Файл: Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЗ о правовом положении иностранных граждан закрепляет три правовых режима законного нахождения их в РФ.

Во-первых, режим временного пребывания. Его срок определяется сроком действия выданной ему визы.

Во-вторых, режим временного проживания. Временно проживающим является лицо, которое получило разрешение на временное проживание.

В-третьих, режим постоянного проживания. Под постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, которое получило вид на жительство. Вид на жительство - документ, который: подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в России; право на свободный выезд из РФ и въезд в РФ.

Для каждой из выше перечисленных категорий устанавливаются особые правила оформления их пребывания и сроков нахождения на территории РФ.

Институт режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в период проведения в Российской Федерации крупных международных спортивно-массовых мероприятий (олимпиад, универсиад, чемпионатов и др.) находится на стадии становления и является одной из перспектив отечественного миграционного законодательства. В настоящее время институт "спортивного пребывания" характеризуется отсутствием единых правил въезда и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, круга субъектов пребывания (спортсмены, тренеры, судьи, обслуживающий персонал, болельщики). Вопросы въезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства регулируются индивидуально, исходя из уровня и масштабов спортивно-массового мероприятия, посредством принятия специальных нормативных правовых актов, как правило, указов Президента Российской Федерации.

Существует две категории иностранных граждан: лица, которым для въезда в РФ требуется виза и граждане, которые вправе пересекать границу России без наличия разрешительного документа. К таким лицам относятся подданные тех стран, которые заключили международные соглашения с Россией, дающие право иностранным гражданам на безвизовый въезд на территорию РФ. Помимо этого, безвизовый режим доступен для граждан государств бывшего союза.

Согласно правилам миграции иностранные граждане, которым для пересечения российской границы не нужна виза, въезжают на территорию РФ при наличии национального паспорта, скажем, как граждане Украины, или же на основании заграничного удостоверения личности (подданные Узбекистана). Все представители данной категории обязаны заполнить и предъявить карту мигранта во время прохождения пограничного контроля.


Особыми привилегиями пользуются граждане тех государств, которые, как и Россия, входят в зону единого экономического пространства. К таким странам относятся: Беларусь; Казахстан; Армения; Кыргызстан.

Они могут не только свободно перемещаться в пределах этих четырех стран, но и устраиваться на работу, не имея дополнительных разрешений на трудоустройство.

Иностранные граждане, прибывшие в Россию по визе, должны покинуть пределы страны в соответствии со сроками, прописанными в разрешении. То есть, период нахождения в РФ напрямую зависит от срока действия визы.

Что касается безвизовой категории иностранных граждан, то здесь существует несколько правил, исчисления сроков по которым зависит от содержания международного договора, заключенного между правительствами России и той страны, гражданином которой является мигрант. Согласно общему правилу, находиться на территории РФ, не регистрируясь, можно в течение 7 дней. Если обстоятельства складываются таким образом, что необходимо задержаться, то иностранному гражданину следует зарегистрироваться по месту временного проживания.

Для длительного нахождения в стране сроком от 90 дней и более требуется оформить разрешение на временное пребывание, что позволит легально проживать в России в течение 3 лет. Разрешение выражено в виде штампа, который проставляется в паспорте мигранта сотрудниками миграционной службы.

Для более длительного нахождения в России требуется оформить вид на жительство. Документ дает право жить на территории РФ на протяжении 5 лет.

Таким образом, иностранными гражданами принято считать всех тех лиц, которые находятся на территории государства и не являются его гражданами. Структура законодательства, регулирующая положение иностранных граждан в Российской Федерации на сегодняшний день включает в себя многообразие нормативных правовых актов, имеющих различную юридическую силу. Административно-правовой режим пребывания иностранных граждан служит базисным средством административно - правового регулирования процесса пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАНЦЕВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ


2.1. Основные права и обязанности иностранцев и лиц без гражданства в России

Весь спектр прав, который охватывает любое государство направлен на граждан данной страны. Соответственно другие категории граждан обладают меньшим набором прав и обязанностей. Наряду с гражданами любой страны, будь то иностранный гражданин, либо лицо без гражданства, основной обязанностью всех лиц, находящихся на территории любого государства является обязанность соблюдения законов данного государства.

В статье 62 Конституции Российской Федерации провозглашается равенство прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом либо же международным договором РФ.

Равенство иностранных граждан перед законом означает также равное подчинение закону, равную обязанность его соблюдения. Такая обязанность установлена в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. Равенство иностранных граждан перед законом означает и одинаковое применение его ко всем иностранным гражданам, т.е. любая норма и весь закон в целом применяются ко всем иностранным гражданам одинаково, независимо от каких-либо условий. Эти положения в равной степени относятся и к лицам без гражданства. Так же важно равенство перед судом[13].

Равноправие предполагает наличие различного набора прав и обязанностей и соответственно различный правовой статус иностранных граждан той или иной категории. Среди иностранных граждан, находящихся в стране, следует выделить, например, лиц, обладающих иммунитетом от юрисдикции государства и определенными привилегиями в правовой сфере. Ими являются сотрудники дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций, представительств этих организаций и некоторых иных учреждений. В качестве другой категории иностранных граждан можно указать граждан иностранных государств, постоянно проживающих в России, поскольку факт постоянного проживания в стране определяет существенные специфические черты правового статуса. Этот статус в отличие от положения временно пребывающих (проживающих) иностранных граждан характеризуется наличием права на свободное распоряжение своими способностями к труду, на бесплатное медицинское обслуживание и целого ряда других основных прав, а также обязанностей.


В отношении правового статуса временно проживающих и временно пребывающих в РФ иностранных граждан характерны свои специфические особенности, определяемые различными отраслями права для каждой из этих категорий. Внутри названных категорий лиц, в свою очередь, можно выделить иностранных специалистов, приехавших в страну для работы на основании межправительственных соглашений; аспирантов, студентов, спортсменов, туристов, граждан, приезжающих по частным делам, и т.п.

Законодательством гарантируется иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, право на свободу и личную неприкосновенность. Иностранный гражданин имеет право свободно передвигаться по территории РФ.

Иностранным гражданам наравне с гражданами РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания (ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

Временно пребывающие в нашу страну иностранные граждане имеют право на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ).

Кроме того, иностранные граждане вправе: иметь в собственности имущество; наследовать его; создавать юридические лица; совершать сделки, которые не противоречат законодательству; иметь имущественные и личные неимущественные права, авторские права; быть участниками в трудовых отношениях при оформленном разрешении.

Миграционный учет иностранных граждан а также лиц без гражданства в РФ является необходимой формой государственного регулирования миграции[14]. Цели осуществления миграционного учета:

- создает необходимые условия для реализации свобод и прав, а также для исполнения обязанностей как российских граждан, так и иностранных граждан;

- формирует полную, достоверную, оперативную и актуальную информацию о перемещениях иностранных граждан;

- защищает основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы всех находящихся в России лиц, обеспечивает национальную и общественную безопасность;

- систематизирует сведения о находящихся в России иностранных гражданах.

Следует отметить, что обязанность регистрироваться по месту жительства возлагается лично на иностранного гражданина или лицо без гражданства, и перекладывать эту обязанность на принимающую сторону недопустимо, что подтверждается в судебной практике[15].

Закон предусматривает как временное, так и постоянное проживание иностранного гражданина на территории России. В силу правового регулирования, подтверждением постоянного проживания указанных лиц в России является полученный в установленном законом порядке вид на жительство.


Это подтверждается и судебной практикой.

Так, в Определении Московского областного суда сказано, что закон предусматривает как временное, так и постоянное проживание иностранного гражданина на территории России. В силу правового регулирования, "подтверждением постоянного проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории России является полученный в установленном Законом порядке вид на жительство"[16].

При сокращении срока пребывания (например, в связи с реализацией цели пребывания) возникает обязанность иностранного гражданина покинуть Российскую Федерацию в течение трех дней. Поскольку порядок исчисления срока законом специально не оговаривается, то следует считать, что он рассчитывается в календарных днях. Закон также не оговаривает момент, с которого он исчисляется. Можно предположить, что им должен быть день, следующий за днем, когда иностранному гражданину стало известно о сокращении срока. По крайней мере, это утверждение соответствует общему процессуальному принципу исчисления сроков. Он также обеспечивает права иностранного гражданина. Исчисление срока, к примеру, с момента принятия решения о его сокращении свело бы указанные три дня к обычной формальности, которую легко можно было бы обойти.

Обязанность покинуть Российскую Федерацию в случае аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство следует исполнить в течение 15 дней. Пятнадцатидневный срок, в отличие от трехдневного для временно пребывающих иностранных граждан, обусловлен большей интегрированностью проживающих иностранных граждан в российском обществе. У них могут быть различные социальные и имущественные связи, следовательно, и времени для организации выезда у них должно быть больше. В противном случае лишенные права проживать на территории России иностранные граждане подверглись бы гораздо большему ограничению, чем лица, пребывающие в России и не имеющие тесной связи с ее правопорядком.

Если иностранный гражданин не исполняет возложенную на него обязанность покинуть страну, то он депортируется за пределы Российской Федерации. Депортация - это вид высылки лиц, не имеющих российского гражданства, за пределы Российской Федерации. В литературе высказывается предположение, что вследствие неудачной формулировки законодательства основания депортации и выдворения совпадают. Действительно, лишенный права находиться в стране иностранный гражданин, не покинувший ее территорию, остается в России без действительных визы, разрешения на временное проживание или вида на жительство. Иными словами, он находится в стране незаконно, что квалифицируется по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, санкция которой предусматривает назначение административного штрафа с выдворением или без такового. И тем не менее отказываться от депортации не стоит, выдворение не сможет заменить ее в полном объеме.