Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
Все подходы и точки зрения, касающиеся «информации», объединяет наличие в них категории «отражения». Впервые на взаимосвязь сущности информации и категории отражения указал в 1959 году И. Б. Новик[26].
Возникновение теории отражения связано с марксистской философией. Она заложила в данную категорию аспект взаимодействия нескольких объектов. «Этот аспект заключается в том, что из всего содержания взаимодействия выделяется лишь то, что в одной системе появляется в результате воздействия другой системы и соответствует (тождественно) этой последней»[27].
Суждения исследователей о категориях «отражение» и «информация» сильно разнятся.
В соответствии с первой позицией, представителем которой является, например, Б. В. Ахлибининский[28], информация не связана с отражением. Вторая позиция состоит в том, что отражение это и есть информация. Такого мнения придерживается Л. Е. Анисимова[29].
Третья позиция связывает с понятием отражения информацию как нечто такое, что содержится в одном объекте относительно другого. «Информация представляет собой качественную и количественную характеристики организованности, упорядоченности отражения», – утверждал И. Б. Новик[30]. А. Р. Белкин видел в информации «меру связи события и вызванных этим событием изменений в среде»[31]. А. Д. Урсул пришел к выводу о том, что информацию «можно определить в самом общем случае как отраженное разнообразие»[32].
В широком понимании, теория отражения представляет собой отношение между передатчиком информации, информацией и субъектом. Передача информации происходит в форме сигнала, при этом ее содержание должно представлять собой особенную форму адекватности, соответствия, возникающего в процессе отражения. Важным моментом также следует считать, что с позиции теории отражения информация может быть представлена как отраженное разнообразие, как разнообразие, которое отражающий объект содержит об отражаемом. Из этого следует, что информация – это часть содержания отражения, это воспроизведение разнообразия одного объекта в другом объекте в результате их взаимодействия.
В словаре русского языка С. И. Ожегова информация определяется как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством[33]. Там же раскрывается понятие «сведения» – это познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представление о чем-либо[34].
Таким образом, сведения являются источником информации. Это является воплощением традиционного подхода к данной категории.
Среди ученых встречаются и противники отождествления понятий «информация» и «сведения». Так, Ю. В. Жолобов размышляет следующим образом: «В социальной сфере пользователь информации интересуется не количеством добытых сведений, а конечным результатом работы информационных систем. Этим результатом, на наш взгляд, является новое, дополнительное знание о проблемной ситуации, необходимое для сравнения, оценки и выбора альтернатив»[35]. Акцент здесь сделан на качественном аспекте информации, что наталкивает на необходимость подробного рассмотрения ее свойств.
В. М. Хургин в качестве основных свойств информации выделял ее неразрывную связь с определенной саморегулирующейся системой, структурированность и ценность.
«Структурированность информации – это свойство, которое позволяет рецептивной системе выделять информацию из физических процессов или объектов, воспринимать некоторые явления внешнего мира как сигналы... Структурирование информации происходит параллельно с формированием модели внешнего мира»[36].
Элемент самоорганизации системы он связывал с движением, стремлением к цели. Все, что обеспечивает это движение, и является для системы ценным.
Следует обратить внимание на свойства информации, отраженные в работе Л. Бриллюэна. «Установлено, что количество информации связано с изменением разнообразия в системе, которое вызывается наличием информации»[37]. Информация заставляет материю двигаться. Затрата определенной доли информации оборачивается прогрессивными изменениями в виде усложнения системы. Постепенно информация скапливается вновь, образуется ее избыток и процесс повторяется, информация переходит на новый уровень «разнообразия».
Важнейшим свойством информации является чистота (свобода), т.е. независимость ее от интонации, эмоционального сопровождения информационного процесса. Так называемые шумы, или «эстетическая информация»[38] (сообщение, передавать субъекту которое источник не собирался), могут оказать негативное воздействие на ценностную составляющую информации.
Несмотря на многоплановость категории «информация» и разнообразие подходов к ее пониманию, можно выделить ряд неотъемлемых ее свойств, характерных для любой сферы жизни общества.
Во-первых, информация имеет определенную структуру. Можно выделить организационную (управляющую) и смысловую ее части.
Во-вторых, информация может трансформироваться, частично изменяться, переходя от источника к субъекту, ее получающему. При возникновении необходимости хранения и использования смысловой части (сведений) свою роль выполняет другая составляющая информации – организационная часть, подразумевающая наличие определенных операций, действий, программ.
В-третьих, информация имеет направленный характер (от объекта к субъекту). Подлежит непосредственному исследованию субъектом, к которому она обращена. Субъекты и объекты-носители имеют различия в восприятии и отражении сведений как с качественной, так с количественной стороны.
В-четвертых, информация, будучи всегда связана с некоторым материальным носителем, составляет с ним некое единство сведений.
В-пятых, она множественна, поскольку несколько объектов-носителей могут отражать в себе сведения об одном и том же явлении или событии. На одном и том же носителе может одновременно находиться информация от нескольких источников, не связанных друг с другом. Одна и та же информация может переходить с одного носителя на другой.
В-шестых, информация может быть выражена в различных формах (устной и письменной).
Таким образом, можно сделать вывод, что термин «информация» на данный момент не имеет окончательного, однозначного и полного определения, описания. Он активно изучается исследователями, принадлежащими к различным научным направлениям.
1.3. Информационное общество
Понятие «информационное общество» появилось в конце 1960-х годах.
Первое четкое описание его было дано в докладах японскому правительству Института разработки использования компьютеров, Агентства экономического планирования и Совета по структуре промышленности («Японское информационное общество: темы и подходы» (1969 год), «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969 год), «План информационного общества» (1971 год)[39]): общество, в котором развитие компьютерных технологий сможет обеспечить его гражданам доступ к надежным источникам информации, высокий уровень автоматизации производства и тем самым избавит их от рутинной работы.
Вышедшая в 1973 году Книга американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования»[40] дала дальнейшее развитие концепции глобального информационного общества.
На сегодняшний день можно выделить четыре основные концепции информационного общества: 1) информационное общество как информационная экономика; 2) информационное общество как постиндустриальное общество; 3) информационное общество как общество знания; 4) информационное общество как конец общества массового производства[41].
В рамках первой концепции существуют «промышленный» и «профессиональный» подходы. Промышленный подход подчеркивает последовательный переход от сельскохозяйственного к промышленному сектору экономики, а от него – к информационному, как ведущему в современном обществе. Профессиональный подход основывается на анализе профессиональной структуры общества.
В русле широко известной концепции упомянутого выше Д. Белла, информационное общество рассматривается как постиндустриальное общество. В соответствии с этой концепцией, производство в таком обществе связано в основном с использованием информации с помощью интеллектуальных технологий, базирующихся на компьютерной обработке информации. Главную для Белла роль в обществе играют научные информирование и подготовка решений, призванные обеспечить максимизацию прибыли и конкурентоспособности.
Как общество знания информационное общество рассматривается, если акцент делается не только на рост теоретического знания, но и на процессы распределения и воспроизведения, и не только созданного научно, но и общепризнанного знания, такого, как, например, религиозное знание, народная мудрость, поэзия и другие.
Иногда информационное общество рассматривается как конец общества массового производства. В таком обществе, под давлением потребителя и международной конкуренции, корпорации переходят к «индивидуализированному массовому производству». Основу для такой индивидуализации продуктов, создаваемых в то же время из стандартизированных компонентов, создают именно информационные технологии.
Рассмотренные концепции, акцентирующие внимание на разных аспектах информационного общества, бывает трудно отделить друг от друга. Можно также сказать, что исследователи пока далеки от создания общей теории информационной экономики, или нового типа организации информационного общества.
На данный момент выделяют такие основные характеристики информационного общества:
- наличие соответствующей информационной инфраструктуры, состоящей из информационных и телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов;
- массовое применение персональных компьютеров и широкое распространение вычислительной техники;
- наличие новых видов и форм деятельности в информационном пространстве;
- качественное изменение работы СМИ, интеграция ее с различными информационными системами, создание единой среды распространения массовой информации;
- соответствующие изменения национального законодательства стран и формирование нового международного информационного права, учитывающего современные информационные реалии (прежде всего, существование и развитие сети Интернет).
На международном уровне, «страны восьмерки» подтвердили «приверженность принципу участия в этом процессе: все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.» Также провозглашаются «продолжение содействия развитию конкуренции и открытию рынков для информационной технологии и телекоммуникационной продукции и услуг… защита прав интеллектуальной собственности на информационные технологии… развитие трансграничной электронной торговли… развитие эффективного и значимого механизма защиты личной жизни потребителя, а также защиты личной жизни при обработке личных данных… дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций»[42].
В рамках СНГ заключены «Соглашение об обмене экономической информацией» от 26.06.1992, «Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией» от 26.06.1992, «Соглашение об обмене правовой информацией» от 21.10.1994 и другие.
Также Россией заключен ряд двухсторонних договоров, например соглашения о сотрудничестве в области информации и вычислительной техники с Правительством Французской Республики от 15.02.1996, Правительством Республики Беларусь от 27.02.1996.
Конституция РФ является базовым законом в сфере информационных отношений в Российской Федерации. В ней закреплены такие принципы как:
- «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.»[43];
- «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.»[44];