Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики ( ФИНАНСЫ: СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большинство известных мировых изданий активно обсуждают тему изменения ключевой ставки в России[69]. Стоит напомнить, что это произошло 16 декабря и 10,5% мгновенно превращаются в 17 %. Financial Times писала, что этот шаг был направлен на стабилизацию ситуации, но граждане страны восприняли его как повод для серьезной озабоченности. На этом фоне серьезного ослабления рубля по отношению к доллару и Европейским валютам.

Экономисты считают, что доллар продолжит расти и в будущем. Прогнозируемая максимальная стоимость $ 1 в 2016 году составила 59 рублей. Однако, постепенно ее темпы будут снижаться, а средняя цена доллара за год составит около 56 рублей. Многие прогнозируют укрепление рубля летом следующего года.[70]

Однако, на самом деле, сказать что-то конкретное очень сложно. На данный момент ситуация слишком непредсказуема, чтобы делать точные прогнозы. Большинство людей склоняется к тому, что экономическая ситуация во многом зависит от того, как будет вести себя российское правительство в ближайшее время.[71]

Следует понимать, что от вышеперечисленных факторов страдают не только наша страна, но и другие сырьевые государства, а вместе с ними и те, кто покупает у них ресурсы. В связи с этим можно предположить, что даже доллар сейчас не является стабильной валютой: снижение цен на нефть восточными странами может обернуться дефицитом углеводородов, потому что никто не будет продавать их себе в убыток, а конкурирующих сланцевых запасов не так много. То же самое относится и к другим экономическим и политическим факторам, которые в настоящее время слишком шатки в своей оценке.[72]

Для того чтобы Российская экономическая модель работала должным образом, ощущается недостаток стабильных цен на нефть, необходимо, чтобы цены на сырье постоянно росли. Даже если цена на нефть останется на нынешнем уровне, снижение ВВП все равно произойдет, что можно наблюдать и сегодня. Если не будут приняты радикальные меры, падение ВВП может значительно ускориться. Но последние решения по страховым взносам только усугубили ситуацию, отодвинув большую часть российского бизнеса в тень.

Трудно делать точные прогнозы в экономике, учитывая, что они основываются не только на анализе макроэкономических показателей. Как правило, на экономическое состояние страны также большое влияние оказывают политика, социология и экология. [73]


Инфляция в 2018 году может ускориться до 12-15%[74]. Мы переходим уверенно к двузначной инфляции. Впоследствии она может снижаться эффект переноса девальвации на цены будет постепенно уменьшаться по мере стабилизации рынка. Банк России сейчас ожидает, что рост цен в текущем году превысит 10% на фоне резкого ослабления рубля и продовольственного эмбарго. В 2017 году, по данным регулятора, темпы роста потребительских цен могут замедлиться до 8%.

В среднем рубль стабилизировался в первом квартале 2018 года, в первую очередь за счет сокращения импорта и, соответственно, спроса на валюту. Необходимым условием для этого является стабилизация цен на нефть. Эффект от сокращения импорта будет иметь существенное влияние, вам не нужно столько валюты. Предложение валюты будет достаточным. Курс стабилизируется через 2-3 месяца и определяется по основным фундаментальным показателям. [75]

В 2018 году прогнозируется снижение импорта примерно на 40%, с большими рисками инвестиционного импорта, что осложнит доступ страны к передовым технологиям и, таким образом, замедлит модернизацию.

Кроме того, из-за развала экономики и взаимных неплатежей, платежная дисциплина существенно ухудшится, так что следует ожидать серии дефолтов средних и крупных предприятий.[76]

Таким образом, в 2018 году мы увидим все признаки кризиса. Сегодня многие аналитики говорят, что 2019 год также станет годом снижения ВВП России. Далее ситуация будет зависеть от ряда обстоятельств.[77]

Аналитики уверяют, что антикризисные меры в экономике не сработают, если не помириться с Западом. Напротив, сохранение «кипящего конфликта» снизит эффективность любых мер и не позволит реализовать их потенциал. Другие страны БРИКС обеспечивают суверенитет своей страны, сохраняя при этом участие в глобальных экономических отношениях, торговле и финансах.[78]

Таким образом, в настоящее время создание устойчивого рынка капитала, способного питать развитие экономики России в долгосрочной перспективе, «упирается» в наименее развитый сегмент - финансы населения. Одновременно по этой же причине и банковский сектор недостаточно активно трансформирует сбережения населения в финансирование экономики.

Вместе с тем на основании изложенного можно сказать, что тип финансовой системы, сложившийся в настоящее время в России и основанный на банках, отражает опыт других стран и может оцениваться как соответствующий сложившемуся состоянию экономики. Однако для развития на перспективу как банковского сектора экономики, так и финансовых рынков в целом необходимо решать проблему низкого развития финансов населения, его низкой сберегательной активности.


3. Анализ влияния публичных финансов на развитие домашних хозяйств

Дифференциация доходов – один из важнейших показателей социально-экономического развития страны, и в последнее время неравенство в доходах экономическое сообщество стало рассматривать в том числе и с точки зрения его влияния на экономическое развитие (рост). Пристальное внимание неравенству в доходах уделяется в отдельных странах, как развитых, так и развивающихся. В таких странах, как Великобритания, США, Австралия и других, систематически (как правило – ежегодно) исследуется неравномерность распределения доходов населения, публикуются отчеты о бедности и неравенстве и степени их влияния на экономический рост в стране[79]. В условиях рыночной экономики проблема социально-экономического неравенства в контексте его влияния на рост экономики стала злободневной и для России. Так, в 2011 году при обсуждении стратегии инновационного развития страны до 2020 года много внимания было уделено проблеме влияния неравенство (или дифференциации) доходов экономических агентов на экономическое развитие. Поэтому представляется важным найти ответ на вопрос, насколько значимое влияние оказывает неравенство в распределении доходов на развитие страны, включая экономический рост.[80]

На сегодняшний день среди множества основных показателей, которые характеризуют уровень развития наций и стран, одно из основных мест занимают такие, как уровень и качество жизни семей. Семья является фундаментом, на котором основано общество, этим объясняется значимость этого понятия. [81]

Приоритетной задачей современного развитого государства, позицинирующем себя как социальное, должно являться улучшение качества и уровня жизни семей на основе экономического роста, так как семья является общечеловеческой ценностью. Разумеется, что в разных регионах РФ люди живут по-разному.

Большинство региональных различий заданы географическими и климатическими условиями, и на ситуацию зачастую повлиять невозможно, но принятие мер в среднесрочной перспективе и устранение сильного разрыва в условиях жизни людей является основной целью руководства страны.[82]


Такой термин как «уровень жизни» рассматривается как на микро-, так и на макроуровне.

В первом случае, это интегральная характеристика народного благосостояния, относящаяся к большим совокупностям населения. Во втором случае, этот показатель полностью исчерпывается понятием семейного благосостояния, что подчеркивает ведущую роль в формировании уровня жизни населения в совокупности[83]

Основные показатели уровня жизни населения характеризуются следующими данными (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели уровня жизни населения РФ[84]

Наименование

Годы

2015 г. / 2011 г., %

2013

2014

2015

2016

2017

Фактическое конечных потреблениедомашних хозяйств на душу населения,трлн. руб.

35100

39807

44053

48105

50241

143,1

На душу населения, руб.

245521

277981

306971

329284

343190

139,8

Среднедушевые денежные доходынаселения, руб.

20780

23221

25928

27767

30225

145,5

Реальные располагаемые доходынаселения, %

100

105

104

99

96

Продолжение таблицы 1

Среднемесячная номинальная заработнаяплата, руб.

23369

26629

29792

32495

33981

145,4

Средний размер назначенных пенсий, руб.

8203

9041

9918

10786

11986

146,1

Величина прожиточного минимума на душунаселения, руб./мес.

6369

6510

7306

8050

9701

152,3

Численность населения с денежнымидоходами ниже величины прожиточногоминимума, млн. чел.

17,9

15,4

15,5

16,1

19,1

106,7

Минимальный размер оплаты труда, руб.

4471

4611

5205

5554

5965

133,4


Данные табл. 1 показали, что по всем представленным показателям наблюдался динамичный рост, в частности уровень среднедушевых доходов населения в 2017 г. по сравнению с 2013 г. вырос на 45,5%, уровень средней начисленной пенсии вырос на 46,1%, в свою очередь минимальный прожиточный минимум вырос на 52,3%, и минимальный размер оплаты труда вырос на 33,4%.[85]

В структуре денежных доходов в 2017 г. наибольшая доля приходилась на оплату труда (65,9%), вторую позицию занимали социальные выплаты (18,2%), третью позицию занимали доходы от предпринимательской деятельности (7,3%)[86]

В свою очередь, в структуре денежных расходов и сбережений населения первое место занимали расходы на покупку товаров и услуг (71,2%), следующую позицию занимал прирост финансовых активов (15%), а третье место приходилось на обязательные платежи и разнообразные сборы (11,3%).[87]

Несмотря на то, что средняя номинальная начисленная заработная плата выросла на 4,2%, объем свободных денежных ресурсов семей из-за инфляции сократился в подавляющем большинстве регионов. При этом сохранились большие разрывы в материальном положении между богатыми и бедными регионами. И в целом можно отметить, что благосостояние российских семей тесно связано с уровнем экономического развития регионов, одним из индикаторов которого является показатель объема валового регионального продукта на душу населения.

В качестве мер государственной политики, которые способны преодолеть негативные последствия неравенства в распределении доходов, можно предложить развитие таких важнейших институтов, как финансовая (кредитная) и образовательная системы.[88]

В развитых странах неравенство в доходах играет стимулирующую роль, в то время как в более бедных странах, с несовершенными кредитными рынками и менее доступным образованием, дифференциация доходов замедляет экономическое развитие.[89]

При разработке направлений социально-экономической политики нельзя игнорировать наличие влияния неравенства в распределении доходов на экономический рост, так как оно является значимым. Более того, ответ на вопрос, темпы экономического роста каких стран – с большим или с меньшим уровнем неравенства в доходах – выше, зависит от многих параметров экономического развития государства, в том числе и от степени совершенства финансовых рынков. Можно утверждать, что разумный, контролируемый рост доступности кредитных средств содействует преодолению негативных последствий высокого уровня дифференциации в доходах, подрывающих его стимулирующий эффект. Кроме того, мерой, нивелирующей отрицательные эффекты дифференциации доходов, может стать рост доступности образования для способных учеников и студентов.[90]