеющей изобретательский уровень, а также информации, содержащей художественно-конструкторское решение и отвечающей требованиям новизны и оригинальности.

Исключительное право на ноу-хау имеет целый ряд особенностей, который отличает его от содержания исключительного права в смежных правах, авторском праве, средствах индивидуализации и иных институтах интеллектуальной собственности. Классическое исключительное право – это монополия правообладателя использовать объект интеллектуальных прав любыми методами и возможность запрещать другим лицам такое использование.

Рассмотрим отличительные черты права на секрет производства:

- исключительное право на секрет производства действует не против всех иных лиц, а только против лиц, которые состоят в каких-либо правоотношениях с правообладателем, в частности, партнеров по договорам, работников, государственных органов. Третьи лица могут быть признаны нарушителями, только если недобросовестно получили доступ к конфиденциальной информации (промышленный шпионаж);

- действие исключительного права не ограничено точным сроком действия, а зависит от фактических обстоятельств – сохранение конфиденциальности информации и ее коммерческой ценности. Даже если информация была обнародована неправомерно, исключительное право прекращается;

- на один секрет производства могут возникнуть несколько независимых исключительных прав, если разные лица самостоятельно получили и используют одинаковую информацию в научно-технической области или профессиональной деятельности.

Перечисленные выше особенности заставляют согласиться с мнением, что право на секрет производства по своей юридической природе не является исключительным. Это фактическая, а не юридическая монополия на закрыты сведения.

Если исключительные права на иные объекты интеллектуальной собственности является абсолютным, то исключительное право на секреты производства в лучшем случае можно назвать «квазиабсолютным», как это делают некоторые авторы. На самом же деле оно является относительным и реализуется в договорных отношениях между обладателем сведений и третьими лицами.


2.2. Регистрация и защита секретов производства

Законодательством не предусмотрена государственная регистрация ноу-хау. Важно понимать, что при патентовании секретность исчезнет. Роспатент при успешном прохождении регистрации обязан опубликовать патентную информацию в официальном бюллетене, а значит она станет доступна неограниченному количеству лиц. Если владелец секрета получит патент на авторское право, то ноу-хау превратится в другой объект авторского права. Это и отличает ноу-хау от других видов интеллектуальной собственности.

Поэтому для узаконивания секрета производства, владелец должен подготовить пакет документов для введения режима коммерческой тайны. Многие считают, что самостоятельное формирование пакета документов проще, чем патентование. На самом деле это не совсем так.

Организации нужно предпринять следующие меры:

- составить перечень данных, не подлежащих разглашению;

- разработать положение о коммерческой тайне и приказ о введении на предприятии режима коммерческой тайны;

- подготовить регламент по использованию секретных данных и контролю его соблюдения;

- составить список лиц, имеющих доступ к тайне; организовать маркировку секретных материалов, меткой о коммерческой тайне или грифом «Секретно».

А также некоторые работодатели кроме специального пункта в договорах с сотрудниками, заводят журнал, в котором должны расписываться те, кто ознакомлен с информацией о введении информации в режим секретности. Иногда для приёма на работу обязательно ознакомление с положением и подпись в этом журнале.

Самым сложным в таком узаконивании становится введение режима коммерческой тайне. Для разработки положения можно обратиться в юридическую контору. Но перед этим нужно тщательно изучить рынок организаций, предлагающих такие услуги, так как выбрав контору подешевле, можно столкнуться с неприятными последствиями: наёмный специалист может нарушить режим секретности. В штате многих организаций есть юридические отделы, консультанты по юридическим делам и другие специалисты, которые должны заниматься разработкой таких документов, как положение, в соответствии с должностной инструкцией.

Положение о коммерческой тайне является внутренним документов юридического лица, на инновацию которого распространяется режим секретности. Российские законы не предусматривают обязательный порядок составления положения, поэтому оно может составляться в свободной форме. Но при этом следует учитывать общепринятые правила: схематичность, содержание и т.д.