Файл: Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ(Основная часть).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
Введение
Моя тема «Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства» несёт очень большую актуальность в наши дни, потому что на данный момент в Российской Федерации проживает очень много иностранцев и лиц без гражданства, у которых тоже есть права и которые тоже несут ответственность за свои действия и в случае их нарушения на них тоже будут наложены санкции в плоть до лишения свободы. Начнем вообще с определения кто такие иностранцы и лица без гражданства.
Иностранцы – это иностранные лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и которые имеют гражданство другой страны.
Лица без гражданства – это лица, проживающие на территории Российской Федерации, но не являются гражданами Российской Федерации и вообще не имеют не какого гражданства, либо являются гражданами не признанных стран.
Их отношения с государством прописаны в Конституции РФ 1993 года в законе Российской Федерации о гражданстве 1991 г. Иностранцы и Лица без гражданства тоже несут ответственность за свои действия с соответствием с конституции и в правах они равны с гражданами Российской Федерации. Ещё их отношения регулируется уголовным, гражданским, процессуальном, и т.д. кодексом. Российская Федерация предоставляет политическое убежище некоторым иностранным гражданам.
Моя задача в этой курсовой работе я хотел бы раскрыть темы таки как:
- Изучить основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
- Определить какие правовые нормы, применяются к иностранным гражданам и лицам без гражданства.
- Что будет если иностранное лицо или лицо без гражданства нарушит закон.
- И проанализировать само законодательство на эту тему, то есть какие статьи существуют и т.д.
Объект исследования - это иностранные граждане и лица без гражданства
Предмет исследования – это конституционно правовой статус лиц без гражданства и иностранных лиц.
В качестве методологической базы работы, выступают такие методы как анализ, синтез, исторический и сравнительно-правовой, которые позволяют более подробно раскрыть содержание данного исследования.
В конце введения раскроем структуры работы, во-первых, рассмотрим, конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, во-вторых законодательное регулирование данного статуса.
Глава 1 Основная часть
Начнём вообще с понятия что такое гражданство. Гражданство – это правовая связь физического лица и государства, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Гражданство является одним из институтов конституционного и административного права и обычно находит своё закрепление в конституции (основном законе) или конституционном акте государства и иных нормативно-правовых актах. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его заботой, конституционной и социальной защитой каждого человека в государстве: государство признает и гарантирует права и свободы гражданина, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.
В монархических странах связь лица с государством выражается не в виде гражданства, а в виде подданства. В отличие от гражданства, подданство олицетворяет непосредственную связь человека с монархом, а не с государством в целом. И вспомним из введения кто такие «иностранные лица» и «лица без гражданства» (апатриды).
Иностранцы – это иностранные лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и которые имеют гражданство другой страны.
Лица без гражданства – это лица, проживающие на территории Российской Федерации, но не являются гражданами Российской Федерации и вообще не имеют не какого гражданства, либо являются гражданами не признанных стран.
Иностранцы и лица без гражданства существуют в Российской Федерации большую роль. В данный момент не всем коренным жителям России нравится иностранцы и приезжие из других стран в основном из юго-восточных, но страна у нас огромная и вроде как мы уживаемся мирно на данный момент надеюсь так будет и дальше. Главный принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федераций, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Выделяются две категории иностранных граждан: постоянно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации. В их статусе есть определенные различия. Иностранные граждане и лица без гражданства все они имеют стандартные (естественные) права такие как:
1)Право на жизнь (Это право даётся с рождения)
2) Право на свободу (если не нарушил какой-либо закон)
3)Право на охрану твоего здоровья (Если ты иностранец никто не вправе тебя избить или что-то у тебя украсть)
4) Право на достоинство, честь и другие моральные права
5)Право на неприкосновенность твоей личной жизни и т.д.
6) Право на отдых
Куда бы ты не приехал эти права будут действовать и нарушать их нельзя. Но есть и права которых у иностранцев и лиц без гражданства нету, например, такие права как:
1)Избирать и быть избранными
2) Участвовать во всенародных голосованиях (референдумах)
Грубо говоря они лишены всех политических прав на территории страны на которой, они прибывают если только они не прибыли в страну по каким-либо политическим мероприятиям или к примеру прибыли, на Олимпийские игры.
Если иностранный гражданин нарушает Законодательство Российской Федерации, то его наказывают на основе конституции и не только её, как и всех остальных граждан Российской Федерации. У иностранцев и лиц без гражданства нету никаких поблажек в сфере закона всё жестко и чётко в этом плане. Сотрудники дипломатических и консульских представительств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция РФ на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции РФ в определенных пределах.
Теперь поговорим про политическое убежище. В ст. 63 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранцам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В этом случае, Конституция исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. Политическое убежище РФ не предоставляется, если:
1) лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
2) лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
3) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
4) лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
5) лицо прибыло из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах";
6) лицо представило заведомо ложные сведения;
7) лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
8) лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Лицо, которому РФ предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:
1) возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;
2) выезда на жительство в третью страну;
3) добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
4) приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.
Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению Федеральной миграционной службы на основании заключений Министерства иностранных дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.
Лицо может быть лишено предоставленного ему РФ политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Лишение политического убежища или предоставлении этого убежища решается президентом. Также существует ещё и правовой статус беженцев. Беженец – это лицо которое не является гражданином Российской Федерации и может вообще не иметь гражданства, но прибывает на территории Российской Федерации, когда происходит разные чрезвычайные ситуации в другой стране и поэтому на время так называемый беженец прибывает в стране к примеру, если идёт гражданская война в другом государстве и человек не хочет в ней участвовать или быть задетым в этой войне.
Теперь можно поговорить и о трудовой деятельности иностранцев либо лиц без гражданства. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» под иностранным работником понимает иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации и осуществляющего в установленном порядке трудовую деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора. Иностранец может быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель хотя и не относится к иностранной рабочей силе.
Что нужно чтобы иностранец был признан иностранным работником:
- Быть в возрасте 18 лет и больше
- Должен прибывать в Российской Федерации временно
- И иметь разрешение на трудовую деятельность.
Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и прочее. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых. В Трудовом кодексе РФ говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России. Согласно ч. 4 ст. 11 на территории РФ правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации
Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», КТМ РФ, Воздушным кодексом РФ.