Файл: Формы государственного устройства (Понятие, формы и принципы государственного устройства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Понятие, формы и принципы государственного устройства
1.2 Принципы унитарного и федеративного устройства государства: понятие, содержание, соотношение
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Территориальная целостность Российской Федерации как признак суверенного государства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что при изучении той или иной формы государственного устройства, мы можем сказать, насколько точно реализовываются интересы населения данного государства, насколько стабильна публичная власть, и развита экономика территориальных образований. Если действительная обстановка в выбранной форме государственного устройства не соответствуют ее основополагающим признакам, происходят необратимые процессы, направленные на разрушение института государственности.
В настоящее время в мире чаще всего встречаются две формы государственного устройства: унитарная и федеративная.
Унитарное государство - распространенная форма государственного устройства, так как является простым по своему территориальному составу, куда входят административно-территориальные единицы, а также характеризуется эффективной организацией управления и оптимальным соотношением единства и суверенитета. Даже несмотря на то, что данная форма государственного устройства наиболее тождественна с природой государства, у многих ученых не сложилось определенного мнения по поводу разновидности, сущности и принципов унитарных государств,. Также актуальность изучения унитарных государств объясняется стремлением его составных частей (административно-территориальных единиц) к самостоятельности, преобладание в ряде государств автономий, что присуще федеративному государству.
Неопределенность сущности федеративной формы государственного устройства также обусловлена неоднозначностью суждения некоторых авторов, разнообразием, наличием множества разновекторных аспектов. Федеративное государство является по своему составу сложным, в состав которого входят субъекты в отличие от территориальных единиц, обладающие некой самостоятельностью. Но как обеспечивается данная самостоятельность, как распределены полномочия между двумя уровнями власти и как при этом реализуются права и свободы граждан - все эти вопросы будут исследованы в данной работе. На примере Российской Федерации будут рассмотрены принципы, на основе которых построено и функционирует данное государство, тем самым раскрывая вопрос о достоинствах и недостатках федерализма, о наиболее перспективном пути государственного устройства России.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу внутренней (территориальной) организации государственной власти, раскрывающие характер взаимоотношений государства в целом и его составных частей.
Предметом исследования явились правовые нормы, посредством которых определяются формы государственного устройства
Целью работы является исследование принципов, на основе которых функционирует государство той или иной формы государственного устройства. Для достижения цели, будут поставлены следующие задачи:
- изучить понятие государственного устройства и его формы
- рассмотреть принципы федеративного и унитарного государства, выявить их соотношение;
- проанализировать принципы, на основе которых функционирует Российская Федерация;
Методологическая база исследования. В процессе исследования были использованы диалектический метод, предопределяющий изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. В работе применялись также методы ситуационного, структурно-функционального, экономико-статистического, компаративного анализа.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Понятие, формы и принципы государственного устройства
Для того, чтобы дать характеристику какого либо государства, чаще акцент ставится на определение его формы правления и государственного устройства. Чем влиятельней на международной арене государство, тем сложнее ее внутренняя территориальная организация государственной власти, в котором можно проследить взаимоотношение самого государства в целом и его составных частей.
В литературе можно встретить разные мнения по поводу понятия и форм государственного устройства. Государственное устройство часто характеризует структуру государства, его строение. М.В. Баглай считает, что государственное устройство - это политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношение с центральной властью. [7, С. 29] Из этого следует, что в основу понятия взяты: структура государства (состав, его субъекты); взаимоотношения между государством и его составными частями; соотношение центральной, региональной и местной власти; административно-территориальная организация либо иная организация государства.
Наиболее удачным, на наш взгляд, представляется следующее определение; форма государственного (территориально-политического) устройства - внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов. [17, С. 69]
Взяв во внимание условности вышеперечисленных определений, были выделены три формы государственного устройства: унитарное, федеративное государства, а также редко встречающееся конфедерация.
В зависимости от характера и структуры составных частей территории государства и взаимоотношений между ними и государством в целом страны по форме политико-территориальной организаций, прежде всего, подразделяются на унитарные и федеративные, каждое из которых в свою очередь включает определенные разновидности. Нередко к этому добавляется и конфедерация. Однако необходима серьезная оговорка, ибо конфедерация - это не форма одного государства, а форма межгосударственного объединения нескольких независимых стран, взаимоотношения между которыми, как известно, регулируется не конституционным, а международным правом. Такими конфедерациями были Швейцарский Союз (до 1848 г.), Германский Союз (1815-1866 гг.). [20, С. 125]
Унитарное государство. Данная форма политической организации государства имеет ряд отличительных признаков. На территории данного государства расположены не отдельные государства и не государственные образования (республики, штаты и др.), а административно-территориальные единицы (области, губернии, провинции, районы и др.), имеющие сравнительно ограниченную самостоятельность. Деление бывает двух, - трех и четырехзвенным, что соответствует уровням организации государственной власти в стране. Административно-территориальные единицы верхнего звена называются областями, провинциями, губерниями, среднего - районами, городами, округами, уездами, низкого - общинами, коммунами, волостями и т.п.
Каждый вид административно-территориальной единицы, их правовой статус обычно определяются специальным законом (статья 2 Конституции Республики Казахстан). Но иногда в тексте самих конституций закрепляются в качестве отправных начал принципы административно-территориального деления страны. Так, в статье 132 Конституции Украины закреплены принципы единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демократических особенностей, этнических и культурных традиций. Согласно статьи 101 Конституции Греции «административное деление страны производится исходя их геоэкономических, социальных и коммуникационных условий».
По всей территории действует одна конституция, одно законодательство, единая налоговая система. В связи с этим, унитарное государство часто называют единым, простым по структуре государством, в отличие от федеративного государства как сложного по расположенным на его территории субъектам.
На основе Конституции, обладающей верховенством в системе законодательства и высшей юридической силой по отношению ко всех законам и иным нормативным правовым актам, государственная власть осуществляется на основе разделения на исполнительную, законодательную и судебную, но из каждой соответственно выделяют органы, которые единые и общие для всей страны, осуществляющие руководство местными органами. На основе влияния центральной власти на органы местного самоуправления различают три группы унитарных государств:
К первой группе относятся государства с централизованной системой управления, в которых органы местного самоуправления не имеют никакой самостоятельности, лишь реализуют функции центра. К таким государствам относятся Ирландия, Португалия, Люксембург.
Вторую группу составляют государства, в которых административнотерриториальные единицы (провинции, земли и другие) обладают автономией. Такие государства чаще относят к частично децентрализованным. Автономии имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но их действия лишь в малой степени влияет на политику органов центральной власти (Италия, Франция, Испания).
В третью группу входят государства, в которых органы местного самоуправления наиболее самостоятельны. В основном в сфере здравоохранения, образования, строительства, коммунальной службы, а также финансирования. К таким государствам относят Великобританию, Нидерланды.
Тем самым обеспечивается руководство центральной власти на всей территории, при этом административно-территориальная единица имеет возможность регулировать определенные сферы жизнедеятельности в пределах своей территории.
Законы и иные нормативные правовые акты принимаются законодательным органом - парламентом, а в социалистических странах высшими представительными органами государственной власти (Китай, Куба. Вьетнам). Все остальные издают подзаконные и правоприменительные акты. Благодаря этому обеспечивается единство системы права и законности на всей территории страны.
Унитарные государства могут включать в себя автономию. Автономия - это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, а иногда географическими условиями. Ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, традиции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве: политическая и административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом принимать собственное законодательство. Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, судебном процессе, на радиовещании, издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов. [6, С. 24]
Данная форма государственного устройства остается предпочтительней, так как обеспечивает равный статус для всех граждан государства, целостность и сохранность территории государства, единое экономическое пространство. Она преобладает в странах Евразии, Южной Америки, Африки.
Второй формой государственного устройства является Федерация. Федеративные государства, в первую очередь отличаются от унитарных государств своей территорией и расположенными на ней двумя или более относительно самостоятельными государствами и государственными образованиями. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет свое собственное административно-территориальное деление. Имеет наряду с федеративными свои собственные высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы, располагает своей конституцией и текущим законодательством. Может иметь в нередких случаях свои собственные воинские формирования и гражданство. [10, С. 85] Также стоит отметить, что в федеративном государстве возможно наличие двойного гражданства. Например, если взять во внимание Конституцию Российской Федерации, то в ней говорится, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Международные договора был подписаны с республикой Таджикистан и Туркменистаном.
К признакам, характеризующим федеративное государство, можно отнести также двухпалатную структуру союзного парламента.
Субъекты федерации не являются суверенными государствами. Суверенитет федерации распространяется на всю ее территорию. И лишь вне предметов ведения и полномочий федерации её субъекты самостоятельно осуществляют всю полноту государственной власти. В России, США, Канаде и Австралии этот юридически значимый факт подтвержден решениями органов конституционного контроля. О суверенитете субъектов федеративные государства умалчивают, лишь в конституциях отдельных государств, таких как Мексика. Швейцария, говорится, что субъекты обладают суверенитетом в той мере, в которой он не ограничен федеральной конституцией. Но, следует отметить, что суверенитет, по определению не может быть ограничен. Либо он есть, либо его нет. [26, С. 109]
Отсутствие суверенитета у субъектов не дает им права выходить из состава федерации. В конституции Австралии говорится, что федерация представляет собой «единый нерасторжимый союз» (преамбула). Конституции почти всех остальных государства с федеративной формой государственного устройства закрепляют положения о правовых гарантиях и территориальной целостности государства. Но есть и исключения, например, в Конституции федеративного государства Сент-Кристофер (Сент-Китс) и Невис говорится о праве выхода острова Невиса из состава федерации. Конституция Эфиопии закрепляет положение о праве сецессии и самоопределения народов Эфиопии, образовавших субъекты по национальному составу. Инициатива о самоопределении в той или иной форме этнической общности Эфиопии должна быть поддержана большинством в две третьих голосов депутатов Законодательного совета соответствующего штата. В противном случае она считается отклоненной.