Файл: Эффективность труда менеджера и пути ее повышения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Эффективность труда менеджера: понятие и методы оценки

1.1. Понятие эффективности труда менеджера

Управленческий труд - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом [14, c. 141].

Под эффективностью понимается уровень (степень) результативности в сопоставлении с произведенными затратами. Это понятие используется при определении эффективности экономики, отдельных отраслей, предприятий, эффективности инвестиций, нововведений.

Определения управленческого персонала различных авторов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Понятия организации работы управленческого персонала

Автор

Определение

Силюк Н.А. [20]

Управленческий персонал — работники аппарата управления, служащие, входящие в администрацию фирмы, предприятия, организации, конторские работники, дирекция предприятий и учреждений.

Поршнев А.Г. [21]

Управленческий персонал - это работники, трудовая деятельность которых направлена на выполнение конкретных управленческих функций. К ним относятся линейные и функциональные руководители и специалисты.

Ю.В.Васильев [4]

Управленческий персонал - это категория работников, занимающих должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. К руководителям, в частности, относятся: директора (генеральные директора), начальники, управляющие, главный научный сотрудник, главный редактор; государственные инспекторы. К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям.

По данным таблицы 1 видно, что все авторы к управленческому персоналу относят работников аппарата управления, то есть работников, относящихся к категории руководителей.

Управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка не всегда может быть произведена прямым путём из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения его эффективности часто применяют косвенные методы. Актуальность данной проблемы объясняется многими факторами, к числу которых следует отнести: рост удельного веса и значимости управленческого труда в совокупном результате производственной (коммерческой деятельности); рост численности административно-управленческих работников; возможность крупных потерь из-за низкого качества и недостаточной оперативности управления.


Эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Здесь отражён основный смысл, заключенный в сравнении результатов и затрат на их достижение. С этой точки зрения можно оценивать менеджера по его результативности и эффективности [4; с. 91]. Хоть эти понятия используются как смежные, это не одно и то же, так как результативность – это достижение «правильных» целей, а эффективность – их достижение с наименьшими затратами. Углубляясь и анализируя понятие эффективности управления можно обозначит следующие критерии оценки, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Критерии эффективности управленческого труда

Классификационный признак

Критерии и показатели эффективности менеджмента

Содержание эффективности

Объект оценки

Сфера проявления

Уровень управления

Динамичность

Метод расчета

Целевое назначение

Метод оценки

Комплексность оценки

Экономическая, социальная
Полная, локальная
Внутренняя, внешняя

Эффективность управления предприятием, регионом, государством
Статическая, динамическая
Абсолютная, относительная

Плановая, фактическая, нормативная (потенциальная), проектная, условная Ресурсный, затратный
Частный, интегральный

Каждый критерий и показатель эффективности менеджмента имеет свою целевую направленность, свое содержание и место в оценке системы управления. Исследование каждого из них составляет специфическую область. Но лишь их совокупность может дать реальное представление о состоянии (уровне) эффективности менеджмента. Иными словами, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых критериев и показателей эффективности менеджмента можно рассматривать как систему форм и видов эффективности, образующих вместе с сущностью структуру этой категории.

Необходимо заметить, что эффективность менеджмента, система его критериев и показателей в разных сферах хозяйственной деятельности имеют определенные особенности, отражающие их специфику.

Эффективность менеджмента по своему содержанию, природе подразделяется, прежде всего, на экономическую и социальную составляющие. Это обусловлено различием, хотя и взаимосвязанных, целей и спецификой форм эффекта (социального и экономического) и вызывает необходимость раздельного рассмотрения и анализа указанных составляющих. И это с методической точки зрения допустимо и удобно, так как позволяет более содержательно раскрывать взаимосвязь многообразных общественных явлений, с большей обоснованностью подходить к решению практических проблем повышения эффективности, ранжированию мероприятий по их актуальности и значимости. Хотя, строго говоря, в реальной жизни эти два понятия неразделимы.


Состав основных ресурсов менеджмента в укрупненном виде представлен на рисунке 1. Ключевая роль временных ресурсов обусловлена сущностью эффективности как экономии времени и сущностью менеджмента, назначение которого - обеспечение воспроизводственных процессов, как основы социально-экономического развития. Поэтому временные параметры используются как составляющие при оценке воспроизводственных ресурсов и как составляющие при оценке организационно-управленческих ресурсов. Не все виды ресурсов могут быть измерены абсолютными величинами, в таких случаях следует использовать экспертные оценки [7; c. 90].

Временные ресурсы

Воспроизводственные ресурсы:

трудовые

финансовые

информационно-технологические

коммуникационные

экологические

психологические

социальные

Временные

Организационно-управленческие ресурсы:

организационные

организационно-правовые

мотивационные

административные

интеграционные

дисциплинарные

Рисунок 1. Основные ресурсы менеджмента в укрупненном виде

Распределение ресурсов, их структура выступает важным фактором эффективности менеджмента. Анализ изменений в структуре ресурсов позволяет выявлять реальные возможности и способы достижения цели [13, c. 122].

Определение величины (уровня) эффективности менеджмента связано с соизмерением полученного эффекта менеджмента с использованными ресурсами и затратами на управление. Речь может идти как о ресурсообеспеченности целевой деятельности с определившимися конечными результатами, так и об использовании ресурсов (ресурсосбережении), то есть о соотнесении конечных результатов и эффектов с использованными ресурсами (с затратами). В последнем случае определяется ресурсная или затратная эффективность менеджмента. Анализ следует проводить по каждому виду ресурсов, используемых в управлении в качестве средств воздействия (взаимодействия). Имеются в виду основные исчисляемые ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, основные фонды, оборотные фонды, информационные, временные. Уровень использования непосредственно производственных ресурсов в связи с данным конкретным конечным результатом сравнивается с усилиями сферы управления, проявляемыми через управленческие ресурсы непосредственно или через реализацию механизмов и форм организации управления. При оценке средств воздействия оцениваются правильность выбора, то есть их соответствие ситуации, качество в отличие от аналогичных выбранным средствам, результативность и эффективность реализации. Средства воздействия и взаимодействия, используемые менеджерами в процессах управления, характеризуют соответствующие возможности или потенциал управления: информационный, организационный, социальный. Поэтому при оценке эффективности определяется степень использования управленческого потенциала.


Следует выделить виды эффектов и виды эффективности менеджмента:

1. По средствам воздействия выделяется эффективность: целевая; стратегическая и тактическая; планируемая, прогнозная, программная, концептуальная; мотивационная и стимулирующая; ресурсная и потенциальная.

2. По содержанию эффекта: экономическая; социальная; инновационная; организационная; экологическая.

3. По уровню проявления эффекта: народо-хозяйcтвенная; региональная; отраслевая; внешнеэкономическая.

4.  По формам выражения эффекта: эффективность деятельности менеджера, аппарата управления; эффективность процесса управления; эффективность системы менеджмента; эффективность управленческих нововведений.

5. По стадиям развития системы менеджмента выделяют эффективность: формирования, становления, антикризисного управления, реформирования, реструктуризации.

6. По видам систем менеджмента: эффективность маркетинга; эффективность производственного, предпринимательского, финансового, инновационного менеджмента.

1.2. Последовательность и логика оценки эффективности

труда менеджера

Методология оценки касается процесса выработки и реализация решений менеджера по управлению производственной и социальной деятельностью, маркетингом, инновационной и инвестиционной деятельностью, экологией, безопасностью. Результативность рассматривается как уровень достижения результата, соответствующего цели решения и выражается посредством показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия [4; c. 91].

Эффективность оценивается через качество результата, то есть полученный эффект, соотнесенный с затратами на управление (ресурсами менеджмента). Соблюдается методологическое единство с определением эффективности управления производственной системой в целом. Обязательным условием оценки выступает определение уровня риска и последствий реализации решений, которые могут иметь место в разных сферах жизни общества [9; c. 66].

Субъектами оценки деятельности менеджера выступают: вышестоящий менеджер (руководитель), экспертная комиссия (аттестационная, конкурсная), независимые оценочные центры. Методы, используемые при оценке, самые разнообразные: деловые тесты, деловые игры, теоретические и практические задания (ситуации) имитирующие управленческий процесс. Информация, используемая для оценки, и методы ее обработки также разнообразны: статистические и фактические материалы, данные экспертизы, штатные расписания, отчеты, стандарты и нормативы, регламенты и прогнозы. При обработке и анализе информации широко используется моделирование, информационные технологии и техника. Следует сказать, что оценка менеджеров должна носить регулярный характер. Рекомендации, составленные по результатам оценки, важны для каждого менеджера в процессах формирования его карьеры и совершенствования деятельности. Особое значение результаты и оценочные меры имеют для планирования и организации переподготовки, подготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Эта область деятельности менеджмента представляется для России чрезвычайно важной и значимой как один из ключевых факторов развития экономики и общества [3; c. 54].


Каждая характеристика менеджмента имеет свои отличные от других свойств и особое содержание. Вместе с тем в той или иной степени они влияют друг на друга и формируют условия достижения более емкой по содержанию и более комплексной по воздействующим факторам характеристике, какой выступает конкурентоспособность. Исходя из рассматриваемого набора характеристик, конкурентоспособность выступает критериальным признаком развития менеджмента. Действительно, как отмечалось ранее, главная цель менеджмента - обеспечение устойчивого и долговременного развития социально-экономической системы. Поэтому менеджмент, функционируя результативно, и эффективно, обладая высоким качеством, может реально выжить и обеспечить развитие социально-экономической системы, обладая способностью выбора поведения в конкурентной среде. Такие условия создаются, если технология и организация производства, продукция фирмы и менеджмент обладают конкурентоспособностью [9, c. 112].

Выводы

Управленческий труд - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.

Эффективность менеджмента по своему содержанию, природе подразделяется, прежде всего, на экономическую и социальную составляющие. Это обусловлено различием, хотя и взаимосвязанных, целей и спецификой форм эффекта (социального и экономического) и вызывает необходимость раздельного рассмотрения и анализа указанных составляющих. И это с методической точки зрения допустимо и удобно, так как позволяет более содержательно раскрывать взаимосвязь многообразных общественных явлений, с большей обоснованностью подходить к решению практических проблем повышения эффективности, ранжированию мероприятий по их актуальности и значимости. Хотя, строго говоря, в реальной жизни эти два понятия неразделимы.

Глава 2. Анализ эффективности деятельности 

руководителя ООО «Гросфуд»