Файл: Право социального обеспечения (Элементы состава правонарушения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Непосредственный объект административного правонарушения – это конкретные общественные отношения, на которые посягает нарушитель.

Например, непосредственный объект правонарушения статьи 8.32 КоАП РФ – общественные отношения, обеспечивающие пожарную безопасность в лесах, видовой же объект - окружающая среда и природопользование.

Общественная вредность деяния присутствует и в преступлениях, и в административных правонарушениях, поскольку они причиняют вред общественным отношениям. Но вот признак общественной опасности характерен только для преступления, что прямо отражено в ч. 1 ст. 14 УК РФ, дающей его определение. Этого признака нет в дефиниции административного проступка (см. ст. 2.1 КоАП РФ).[12]

От объекта правонарушения необходимо отличать предмет правонарушения. Предметом правонарушения выступают различные материальные блага, ценности.

2.2. Объективная сторона правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения - это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Под объективной стороной преступления понимается совокупность признаков, характеризующих внешний акт конкретного общественно опасного посягательства на охраняемый объект. Она включает в себя лишь юридически значимые признаки:

1) общественно опасное действие (бездействие);

2) преступное последствие;

3) причинную связь между действием (бездействием) и преступным последствием;

4) способ;

5) обстоятельства места;

6) обстоятельства времени;

7) орудия;

8) средства;

9) обстановку совершения преступления.

Их значение в объективной стороне преступления различно, в связи с чем в теории уголовного права они подразделяются на обязательные и факультативные признаки.

К обязательным признакам относятся: общественно опасное деяние (действие или бездействие), преступное последствие, причинная связь между деянием и наступившим последствием. Однако надо иметь в виду, что в зависимости от конструкции состава набор обязательных признаков объективной стороны различен. Если в материальных составах таковыми являются все три названных признака, то в формальных - только действие (бездействие).

Значение объективной стороны определяется многими обстоятельствами. Во-первых, в основном ее признаки описываются в диспозиции уголовно-правовой нормы. Тем самым в законе раскрывается, в чем состоит уголовно-правовой запрет, в частности его внешнее проявление. Во-вторых, объективная сторона позволяет установить наличие состава преступления. В-третьих, во многих случаях по объективной стороне происходит квалификация преступления. В-четвертых, на основании признаков объективной стороны производится отграничение преступлений от сходных с ними административных деликтов, гражданско-правовых и дисциплинарных правонарушений. В-пятых, признаки объективной стороны учитываются при назначении наказания.[13]


Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, которое является противоправным и влечет установленную КоАП РФ или законом субъекта РФ административную ответственность.[14]

С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними).

Например, административное правонарушение с формальным составом – Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке частью 1 статьи 12.1. КоАП РФ.

Однако, кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и правонарушений с так называемым материальным составом, который включает в число признаков объективной стороны обязательное наступление вредных материальных последствий. Например, если частью 1 статьи 8.2. КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то часть 3 этой же статьи установлена ответственность за те же нарушения, но которые привели к материальным последствиям в виде причинение вреда здоровью людей или окружающей среде (материальный состав

Из указанного можно сделать вывод, что объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий, третьей составной частью объективной стороны правонарушения является причинно-следственная связь между этим деянием и наступившими в результате него вредными последствиями. Установить такую причинно-следственную связь - значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили ли они действительно в результате противоправного деяния или по другим причинам, как данное деяние повлияло на величину этих последствий и др. Однако в установлении наличия причинно-следственной связи в составе административного правонарушения, как правило, нет нужды: наступившие вредные последствия в основном нематериальны, а проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности, и причинно-следственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.


В число признаков объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях включает время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

Поскольку эти признаки состава административного правонарушения присущи далеко не всем составам административных правонарушений, они называются факультативными признаками объективной стороны состава административного правонарушения, т.е. необязательными признаками. В отличие от них противоправное действие или бездействие, наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между деянием и наступившими в результате его вредными последствиями являются обязательными признаками объективной стороны состава административного правонарушения.

2.3. Субъект правонарушения

Самое короткое, но в тоже время достаточно емкое определение субъекта административного правонарушения дает А.М. Волков в Учебном пособии: Административное право в вопросах и ответах, согласно которому под субъектом правонарушения понимается праводееспособное лицо, совершившее правонарушение.[15]

Субъект административного правонарушения это физическое или юридическое лицо. При этом, как уже отмечалось ранее, физические лица подлежат административной ответственности, если они вменяемы и достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

КоАП РФ выделяет следующие категории субъектов административного правонарушения:

1) физические лица:

а) граждане;

б) должностные лица;

в) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);

2) юридические лица.

В законодательстве различаются общие субъекты - любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты - должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты - военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер, для других - ограничение применения мер административной ответственности.


В любом случае о наличии состава правонарушения речь может идти только тогда, когда лицо, совершившее противоправное деяние, является именно тем субъектом, которому за это деяние статьями КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.[16]

Субъект преступления – это физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, совершившее умышленно или по неосторожности общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, во вменяемом состоянии.

Уголовный кодекс РФ не содержит определения понятия субъекта преступления, но при этом в статье 19 указаны все необходимые признаки, характеризующие то или иное лицо как субъекта преступления: «Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом».

Таким образом, субъект преступления характеризуется тремя основными признаками:

  1. физическое лицо;
  2. вменяемость;
  3. достижение возраста уголовной ответственности.

Субъект преступления - элемент состава преступления, объединяющий признаки, характеризующие лицо, совершившее преступное посягательство. К признакам субъекта преступления относятся: его физическая природа, возраст, вменяемость и признаки специального субъекта. Некоторые ученые включают в этот перечень и эмоции. Последний признак можно встретить в составах убийства или умышленного причинения тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. ст. 107, 113 УК).

Значение субъекта преступления состоит в том, что:

1) его признаки, являясь признаками основного состава преступления, позволяют отграничить преступное поведение от непреступного, а также одно преступление от другого;

2) выступая квалифицирующими или привилегирующими признаками, они образуют соответственно квалифицированные или привилегированные составы преступлений;

3) не входя в состав преступления, могут служить смягчающими или отягчающими обстоятельствами.[17]

В отличие от административного права в уголовном существует принцип личной виновной ответственности, в связи с чем субъектом преступления не может выступать юридическое лицо, а исключительно только конкретный человек.

2.4. Субъективная сторона правонарушения


Субъективная сторона правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона правонарушения характеризует сознательно-волевые признаки правонарушения. Мотивы представляют собой побудительные причины, которыми руководствовался нарушитель (например, ревность, месть, корысть, сексуальные мотивы, хулиганские побуждения, неприязненные отношения и др.), а цели – мысленную модель того результата, которого стремиться достигнуть субъект при совершении правонарушения.[18]

Различаю 2 формы вины: умысел и неосторожность. В свою очередь, умысел бывает прямым и косвенным. Неосторожность проявляется в виде самонадеянности или небрежности. В уголовном праве неосторожную вину подразделяют на два вида: легкомыслие или небрежность.

Рассмотрим указанные формы вины подробнее.

Умысел – это форма вины, при которой нарушитель сознавал противоправный характер своего деяния, предвидел его вредные последствия и желал их или сознательно допускал их наступление.

В соответствии с частью 2 ст. 25 Уголовного кодекса РФ преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Косвенный умысел, согласно части 3 казанной статьи УК РФ, усматривается, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Аналогичное определение умышленной формы вины дается в части 1 статьи 2.2. КоАП РФ.

Основное различие между прямым и косвенным умыслом коренится в волевом элементе. Для прямого умысла характерно желание, а для косвенного - сознательное допущение преступных последствий (ч. 3 ст. 25). Действуя с косвенным умыслом, лицо сознательно допускает преступное последствие, но это последствие не является ни целью, ни средством ее достижения, ни этапом на пути достижения цели. Виновный в этом случае занимает пассивную позицию по отношению к последствиям, поэтому преступления с косвенным умыслом (при прочих равных условиях) принято считать менее опасными, чем преступления, совершаемые с прямым умыслом. Совершая преступление с косвенным умыслом, лицо может надеяться, что последствия почему-либо не наступят (надежда на "авось"), а также рассчитывать на какие-то обстоятельства, позволяющие предотвратить последствия.