Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики ( ФИНАНСЫ: СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ФИНАНСЫ: СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие финансов, роль в финансовой системе государства
2. Финансовая система РФ и ее роль в развитии экономики
2.1. Понятие и состав финансовой системы
2.2. Анализ роли финансовой системы в обеспечении экономического роста в стране
3. Анализ влияния публичных финансов на развитие домашних хозяйств
Из вышесказанного следует, что Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений. Они играют главную роль в создании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения задач и функций государства, а также создать нормальные условия для расширенного воспроизводства.[45]
Субъекты денежных отношений содержат средства и используют их в соответствии со своими потребностями. Ни один из них не имеет возможности быть самодостаточным, между ними устанавливаются прочные денежные отношения, осуществляются переходы денежных средств от одного к другому. Они осуществляют платные и кассовые операции через банковскую систему.[46]
Сфера финансов компаний осуществляет следующие действия[47]:
- поддерживает материальное творение, ВВП,
- распределяет ВВП внутри компаний и перераспределяет доли ВВП между резидентами, бюджетом и внебюджетными фондами.
Основу финансовой системы любого государства гарантируют первичные доходы личных и муниципальных предприятий, доходы людей.
Денежный рынок оказывает влияние на функционирование денежной системы, которая выполняет посредническую функцию — он может помочь оптимизировать использование общих денежных средств. Основные участники денежного рынка: игроки и финансовые посредники (денежные и инвестиционные фирмы, инвестиционные фонды). Они предлагают рынку независимые деньги и фирмы, нуждающиеся в финансировании, найти лучшую структуру источников финансирования.[48]
В условиях рыночной экономики деньги хозяйствующих субъектов имеют особое значение. Роль денег, выплачиваемых организациями, заключается в формировании дополнительной цены, которая затем делится между государством, физическими и юридическими лицами.
Финансовая система состоит из 3 подсистем:
- Финансы муниципальных и городских;
- Финансирование хозяйствующих субъектов;
- народные Финансы.
Эти подсистемы уже разделены на составляющие в зависимости от методов формирования прибыли и валютных фондов.
Сфера муниципальных и городских финансов состоит из:
- экономическая система (федеральный бюджет, территориальный бюджет субъектов Федерации, бюджет муниципальных образований (районный бюджет);
- мотивированные внебюджетные фонды;
- - муниципальный кредит.
Сфера финансов хозяйствующих субъектов включает:[49]
- Финансирование платных компаний и организаций,
- Финансы денежных арбитров (кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании);
- деньги от некоммерческих организаций.
Финансы домашних хозяйств (народные деньги):[50]
- образуются в результате граждан различные виды прибыли,
- используется домохозяйствами для удовлетворения собственных потребностей,
- принимать участие в формировании муниципальных денег (налоговых платежей),
- формирование платежеспособного спроса на различные виды физических и нематериальных объектов.
Бюджетная система является основой муниципальных и городских финансов.[51]
3 уровня Российской бюджетной системы:
- Республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;
- бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (бюджеты республик в составе Российской Федерации, региональные и региональные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и бюджеты столицы и Санкт-Петербурга);
- бюджеты муниципальных образований (районные бюджеты).
Внебюджетные фонды создаются на особый период или существуют на регулярной основе. Они необходимы в качестве целевых информаторов средств, не зависящих от принятия или непринятия муниципального бюджета, предназначенных для удовлетворения основных государственных потребностей (социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение).[52]
Муниципальный кредит выделяется на самостоятельное звено муниципальных финансов, подкрепляемое набором средств в центральные фонды страны.[53]
Она предполагает особую форму валютных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Муниципальные кредиты - это способ привлечения государственных средств различных игроков по критериям добровольности, срочности, оплаты и погашения для устранения дефицита муниципального бюджета.
Муниципальные займы - это предоставление предприятиям и субъектам Российской Федерации из бюджета кредитных ресурсов на основе срочности, платности, возвратности, для развития экономики и решение основных социально-экономических проблем.[54]
Для предоставления муниципальных займов:
- экономные кредиты (предприятиям и субъектам Федерации);
- товарные кредиты (предоставляются за счет бюджетных средств организациям различных отраслей экономики для сезонного обеспечения ресурсами);
- субсидированные кредиты (разные для решения фундаментальных социально-экономических проблем, например: субсидированные кредиты для администраций Крайнего Севера);
- инвестиционный налоговый кредит (получить предприятие с большим экономическим значением).
Муниципальные гарантии-это обещания федерального правительства по кредитам, получаемым отдельными хозяйствующими субъектами и органами исполнительной власти Российской Федерации.
Они выдаются Министерством финансов Российской Федерации на основании отдельных постановлений Правительства Российской Федерации, действуют в виде муниципального долга.[55]
Муниципальный внутренний долг Российской Федерации-это долговые обязательства, воплощенные в рублях, Правительством Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами (задолженность по заработной плате перед работниками бюджетных организаций). Его поддерживает вся столица, которой командует российское правительство.[56]
Система финансов рассматривается в институциональной форме-как инфраструктуру различных финансовых институтов, которые осуществляют денежные отношения и сразу же субъекты управления деньгами.[57]
Экономическая система-это связь между управлением и денежно-кредитными учреждениями, их взаимодействие в соответствии с законом.
Движение денежных потоков - перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов.
Экономическая система более мобильна, чем финансовая:
- постоянно развиваться,
- предоставляет новейшие денежные инструменты и предложения, которые гарантируют постоянное движение денежных потоков в месте и времени,
- она становится самой масштабной, потому что денежные рынки и денежные посредники связаны между собой через систему контрактов.
Единая экономическая система формируется по категориям финансовых (финансовых) отношений (финансовых институтов).
Экономисты рассматривают финансовую систему как согласие:[58]
- Финансовые компании, учреждения, организации (денежные организации, некоммерческие организации и общественные объединения);
- страхование (социальное, индивидуальное, имущественное, страхование ответственности);
- муниципальные деньги (муниципальный бюджет, внебюджетные фонды, муниципальный кредит).
3 взаимосвязанные подсистемы, работающие в финансовой системе[59]
1) подсистема взаимоотношений и денежных ресурсов, генерируемых хозяйствующими субъектами;
2) подсистема взаимоотношений и денежных средств, генерируемых сотрудниками;
3) подсистема денежных отношений и ресурсов в стране.
Некоторые экономисты в денежной системе выделяют последующие звенья (институты):[60]
- бюджетная система с ее муниципальным (Федеральным, республиканским, областным) и районным бюджетами;
- мотивированные внебюджетные фонды;
- деньги компаний, соединений, организаций, учреждений;
- имущественное и индивидуальное страхование;
- кредит (муниципальный, городской и Банковский).
Экономическая система занимает центральное место в Российской денежной системе, с ее помощью создаются фонды муниципальных и административно-территориальных образований. Все части денежной системы связаны с экономической системой.[61]
Основными задачами денежно-кредитной политики России являются[62]:
- вступление в крупную экономическую систему,
- предотвращение дефицита бюджета,
- воплощение денежной стабилизации.[63]
Таким образом, финансовая система — это совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков. С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредствующих формирование и использование доходов, а так же как систему финансовых учреждений.
2.2. Анализ роли финансовой системы в обеспечении экономического роста в стране
ВВП России по итогам ноября 2018 года ушел в минус, впервые с 2009 года. Падение составило 0,5%, сообщило Минэкономразвития 29 декабря. Это не единственный антирекорд года – 15 декабря курс рубля к доллару за несколько часов обвалился более чем на 8,5%. К тому моменту российская валюта с начала года обесценилась почти в два раза. Прошлый антирекорд по рублю был зафиксирован в январе 1999 года. Девальвации предшествовало снижение нефтяных цен на протяжении пяти месяцев, ужесточающиеся санкции ЕС и США и российские «антисанкции».
За последние 10-15 лет российская экономика очень сильно зависела от внешних факторов.
Цена на нефть
Наиболее важным из этих аспектов является огромный объем реализации энергоресурсов, который стал основным источником доходов бюджета страны. Эксперты называют такие явления «эффектом Гронингена», когда основной курс идет на продажу сырья, а развитие производства является второстепенной целью. Такой тезис легко подтверждается изменениями цен на нефть за те же пятнадцать лет. Представляя цифры как "кривую", мы видим ее постоянное восходящее движение, где пик составил более $ 100 за баррель. Соблазн быстро и Дорого продать природные ресурсы был настолько велик, что в какой-то момент примерно половина доходов страны приходилась на этот сектор. [64]
Когда в 2014 году «Манна небесная» закончилась и стоимость энергии начала стремительно снижаться, начались первые проблемы. Кстати, трудности возникли не только в России, но и во всех государствах, которые традиционно являются поставщиками «черного золота»[65]. Так, при формировании бюджета на 2014 год, правительство исходило из цены на нефть, которая на тот момент была чуть меньше ста долларов за баррель.[66] Когда рынок начал насыщаться нефтепродуктами, решающей ценностью стала неспособность ОПЕК сократить объемы добычи. Взятая за основу цифра в 93 доллара за баррель должна была привести к ужасному дефициту бюджета, ведь к декабрю эта цифра равнялась 60 долларам. В тот момент, национальная валюта начала тонуть (по ряду причин), что частично сгладило эффект от снижения цен на нефть. Тем не менее, в России началась паника, которая привела к хаотичной покупке долларов и евро.
Экономическая санкция
После смены власти в Украине произошло знаменательное событие – Крым вошел в состав России. Пусть это произойдет после официального референдума, и жители полуострова сами проголосовали за союз с «большим братом», но многие страны отказались признавать это объединение. В частности, первыми ответили Европейский Союз, Канада, Соединенные Штаты, Новая Зеландия, Австралия и некоторые другие государства[67]. За словесным неодобрением последовали действия - экономические санкции, подразумевающие запрет на сотрудничество с рядом российских компаний. Это коснулось финансовых институтов, многих предприятий, действующих в оборонно-промышленном комплексе, а также конкретных лиц России и Крыма. Кстати, сам полуостров был практически полностью изолирован, вплоть до невозможности въезда туда иностранных граждан. В результате финансовой блокады, многие российские предприятия оказались в сложной ситуации. Почти у всех были кредитные обязательства, но они не могли использовать такой универсальный «инструмент», как рефинансирование.[68] Существует реальная перспектива невыплаты долга, и в этой ситуации целесообразно обратиться за помощью к государству. Но если взять официальные данные, то возможности Центрального банка и фондов (резерва и национального благосостояния) не безграничны. Их общий финансовый объем составляет около 450 миллиардов долларов, а долги компании равен 630 млрд. долларов.