Файл: Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАНЦЕВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ
1.1. Иностранный гражданин и лицо без гражданства: общая характеристика
1.2. Правовой режим пребывания иностранных граждан в РФ
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАНЦЕВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ
2.1. Основные права и обязанности иностранцев и лиц без гражданства в России
2.2. Ответственность иностранцев и лиц без гражданства в России
ВВЕДЕНИЕ
Среди субъектов российского конституционного права особое место занимают иностранцы, т.е. иностранные граждане и лица без гражданства. Число иностранцев, посещающих нашу страну, с каждым годом увеличивается, чему, безусловно, способствует проведение в Российской Федерации крупных международных общественно-политических и спортивных мероприятий. Значительное количество иностранцев постоянно проживают в России.
Иностранцы как субъекты конституционного права обладают соответствующим правовым статусом, который позволяет им вступать в правовые отношения, определяет их специфику в подобного рода отношениях, определяет возможность приобретать права и нести обязанности.
Современное законодательство Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства не отвечает требованиям системности.
Все вышесказанное обуславливает актуальность настоящей темы.
Проблеме правового статуса иностранных лиц без гражданства посвящены работы таких ученых, как Авакъян С.А., Балашовой Н.А., Балашовой Т.Н., Шерстобоева О.Н., Ефремовой, О.Н., Бевзюк Е.А. Козловой Е.И., Кутафина О.Е., Маковецкой М.Г., Марышевой Н.И., Хлестовой И.О., Новикова В.В., Трунцевского Ю.В., Пауковой Ю.В., Путяткина А.В., Сильченко Н.П., Смирновой Е.С., Шапиро И.В. и др.
Целью работы является рассмотрение правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Задачами исследования выступают:
- дать общую характеристику иностранного гражданина и лица без гражданства;
- исследовать правовой режим пребывания иностранных граждан в РФ;
- раскрыть основные права и обязанности иностранцев и лиц без гражданства в России;
- проанализировать ответственность иностранцев и лиц без гражданства в России.
Объектом исследования являются общественные отношения в области установления правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации.
В качестве предмета исследования выступают нормативно-правовые акты, основы правовой доктрины, материалы судебной практики.
Методологическую основу исследования составили диалектико-материалистический метод научного познания, общенаучные и частнонаучные методы логический, системный, структурно-функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Нормативной базой исследования являются Конституция Российской Федерации, законодательные акты России.
Эмпирическая база исследования. В работе проанализированы материалы судебной практики Конституционного суда РФ и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАНЦЕВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ
1.1. Иностранный гражданин и лицо без гражданства: общая характеристика
Определяя содержание правового статуса иностранных граждан, необходимо отметить, что он существенно отличается от правового статуса собственных граждан[1].
Лицо является гражданином государства не в связи с проживанием на его территории, а вследствие того, что существуют между лицом и государством особые связи, которые составляют содержание гражданства. Согласно ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"[2] иностранным гражданином является "лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство иностранного государства". Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"[3] уточняет, что иностранный гражданин - это "физическое лицо, имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства" (ст. 2).
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", кроме случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Иностранными гражданами принято считать всех тех лиц, которые находятся на территории государства и не являются его гражданами[4].
Можно выделить следующие категории иностранных граждан:
- временно прибывшие в РФ. Это лица, прибывшие в Россию на основании визы или в безвизовом порядке. Данные лица не имеют разрешения на временное проживание или вида на жительство.
- временно проживающие в РФ. Они имеют разрешения на временное проживание в России.
- постоянно проживающие в РФ. Это лица, получившие вид на жительство.
Основным признаком понятия "иностранный гражданин" является пребывание лица на территории государства, гражданином которого он не является и имеет гражданство другого государства.
В правовом статусе иностранных граждан прослеживается двойственный характер, во-первых, это подчинение законам государства, в котором пребывает данное лицо, во-вторых, это наличие правовой связи с государством гражданства.
Зачастую правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ отождествляют. Надо отметить, – это неверный подход. Гражданин, имеющий государственную принадлежность к иной стране, живущий или путешествующий по России, находится под правовой защитой двух держав: гражданским статусом которой он обладает, и той, в которой живет или путешествует, то есть РФ. Апатрид, не имея правовой связи с каким-либо иным государством, находится под юрисдикцией только России.
В соответствии с терминологией указанной в ФЗ "О правовом положении иностранных лиц в РФ", лицом без гражданства считается человек, который не является гражданином России и не имеет доказательств наличия своей принадлежности к подданству другого государства.
Конституцией РФ закреплено положение, гласящее, что лица без гражданства пользуются правами, в том числе и трудовыми, а также исполняют обязанности наравне с гражданами России. Законодательный базис процедуры трудоустройства лиц без гражданства реализуется строго по требованиям, установленным ТК и прочими актами, содержащими нормы трудового права. Огромное значение в данном случае имеют отдельные юридические аспекты, зависящие от наличия или отсутствия того или иного правового статуса у субъекта без подданства, поскольку санкции для нарушителей в этой отрасли предусмотрены довольно строгие.
Важными структурными элементами конституционно-правового статуса беженца являются правовые нормы, определяющие порядок признания лица беженцем, которые представлены следующими группами:
1) правовые нормы, устанавливающие процедуру обращения с ходатайством о признании беженцем и предварительное рассмотрение ходатайства;
2) правовые нормы, регламентирующие действия уполномоченного органа государственной власти по принятию решения;
3) правовые нормы, регулирующие рассмотрение ходатайства по существу[5].
Иностранные граждане и лица без гражданства обладают административной правоспособностью, чтобы проживать на территории Российской Федерации они должны соблюдать ряд обязанностей. К ним могут быть применены меры административной ответственности за проживание без документов, которые помогают им получить право на жительство в России, так же нарушение установленного порядка и выбора жительства, уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания. Иностранные граждане, которые пользуются привилегиями в соответствии с законодательством России и обладают юридическим иммунитетом, не попадают под юрисдикцию Российской Федерации.
В настоящее время законодательство Российской Федерации о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства является не вполне совершенным.
Вполне обоснованно выглядит проблема, обозначенная С.А. Авакьяном, - о необходимости большего согласования норм национального права с общепризнанными государством международными нормами[6]. Это относится и к регламентации правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
"При системном рассмотрении проблемы обращает на себя внимание сложность комплекса нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства"[7].
Систематизировать законодательство, регламентирующее правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России - важнейшая задача нашего государства.
Полагаем, следует согласиться с мнением о принятии федерального закона о политическом убежище, поскольку на сегодняшний момент такой закон отсутствует, и отношения по поводу политического убежища урегулированы указом Президента Российской Федерации[8].
Важной составляющей режима пребывания иностранных граждан в РФ является обязанность выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания[9].
В соответствии со ст. 327.1 ТК РФ[10] между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, - срочный трудовой договор.
Представляется, что данное нововведение спорно, поскольку все категории иностранных граждан получают ограниченное по времени право осуществлять трудовую деятельность. В частности, иностранные работники, работающие на основании патента, - на срок не более 2 лет с даты выдачи патента, высококвалифицированные специалисты - на срок до 6 лет. Однако в любом случае характер их работы обусловлен разрешением со стороны государственных органов. Статья 59 ТК РФ не содержит указания о возможности заключения срочного трудового договора с иностранным гражданином, что, в свою очередь, делает затруднительным установление срока в трудовом договоре. Поэтому рекомендуется указывать срок в трудовом договоре с иностранным гражданином в соответствии со сроком действия разрешительных документов.
1.2. Правовой режим пребывания иностранных граждан в РФ
Законодательство Российской Федерации исходит из того, что свобода передвижения не является абсолютным правом как российских граждан, так и иностранных, оно должно быть сбалансированным по отношению к определенным, особо важным интересам государства и общества. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства установлены требования о наличии оснований прибытия на территорию Российской Федерации, к сроку пребывания, соблюдению требований соответствующего документирования и др. Эти требования являются допустимыми с точки зрения конституционных положений и международных стандартов.
Государство с целью осуществления контроля за иностранными гражданами, лицами без гражданства, въезжающими и пребывающими в Российской Федерации, посредством нормативных правовых актов формирует правовые режимы в отношении данной категории лиц. Нормативные правовые акты и правовые режимы, являясь единым целым, образуют правовой механизм, направленный на осуществление контроля за иностранными гражданами, находящимися на территории РФ.
С принятием Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года[11] определены основные ориентиры по совершенствованию миграционного законодательства, включая сферу по противодействию незаконной миграции. Одним из направлений государственной миграционной политики России по обеспечению противодействия незаконной миграции является принятие мер по совершенствованию системы государственного контроля въезда, пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации.
Административно-правовой режим пребывания представляет собой совокупность норм права и мер организационного характера, определяющих порядок поведения иностранных лиц и лиц без гражданства, обеспечивающий сохранение состояния защищенности интересов личности, общества и государства, а также предотвращение либо устранение угроз этим интересам, связанных с реализацией иностранными гражданами своего права на проживание в Российской Федерации и передвижение по ее территории[12]. Этот режим тесно связан с административно-правовым режимом регистрации иностранных граждан, административно-правовой режим транзитного проезда связан с административно-правовыми режимами въезда-выезда и пребывания иностранных граждан на территории РФ и т.д.