Файл: Право социального обеспечения (Элементы состава правонарушения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит понятия «состава правонарушения» при этом, например, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях[1] (далее – КоАП РФ) активно используется данное понятие. В частности, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения (ч.1 ст. 24.5. КоАП РФ). Уголовный кодекс Российской Федерации[2] (далее – УК РФ) также оперирует этим понятием, указывая в ст.8, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.

За прошедший год, с 23.04.2018 по 23.04.2019, Государственной думой были приняты 47 Законов об изменении и дополнении КоАП РФ. Таким образом, КоАП РФ, в среднем, изменялся 4 раза в месяц, что явно указывает на повышенное внимание государственной власти к вопросу правового регулирования административной ответственности в Российской Федерации.

За указанный период КоАП РФ пополнился 13 новыми статьями, устанавливающими административную ответственность, а всего введено несколько десятков новых составов административных правонарушений в различных сферах общественных отношений, например:

- введена новая статья 7.32.6, устанавливающая ответственность за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- статья 20.1. «Мелкое хулиганство» дополнена частями 3 – 5, в соответствии с которыми установлена ответственность за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации;

- статья 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации» была дополнена частями 9 - 11 об ответственности за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений (так называемые «фейковые» новости).


На мой взгляд, совершенно очевиден факт активного использования государственной властью в настоящий исторический период механизмов административно-правового воздействия на общественные отношения, что объективно связанно с бурными социальными, экономическими и технологическими изменениями, в первую очередь в информационной среде.

Учитывая указанные обстоятельства, вопрос теоретического исследования состава правонарушения в условиях возникновения новых видов общественных отношений является критически актуальной темой в первую очередь в области правоприменения. Уполномоченное должностное лицо или Суд обязаны отчетливо различать отдельные элементы состава правонарушения, разграничивать признаки правонарушения и преступления, отделять их от иных нарушений существующего правопорядка, например гражданско-правовых проступков.

Целью курсовой работы является исследование и соотношение различных точек зрения и мнений по вопросу содержания понятия «состав правонарушения», а также анализ его структурных элементов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Подробно разобрать понятие правонарушения.

2. Определить юридические составные элементы правонарушения.

3. Классифицировать виды правонарушений.

Глава 1. Понятие правонарушения

Любая наука, в том числе Теория государства и права, не может обойтись без определения понятий, содержащих представление о конкретном предмете или явлении, которые затем используются при анализе исследуемой среды и постановке выводов. При отсутствии явно сформулированных определений, а также использовании устаревших формулировок можно прийти к неверному толкованию сущности исследуемых явлений, что в дальнейшем может привести к ошибкам в законодательной деятельности и правоприменительной практике.

В настоящее время имеется большое количество учебников и учебных пособий по теории государства и права, каждый из которых содержит определение понятия «правонарушение».

Рассмотрим некоторые их них.

В учебнике «Общая теория права и государства» понятие правонарушение определяется как: «общественно вредное (или общественно опасное) противоправное и виновное деяние деликтоспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность»[3].

В.В. Оксамытный дает следующее определение: «правонарушение – это общественно опасное, вредоносное, виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, несущего за свое поведение юридическую ответственность»[4].


А.В. Мелехин указывает, что: «Под правонарушением принято понимать виновное, противоправное деяние вменяемого лица, причиняющего вред другим лицам и обществу, влекущее юридическую ответственность»[5].

Т.Н. Радько формулирует самое простое определение правонарушения: «правонарушение - это нарушение права, несоблюдение установленного и охраняемого государством правила поведения»[6].

М.Н. Марченко говорит о существовании большого количества определений правонарушения и уточняет: «В обобщенном виде они сводятся к тому, что правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность»[7].

Из приведенных примеров понятия правонарушения отчетливо видно, что все авторы выделяют четыре элемента состава административного правонарушения:

- объект;

- субъект;

- объективную сторону;

- субъективную сторону.

Состав административного правонарушения. Не каждое деяние, даже содержащее все признаки административного правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности от нередко схожих с ним преступлений. В связи с этим следует отличать признаки административного правонарушения как понятия (как некой абстракции, теоретической конструкции) от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.[8]

Указанная выдержка из постатейного научно-практического комментария к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет мне сделать вывод об установлении в действующем законодательстве конкретно определенной совокупности признаков, наличие которых связывается законодателем с наличием или отсутствием в каждом конкретном случае факта административного правонарушения. Иными словами, административное правонарушение имеет место исключительно только в том случае, когда в его составе в совокупности представлены все элементы: объект, субъект, объективная и субъективная стороны.


Отсутствие какого-либо из указанных элементов в составе административного правонарушения исключает возможность наступления административной ответственности.

Например, если совершеннолетний пешеход переходит улицу в неустановленном месте, то имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 12.29 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения». Однако, если уполномоченным должностным лицом будет установлена невменяемость физического лица, совершившего данное противоправное действие, то из состава административного правонарушения выпадет один из его элементов - субъект правонарушения, каковым может быть только вменяемое физическое лицо, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 24.5. КоАП РФ.

Учитывая изложенное в первой главе, можно сделать следующие выводы:

Состав административного правонарушения это совокупность объективных (объект и объективная сторона) и субъективных (субъект и субъективная сторона) элементов. Чтобы квалифицировать какое-либо деяние в качестве правонарушения, необходимо установить все его элементы. Отсутствие хотя бы одного элемента состава правонарушения влечет за собой отсутствие правонарушения в целом.

В действующем законодательстве установлены признаки конкретных правонарушений, по которым правоприменитель производит оценку деяния на предмет наличия в нем состава правонарушения.

Глава 2. Элементы состава правонарушения

2.1. Объект правонарушения

Объект правонарушения это регулируемые и охраняемые правом общественные отношения, которым правонарушение причиняет вред.[9]

Также под объектом правонарушения понимается определенная разновидность общественных отношений, урегулированных правом, на которое посягает правонарушение.[10]

Объект правонарушения - это то, на что направлено противоправное деяние. Объектом правонарушения всегда выступают общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым правонарушение причиняет или может причинить вред. Это - права и свободы личности, общественный порядок, конституционный строй государства и т.д.[11]


Как видим, все авторы сходятся во мнении, что объект правонарушения это, во-первых – общественные отношения, во-вторых, эти общественные отношения должны регулироваться и охраняться действующим законодательством, в третьих этим общественным отношениям причинен либо может быть причинен определенный вред в результате посягательства конкретно лица (субъекта).

Объектом уголовного правонарушения (объектом преступления) являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые посягает преступление.

В отличие от объекта уголовного правонарушения общественные отношения, представляющие собой объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного, но в ряде случаев и нормами конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Однако охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Объект правонарушения определяет характер общественной опасности правонарушения и является основанием для разграничения их между собой. В зависимости от степени обобщений различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты правонарушений.

Общий объект правонарушения – это самое общее понятие объекта правонарушения, которую можно охарактеризовать как совокупность урегулированных и охраняемых правом общественных отношений.

В качестве примера общего объекта правонарушения можно взять статью 2 Уголовного кодекса РФ, согласно которой, задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Родовой объект административного правонарушения – это сфера общественных отношений, взятых под охрану группой взаимосвязанных правовых норм. Например, объединенных в рамках одной главы особенной части КоАП РФ.

Видовой объект административного правонарушения – это часть родового объекта, группа сходных общественных отношений. Видовой объект объединяет группу общественных отношений одного вида, каждое из которых становится непосредственным объектом при совершении правонарушения, относящегося к данному виду. Например, в уголовном праве – посягательства на жизнь и здоровье, в налоговом праве порядок проведения налоговых проверок и др.