Файл: Компетенция менеджеров и предпринимателей в российских компаниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неготовность к этому способна послужить причиной профессиональных и личностных кризисов у субъектов предпринимательской деятельности, выбравших ее без надлежащего осмысления сущности данного вида деятельности и возможных препятствий на пути к успеху[9].

К основным психологическим чертам личности предпринимателя отнесены:

  • Стрессоустойчивость.
  • Инициативность.
  • Волевые качества личности.
  • Упорство.
  • Потребность в достижениях.
  • Оптимизм.
  • Авантюризм.
  • Практицизм.
  • Ярко выраженные коммуникативные навыки.
  • Самостоятельность.
  • Желание новаторской деятельности.
  • Внутреннее стремление к новаторству (преобразующей деятельности)[10].

В рамках данной курсовой работы нам видится необходимым перечислить те психологические качества, которые будут препятствовать успешной предпринимательской деятельности:

  • Неспособность оказывать психологическое воздействие на людей.
  • Неуверенность или излишняя самоуверенность.
  • Недостаточный масштаб личности.
  • Лень.
  • Некоммуникабельность.
  • Негибкость[11].

Неконкурентоспособные предприниматели недооценивают роль специальных способностей к предпринимательской деятельности («на самом деле все очень просто, сможет каждый»), что является ошибочным мнением, – им не хватает лидерских качеств, объективность их самооценок вызывает сомнение. Уровень притязаний у неконкурентоспособных предпринимателей обычно весьма высокий, при этом просматривалось стремление получить «все, много и сразу».

Образ «я» неконкурентоспособных предпринимателей отличается дисгармоничностью. Рефлексия в большинстве случаев непродуктивна, выборочна. У них была отмечена высокая психическая напряженность и тревожность, замкнутость на себя, неадекватность реагирования на экстремальные факторы.

Часто встречается повышенная агрессивность, в т.ч. в отдельных случаях – и аутоагрессия. Таково содержание основных психологических особенностей неуспешных предпринимателей.

Выводы по главе 1.

  1. Управленческая деятельность менеджера в российских компаниях – это постоянный выбор управленческой альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение, в рамках его компетенций и должностных обязанностей.
  2. Предпринимательская деятельность в российских компаниях – поиск новых возможностей по удовлетворению существующих на рынке потребностей и формированию новых в условиях ситуационных лимитов, ситуации неопределенности.

Во второй части курсовой работы будет проведен анализ компетенций менеджеров и предпринимателей в российских компаниях.

Глава 2. Компетенции менеджеров и предпринимателей в российских компаниях

2.1. Понятие «профессиональная компетенция»

Профессиональная компетенция – характеристика, которая отображает деловые и личностные качества специалиста, уровень знаний, умений, опыта, достаточных для того, чтобы достичь цели в определенном виде профессиональной деятельности, а также моральную позицию специалиста[12]. Критерием профессиональной компетентности является общественное значение результатов работы специалиста, его авторитет в конкретной области знаний.

Модель компетенций – термин для обозначения полного набора компетенций (с уровнями или без них) и индикаторов поведения специалиста.

Модель компетенций включает подробное описание стандартов поведения специалиста, стандарты действий, которые обеспечивают достижение специальных целей, а также основные стандарты поведения, разработанные для деловой структуры или деятельности, направленной на достижение многочисленных корпоративных целей. Предполагаемое практическое применение конкретной модели определяет набор деталей, входящих в описание модели компетенций.

Основные элементы модели профессиональных компетенций специалиста включают:

  • Общие профессиональные компетенции, которые объединяют все профессиональные качества, которые должны быть присущи специалисту. Общие профессиональные компетенции является частью модели профессиональных качеств специалиста той или иной области знаний.
  • Прикладные профессиональные компетенции – это те профессиональные качества, которыми должен обладать специалист, за исключением руководителей организации, ее подразделений, заместителей, значимые для результативного и эффективного исполнения должностных обязанностей в зависимости от функциональных особенностей. В данную группу входят узкоспециализированные качества по сферам деятельности, такие как: спорт, лесное хозяйство, экономика, медицина, педагогика и т.д.
  • Управленческие профессиональные компетенции объединяют совокупность профессиональных качеств, которые необходимы специалистам, являющимися руководителями. Подобные управленческие профессиональные компетенции должны отличать руководителя организации, ее структурного подразделения, заместителей, что обеспечивает реализацию возложенных на них управленческих функций[13].

Разработка модели компетенций предполагает анализ внешнего окружения, а также ситуации внутри организации. Затем происходит уточнение целей организации и профессиональных задач работников. После осуществляется выбор и описание необходимых компетенций, которые будут соответствовать положению организации, сфере её деятельности. Данный процесс завершается созданием желаемый модели профессионального поведения сотрудника (компетенций).

Модель профессиональных компетенций специалиста, включающая перечень компетенций, важных для успешной деятельности в конкретной сфере, приводит к одновременному созданию системы оценки специалиста. Применение модели профессиональных компетенций обеспечивает всестороннюю и объективную оценку каждого специалиста на предмет соответствия установленным профессиональным компетенциям. Одновременно происходит формирование заказа на повышение квалификации специалиста с учетом развития конкретных, необходимых каждому работнику профессиональных компетенций. Для измерения уровня развития необходимых компетенций необходим соответствующий инструментарий, к которым относят: тесты, анкеты, план собеседования, дополнительные инструменты, предполагающие привлечение внешних экспертов.

Тема данной курсовой работы предполагает проведение сравнительного анализа компетенций российских менеджеров и предпринимателей.

2.2. Сравнительный анализ компетенций российских менеджеров и предпринимателей

Для проведения анализа компетенций российских менеджеров и предпринимателей будут рассмотрены такие компетенции, как:

  1. Управленческие компетенции.
  2. Финансовая компетенция.
  3. Коммуникативные компетенции с учётом речевых этикетных норм делового общения.

Управленческие компетенции российских менеджеров и предпринимателей

Сравнительная характеристика управленческих компетенций российских менеджеров и предпринимателей представлена в таблице 1.

Шкала оценивания:

  1. Выражено.
  2. Выражено средне.
  3. Не выражено.

Таблица 1.

Управленческие компетенции российских менеджеров и предпринимателей

Компетенция

Характеристика

Менеджер

Предприниматель

Широта кругозора.

Видит ограничения.

Создает и поддерживает сети и формальные каналы коммуникаций внутри компании и с внешним миром.

Идет в ногу с местными и международными политическими и экономическими разработками.

Проводит мониторинг деятельности конкурентов.

Имеет общее представление, что происходит и должно произойти.

Выражено

Не выражено

Острота анализа и восприятия, необходимая для ясного понимания.

Ясно видит общую задачу. Точно и быстро схватывает информацию.

Соотносит разрозненную информацию.

Видит случайные, непостоянные отношения. Добирается до сути проблемы. Принимает во внимание все факторы, влияющие на данный вопрос.

Видит ограничения. Адаптируется к изменениям, возникшим в результате получения новой информации.

Выражено

Выражено средне

Организованность, обеспечивающая продуктивность работы.

Определяет приоритеты. Планирует «с конца» от момента срока сдачи проекта.

Определяет составные части задач.

Распределяет их выполнение по времени.

Предвидит потребность в ресурсах.

Распределяет ресурсы по задачам.

Ставит цели сотрудникам. Управляет своим и их временем.

Выражено.

Выражено.

Уверенность в себе, необходимая, чтобы идти своим путем.

Выражает и передает уверенность в собственных силах.

Готов принимать и поддерживать решения.

Стремится брать на себя просчитанный риск.

Готов признать свою ошибку. Достойно воспринимает критические замечания.

Знает, в каких сферах не имеет достаточно опыта.

Выражено.

Выражено средне.

Сотрудничество, необходимое для работы с другими людьми.

Вовлекает других в область своих идей.

Информирует окружающих. Использует навыки членов команды.

Поддерживает правила взаимодействия внутри команды.

Открыт для новых идей и предложений.

Выражено.

Не выражено.

Терпение, чтобы побеждать в долгосрочной перспективе.

Придерживается стратегического плана.

Не уходит в сторону в трудной ситуации.

Жертвует настоящим ради будущего.

Когда ситуация неблагоприятна, выжидает.

Выражено.

Выражено.


Итак, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что управленческие компетенции российских менеджеров сформированы лучше, чем у предпринимателей.

Финансовая компетенция российских менеджеров и предпринимателей

Современный менеджер в российской компании должен уметь:

  • анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации в целях выявления их влияния на финансовое положение организации;
  • разрабатывать информационно-аналитическое обеспечение стратегических, текущих и оперативных прогнозов, финансовых планов, бюджетов организации;
  • осуществлять их мониторинг, анализировать и контролировать ход их выполнения;
  • анализировать и оценивать риски, осуществлять мероприятия по их снижению, оценивать эффективность использования финансовых ресурсов для минимизации финансовых потерь;
  • оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения с точки зрения их воздействия на финансовые результаты;
  • разрабатывать корпоративные, конкурентные, функциональные и финансовые стратегии развития организации[14].

Российские предприниматели, если не имеют профильного экономического образования, не обладают такими расширенными компетенциями. Они владеют навыками составления финансовой отчетности и учета с использованием современных методов корпоративных, информационных систем.

Коммуникативные компетенции российских менеджеров и предпринимателей с учётом речевых этикетных норм делового общения

Общение российского менеджера с подчиненными, с начальством, с коллегами должно быть основано на таких принципах, как доброжелательность, корректность, порядочность, любезность, вежливость. Демонстрация современным деловым человеком доброжелательности по отношению к подчиненным, начальству, коллегам демонстрирует его компетентность и солидность. При этом деловому человеку следует очень осторожно демонстрировать собственное остроумие, поскольку другой человек может отрицательно отнестись к подобному поведению и трактовать его свидетельство серьезности, некомпетентности и несерьёзного отношения к делу. Российские предприниматели, особенно мелкие, часто нарушают коммуникативные компетенции, пренебрегая речевыми этикетными нормами делового общения.

В обязательном порядке менеджер российских компаний обращается к собеседнику на «Вы»[15]. Употребляемые неоднократно пословицы, поговорки, присказки, слова-паразиты также отрицательно сказываются на речевом имидже современного делового человека, нарушают требования речевого этикета. Речь российского предпринимателя менее кодифицирована, предприниматель не всегда заботится о речевом имидже.


Даже однократное использование бранной лексики выступает грубым нарушением правил речевого этикета современного менеджера. Нецензурная лексика заключает в себе вербальную агрессию, что трактуется как пример недопустимого и безнравственного поведения представителей деловой сферы[16]. Защита своих убеждений строится на отказе от повышения голоса, оскорбительного тона, даже если приводимые аргументы справедливы и построены на широкой доказательной базе. Предприниматели, работающие в стрессовой ситуации, достаточно часто используют бранную лексику.

Для менеджера важным качеством является способность выслушать подчиненного, начальство, коллегу при любой степени важности рассматриваемой проблемы. Кроме того, требования речевого этикета подчеркивают, что невнимание к словам собеседника можно интерпретировать как неспособность делового человека сделать выводы, поскольку значимые моменты были пропущены при общении, а заключение было сформировано на основе 2-3 важных событий[17]. Благодаря этому обеспечивается возможность своевременного определения сценария действий, решений собеседника, выбора эффективной стратегии для дальнейшего сотрудничества. С другой стороны, окружающее менеджера общество внимательно оценивает его манеры поведения и речь, дает ему оценку как специалисту и личности.

В свою очередь, российский предприниматель требует от подчиненных простого исполнения собственных решений, он не идет на конструктивный диалог, пренебрегая замечаниями.

Речевой этикет современного менеджера предписывает представителю деловой среды излагать мысли ясно, логично, четко, уместность и меткость замечания могут сыграть положительную роль в решении любого профессионального вопроса и исходе дела[18]. Предприниматели не обращают внимание на уместность и понятность речевого высказывания.

Следовательно, значение речевого этикета, этических компонентов общения в деятельности менеджера российских компаний состоит в том, что так обеспечивается нравственный характер профессиональной деятельности, выявляется профессионал среди своих коллег. Речевой этикет необходим для правильного формирования взглядов специалистов, профессионального сознания.

Выводы по главе 2.

  1. Профессиональная компетенция – уровень знаний, умений, опыта специалиста, деловые качества, достаточные для достижения цели в определенном виде профессиональной деятельности.
  2. Управленческие, финансовая, коммуникативные компетенции менеджеров сформированы более устойчиво, чем у предпринимателей, которые вынуждены самостоятельно изучать информацию, строить свой бизнес в условиях финансового риска.