Файл: Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 КоАП РФ, доказана, так как на территории юридического лица выявлен иностранный гражданин, у которого отсутствовала отрывная часть уведомления о прибытии"[17].

Все чаще на практике можно столкнуться с исполнительными производствами, сторонами которых являются бывшие супруги, где взыскателем выступает гражданка Российской Федерации, а должником - иностранный гражданин, проживающий в России. Взыскатели пользуются несовершенством законодательного регулирования и отсутствием в нем единства, добиваясь прежде всего ограничения права на выезд в отношении бывшего супруга, а затем обращаются в органы ГУВМ МВД с указанием на то, что данный иностранный гражданин незаконно пребывает на территории Российской Федерации, и должник впоследствии подвергается штрафам. Очевидно, что подобные действия взыскателей вызваны не стремлением скорейшего исполнения предписанных требований, а имеют иные мотивы. Разумеется, должник бы избежал таких неблагоприятных последствий, исполнив судебный акт после вступления его в законную силу. Однако если отношения уже перешли на стадию исполнительного производства, то нецелесообразным представляется установление барьеров для исполнения требований исполнительного документа. Применяя в отношении должника временное ограничение права на выезд, всегда необходимо исходить из назначения данной меры, которое заключается в своевременном и полном исполнении судебных решений и иных подлежащих исполнению актов. Как было указано, данная мера выступает не инструментом наказания должника, а способом его мотивации к исполнению обязательств.

2.2. Ответственность иностранцев и лиц без гражданства в России

Наличие в стране значительного количества нелегальных мигрантов в условиях сложной экономической ситуации отрицательно сказывается на состоянии преступности.

Статья 33 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" устанавливает принципы привлечения к ответственности иностранных граждан.

Прежде всего, следует обратиться к некоторым теоретическим положениям:

1) во-первых, ответственность всегда наступает за неисполнение субъектом установленной для него юридической обязанности;


2) во-вторых, реализация ответственности предполагает возложение на правонарушителя дополнительных, обременительных для него обязанностей.

Согласно части 3 статьи 62 Конституции РФ[18] иностранные граждан и лица без гражданства несут в РФ обязанности наравне с российскими гражданами. Данный принцип нашел отражение в нормах охранительного законодательства. Это означает, что иностранцы привлекаются к административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой ответственности на основании тех же норм, что и граждане России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности согласно действующему законодательству нашей страны.

В качестве примера можно привести КоАП РФ[19], которым предусматривается административная ответственность иностранных граждан за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации (гл. 18).

Уголовная ответственность предусматривается в УК РФ[20], например, в статье 322 УК РФ предусмотрено наказание за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, в статье 322.1 УК РФ наказание за организацию незаконной миграции.

Ограничение свободы не назначается иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Так, приговор суда в отношении иностранного гражданина изменен, исключены из приговора назначение дополнительного наказания в виде ограничения свободы и указание о применении положений ч. 4 ст. 69 УК РФ, поскольку ограничение свободы не назначается иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

"Как установлено из материалов уголовного дела, Г. является гражданином <...> то есть иностранным гражданином. Данный факт подтвержден копией паспорта на имя Г. <...>.

Копии приговоров <...> свидетельствуют о том, что Г. осуждался <...> гражданин <...>, проживавший без регистрации <...>.

При назначении дополнительного наказания в виде ограничения свободы Г. судом не было учтено данное обстоятельство, в связи с чем допущено нарушение требований ч. 6 ст. 53 УК Российской Федерации.

Данное нарушение уголовного закона президиум находит существенным, поскольку оно связано с назначением уголовного наказания, и в соответствии с ч. 1 ст. 401.15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации признает в качестве основания для изменения приговора. Доводы жалобы осужденного об исключении дополнительного наказания в виде ограничения свободы подлежат удовлетворению."[21].


Проблема юридической ответственности иностранных граждан затрагивает вопросы, связанные с совершением правонарушения за пределами Российской Федерации.

Пример: суд отказал в удовлетворении ходатайства следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении гражданки США К. Кассационная инстанция согласилась с данным постановлением. К. обвинялась в неумышленном убийстве российского гражданина, малолетнего И.А. Было учтено, что К. не проживала постоянно в России, совершила преступление за пределами ее территории, за что уже осуждена в иностранном государстве, в связи с чем не подлежит уголовной ответственности на территории Российской Федерации за то же самое деяние.

В остальных случаях иностранцы, совершившие преступления за пределами российской территории, могут выдаваться соответствующему иностранному государству. Основания и порядок выдачи предусматриваются международными договорами (ч. 2 ст. 13 УК РФ).

Гражданское законодательство также предусматривает ответственность за неисполнение гражданско-правовых обязательств за пределами Российской Федерации. Этим государство обеспечивает интересы частного оборота. В таких случаях официальные власти руководствуются нормами ГК РФ, формирующими национальное международное частное право.

Возможность высылки иностранных граждан и лиц без гражданства, даже законно находящихся на территории государства, соответствует положениям международных правовых актов[22].

Поскольку точных критериев соразмерности выдворения целям административного наказания законодателем не выработано, то правоприменителям приходится руководствоваться действующими конституционными и международными нормами. Безусловно, в таких обстоятельствах возрастает важность практики Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выделяется целый ряд правовых режимов, которые могут быть предоставлены иностранцам, находящимся на территории РФ. Основным правовым режимом, установленным Конституцией РФ, является национальный режим. Однако, законодательство РФ не проводит дифференциации между различными видами режимов, да и сами эти понятия являются выработанными наукой. В настоящем исследовании рассматривался статус иностранцев.

Определяя содержание конституционно-правового статуса иностранных граждан, необходимо отметить, что он существенно отличается от конституционно-правового статуса собственных граждан, поскольку граждане своего государства обладают правами, относящимися как к правам человека, так и к правам гражданина, в то время как иностранные граждане обладают исключительно правами, относящимися к естественным правам человека, гарантированным соответствующим государством пребывания. Данный порядок исходит из международно-правовой практики, поскольку намерение каждого государства в отдельности наделить своих собственных граждан большим объемом прав и свобод, чем граждан других государств, находящихся на его территории, является обоснованным и оправданным.


Объем прав, свобод и обязанностей правового статуса иностранного гражданина, как, впрочем, и граждан РФ, регулируется почти всеми отраслями права. Поэтому можно говорить об отраслевом аспекте правового положения иностранного гражданина и лица без гражданства, в частности гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном, административном и т.д.

В соответствии со ст. 14 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; работать на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Иностранные граждане не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации.

Кроме указанных ограничений по субъектному составу в Российской Федерации действуют ограничения относительно объектов и организаций, в которых иностранные граждане могут быть приняты на работу.

Анализ главы 2 Конституции РФ позволяет выделить статьи, которые предоставляют права только гражданам Российской Федерации, соответственно, по смыслу содержания Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства указанными правами не обладают.

Можно выделить и специфические обязанности, установленные для иностранных граждан законодательством России.

Иностранцы и лица без гражданства привлекаются к административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой ответственности на основании тех же норм, что и граждане России.

Состояние законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации является одним из маркеров формирования России как подлинно культурного государства, которое способно быть формой общения не только своих граждан, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конвенция о статусе апатридов. Принята 28 сентября 1954 года // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 230 - 243
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Парламентская газета, N 2-5, 05.01.2002.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // СПС Гарант.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ / Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Российская газета, N 140, 31.07.2002.
  7. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // Российская газета, N 100, 05.06.2002.
  8. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // Собрание Законодательства РФ. 2012. 27 авг. № 35. Ст. 4858.
  9. Постановление Президиума Свердловского областного суда от 09.07.2014 по делу N 44у-307/2014 // СПС Гарант.
  10. Решение Ленинградского областного суда от 03.09.2013 № 7-651/2013 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / СПС "Консультант Плюс".
  11. Определение Московского областного суда от 21.02.2012 по делу № 33-4676 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / СПС "Консультант Плюс".
  12. Постановление Пермского краевого суда от 13.02.2012 по делу № 44а-88/2012 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / СПС "Консультант Плюс".
  13. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Учебный курс / С.А. Авакьян. Т. I. М., 2011. 693 с.
  14. Авакъян, С.А. Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012.
  15. Башмакова, Н.Е. Административно - правовые средства обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации / Н.Е. Башмакова // В сборнике: научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2017. С. 91 - 94.
  16. Ванюшин, Я.Л. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации: учебное пособие. 2-е изд., доп. / Я.. Ванюшин. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2015. 362 с
  17. Вороненко, О.А. Правовой статус иностранных граждан в российском государстве: понятие, история и современность / О.А. Вороненко, А.Н. Скокова // Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 70 - 73.
  18. Ефремова, О. Н. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (постатейный) / под ред. А.Е. Епифанова, В.М. Абдрашитова // М. Юстицинформ. 2011. 63 с.
  19. Катаева О.В. Проблемы соблюдения иностранными гражданами административно-правового режима пребывания на территории Российской Федерации // Наука и практика. 2016. № 2 (67). С. 54 - 56.
  20. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. С. 100.
  21. Кукин А.А. Совершенствование Законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации // Инновационная наука. 2016. № 3. С. 67 - 69.
  22. Маковецкая, М. Г. Понятие конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации / М.Г. Маковецкая // Российская юстиция. 2012. № 6. С. 23 - 24.
  23. Паукова Ю.В. О высылке иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации // Административное право и процесс. 2011. N 8. С. 40 - 42.

  1. Маковецкая, М. Г. Понятие конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации / М.Г. Маковецкая // Российская юстиция. 2012. № 6. С. 23 - 24.

  2. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // Российская газета. 2002. № 100.

  3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Российская газета. 2002. № 140.

  4. Ванюшин, Я.Л. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации: учебное пособие. 2-е изд., доп. / Я.. Ванюшин. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2015. С. 6.

  5. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. С. 100.

  6. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Учебный курс / С.А. Авакьян. Т. I. М., 2011. С. 87.

  7. Авакъян, С.А. Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. С. 425.

  8. Кукин, А. А. Совершенствование Законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации / А.А. Кукин // Инновационная наука. 2016. № 3. С. 67 - 69.

  9. Катаева, О. В. Проблемы соблюдения иностранными гражданами административно-правового режима пребывания на территории Российской Федерации / О.В. Катаева // Наука и практика. 2016. № 2 (67). С. 54 - 56.

  10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

  11. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // Собрание Законодательства РФ. 2012. 27 авг. № 35. Ст. 4858.

  12. Башмакова, Н.Е. Административно - правовые средства обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации / Н.Е. Башмакова // В сборнике: научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2017. С. 91 - 94.

  13. Вороненко, О.А. Правовой статус иностранных граждан в российском государстве: понятие, история и современность / О.А. Вороненко, А.Н. Скокова // Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 70 - 73.

  14. Ефремова, О. Н. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (постатейный) / под ред. А.Е. Епифанова, В.М. Абдрашитова // М. Юстицинформ. 2011. С. 132.

  15. Постановление Пермского краевого суда от 13.02.2012 по делу № 44а-88/2012 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / СПС "Консультант Плюс".

  16. Определение Московского областного суда от 21.02.2012 по делу № 33-4676 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / СПС "Консультант Плюс".

  17. Решение Ленинградского областного суда от 03.09.2013 № 7-651/2013 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / СПС "Консультант Плюс".

  18. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

  19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Парламентская газета, N 2-5, 05.01.2002.

  20. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ / Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

  21. Постановление Президиума Свердловского областного суда от 09.07.2014 по делу N 44у-307/2014 // СПС Гарант.

  22. Паукова Ю.В. О высылке иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации // Административное право и процесс. 2011. N 8. С. 40 - 42.