Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эффективность труда менеджера: понятие и методы оценки
1.1. Понятие эффективности труда менеджера
1.2. Последовательность и логика оценки эффективности
Глава 2. Анализ эффективности деятельности
2.1. Краткая характеристика ООО «Гросфуд»
Глава 1. Эффективность труда менеджера: понятие и методы оценки
1.1. Понятие эффективности труда менеджера
Управленческий труд - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом [14, c. 141].
Под эффективностью понимается уровень (степень) результативности в сопоставлении с произведенными затратами. Это понятие используется при определении эффективности экономики, отдельных отраслей, предприятий, эффективности инвестиций, нововведений.
Определения управленческого персонала различных авторов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Понятия организации работы управленческого персонала
Автор |
Определение |
Силюк Н.А. [20] |
Управленческий персонал — работники аппарата управления, служащие, входящие в администрацию фирмы, предприятия, организации, конторские работники, дирекция предприятий и учреждений. |
Поршнев А.Г. [21] |
Управленческий персонал - это работники, трудовая деятельность которых направлена на выполнение конкретных управленческих функций. К ним относятся линейные и функциональные руководители и специалисты. |
Ю.В.Васильев [4] |
Управленческий персонал - это категория работников, занимающих должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. К руководителям, в частности, относятся: директора (генеральные директора), начальники, управляющие, главный научный сотрудник, главный редактор; государственные инспекторы. К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям. |
По данным таблицы 1 видно, что все авторы к управленческому персоналу относят работников аппарата управления, то есть работников, относящихся к категории руководителей.
Управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка не всегда может быть произведена прямым путём из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения его эффективности часто применяют косвенные методы. Актуальность данной проблемы объясняется многими факторами, к числу которых следует отнести: рост удельного веса и значимости управленческого труда в совокупном результате производственной (коммерческой деятельности); рост численности административно-управленческих работников; возможность крупных потерь из-за низкого качества и недостаточной оперативности управления.
Эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Здесь отражён основный смысл, заключенный в сравнении результатов и затрат на их достижение. С этой точки зрения можно оценивать менеджера по его результативности и эффективности [4; с. 91]. Хоть эти понятия используются как смежные, это не одно и то же, так как результативность – это достижение «правильных» целей, а эффективность – их достижение с наименьшими затратами. Углубляясь и анализируя понятие эффективности управления можно обозначит следующие критерии оценки, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Критерии эффективности управленческого труда
Классификационный признак |
Критерии и показатели эффективности менеджмента |
Содержание эффективности Объект оценки Сфера проявления Уровень управления Динамичность Метод расчета Целевое назначение Метод оценки Комплексность оценки |
Экономическая, социальная Эффективность управления предприятием, регионом, государством Плановая, фактическая, нормативная (потенциальная), проектная, условная Ресурсный, затратный |
Каждый критерий и показатель эффективности менеджмента имеет свою целевую направленность, свое содержание и место в оценке системы управления. Исследование каждого из них составляет специфическую область. Но лишь их совокупность может дать реальное представление о состоянии (уровне) эффективности менеджмента. Иными словами, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых критериев и показателей эффективности менеджмента можно рассматривать как систему форм и видов эффективности, образующих вместе с сущностью структуру этой категории.
Необходимо заметить, что эффективность менеджмента, система его критериев и показателей в разных сферах хозяйственной деятельности имеют определенные особенности, отражающие их специфику.
Эффективность менеджмента по своему содержанию, природе подразделяется, прежде всего, на экономическую и социальную составляющие. Это обусловлено различием, хотя и взаимосвязанных, целей и спецификой форм эффекта (социального и экономического) и вызывает необходимость раздельного рассмотрения и анализа указанных составляющих. И это с методической точки зрения допустимо и удобно, так как позволяет более содержательно раскрывать взаимосвязь многообразных общественных явлений, с большей обоснованностью подходить к решению практических проблем повышения эффективности, ранжированию мероприятий по их актуальности и значимости. Хотя, строго говоря, в реальной жизни эти два понятия неразделимы.
Состав основных ресурсов менеджмента в укрупненном виде представлен на рисунке 1. Ключевая роль временных ресурсов обусловлена сущностью эффективности как экономии времени и сущностью менеджмента, назначение которого - обеспечение воспроизводственных процессов, как основы социально-экономического развития. Поэтому временные параметры используются как составляющие при оценке воспроизводственных ресурсов и как составляющие при оценке организационно-управленческих ресурсов. Не все виды ресурсов могут быть измерены абсолютными величинами, в таких случаях следует использовать экспертные оценки [7; c. 90].
Временные ресурсы
Воспроизводственные ресурсы:
трудовые
финансовые
информационно-технологические
коммуникационные
экологические
психологические
социальные
Временные
Организационно-управленческие ресурсы:
организационные
организационно-правовые
мотивационные
административные
интеграционные
дисциплинарные
Рисунок 1. Основные ресурсы менеджмента в укрупненном виде
Распределение ресурсов, их структура выступает важным фактором эффективности менеджмента. Анализ изменений в структуре ресурсов позволяет выявлять реальные возможности и способы достижения цели [13, c. 122].
Определение величины (уровня) эффективности менеджмента связано с соизмерением полученного эффекта менеджмента с использованными ресурсами и затратами на управление. Речь может идти как о ресурсообеспеченности целевой деятельности с определившимися конечными результатами, так и об использовании ресурсов (ресурсосбережении), то есть о соотнесении конечных результатов и эффектов с использованными ресурсами (с затратами). В последнем случае определяется ресурсная или затратная эффективность менеджмента. Анализ следует проводить по каждому виду ресурсов, используемых в управлении в качестве средств воздействия (взаимодействия). Имеются в виду основные исчисляемые ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, основные фонды, оборотные фонды, информационные, временные. Уровень использования непосредственно производственных ресурсов в связи с данным конкретным конечным результатом сравнивается с усилиями сферы управления, проявляемыми через управленческие ресурсы непосредственно или через реализацию механизмов и форм организации управления. При оценке средств воздействия оцениваются правильность выбора, то есть их соответствие ситуации, качество в отличие от аналогичных выбранным средствам, результативность и эффективность реализации. Средства воздействия и взаимодействия, используемые менеджерами в процессах управления, характеризуют соответствующие возможности или потенциал управления: информационный, организационный, социальный. Поэтому при оценке эффективности определяется степень использования управленческого потенциала.
Следует выделить виды эффектов и виды эффективности менеджмента:
1. По средствам воздействия выделяется эффективность: целевая; стратегическая и тактическая; планируемая, прогнозная, программная, концептуальная; мотивационная и стимулирующая; ресурсная и потенциальная.
2. По содержанию эффекта: экономическая; социальная; инновационная; организационная; экологическая.
3. По уровню проявления эффекта: народо-хозяйcтвенная; региональная; отраслевая; внешнеэкономическая.
4. По формам выражения эффекта: эффективность деятельности менеджера, аппарата управления; эффективность процесса управления; эффективность системы менеджмента; эффективность управленческих нововведений.
5. По стадиям развития системы менеджмента выделяют эффективность: формирования, становления, антикризисного управления, реформирования, реструктуризации.
6. По видам систем менеджмента: эффективность маркетинга; эффективность производственного, предпринимательского, финансового, инновационного менеджмента.
1.2. Последовательность и логика оценки эффективности
Методология оценки касается процесса выработки и реализация решений менеджера по управлению производственной и социальной деятельностью, маркетингом, инновационной и инвестиционной деятельностью, экологией, безопасностью. Результативность рассматривается как уровень достижения результата, соответствующего цели решения и выражается посредством показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия [4; c. 91].
Эффективность оценивается через качество результата, то есть полученный эффект, соотнесенный с затратами на управление (ресурсами менеджмента). Соблюдается методологическое единство с определением эффективности управления производственной системой в целом. Обязательным условием оценки выступает определение уровня риска и последствий реализации решений, которые могут иметь место в разных сферах жизни общества [9; c. 66].
Субъектами оценки деятельности менеджера выступают: вышестоящий менеджер (руководитель), экспертная комиссия (аттестационная, конкурсная), независимые оценочные центры. Методы, используемые при оценке, самые разнообразные: деловые тесты, деловые игры, теоретические и практические задания (ситуации) имитирующие управленческий процесс. Информация, используемая для оценки, и методы ее обработки также разнообразны: статистические и фактические материалы, данные экспертизы, штатные расписания, отчеты, стандарты и нормативы, регламенты и прогнозы. При обработке и анализе информации широко используется моделирование, информационные технологии и техника. Следует сказать, что оценка менеджеров должна носить регулярный характер. Рекомендации, составленные по результатам оценки, важны для каждого менеджера в процессах формирования его карьеры и совершенствования деятельности. Особое значение результаты и оценочные меры имеют для планирования и организации переподготовки, подготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Эта область деятельности менеджмента представляется для России чрезвычайно важной и значимой как один из ключевых факторов развития экономики и общества [3; c. 54].
Каждая характеристика менеджмента имеет свои отличные от других свойств и особое содержание. Вместе с тем в той или иной степени они влияют друг на друга и формируют условия достижения более емкой по содержанию и более комплексной по воздействующим факторам характеристике, какой выступает конкурентоспособность. Исходя из рассматриваемого набора характеристик, конкурентоспособность выступает критериальным признаком развития менеджмента. Действительно, как отмечалось ранее, главная цель менеджмента - обеспечение устойчивого и долговременного развития социально-экономической системы. Поэтому менеджмент, функционируя результативно, и эффективно, обладая высоким качеством, может реально выжить и обеспечить развитие социально-экономической системы, обладая способностью выбора поведения в конкурентной среде. Такие условия создаются, если технология и организация производства, продукция фирмы и менеджмент обладают конкурентоспособностью [9, c. 112].
Выводы
Управленческий труд - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.
Эффективность менеджмента по своему содержанию, природе подразделяется, прежде всего, на экономическую и социальную составляющие. Это обусловлено различием, хотя и взаимосвязанных, целей и спецификой форм эффекта (социального и экономического) и вызывает необходимость раздельного рассмотрения и анализа указанных составляющих. И это с методической точки зрения допустимо и удобно, так как позволяет более содержательно раскрывать взаимосвязь многообразных общественных явлений, с большей обоснованностью подходить к решению практических проблем повышения эффективности, ранжированию мероприятий по их актуальности и значимости. Хотя, строго говоря, в реальной жизни эти два понятия неразделимы.