ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2019
Просмотров: 757
Скачиваний: 2
Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда, временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним.
Подходы в исследовании социальной дискриминации женщин
-
Правовой подход
В российской науке сложилось традиционное отношение к изучению социальной дискриминации женщин, ее рассматривали как проблему исключительно юридическую. Однако известно, что права, закрепленные юридическими нормами, нередко отличаются от реального их осуществления.
-
Психологический подход
Анализ социальной дискриминации женщин на уровне микросоциума: анализа семьи. Он ограничивается изучением межличностных отношений в микрогруппе, исходя из разных сексуальных ролей двух полов. При этом в основу анализа кладутся как биологические различия между полами ("биологический пол"), так и разные социо-культурные представления о ролевом поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерная идентичность и гендерные идеалы: мужественность - женственность.
-
Социологический подход(основные особенности).
-
Первая особенность.
-
Необходимость анализа степени дискриминации женщин, т. е. масштабов и форм ограничения их прав в любой сфере общественной жизни: прежде всего производственной, но также семейно-бытовой, социальной, политической, духовной.
-
Вторая особенность
Социологический анализ предполагает использование на определенных стадиях исследования процесса социальной дискриминации женщин психологического подхода. Для социолога необходим анализ общественной психологии как сферы жизнедеятельности общества в целом и женского социума в особенности с позиций больших социальных общностей.
-
Третья особенность
Социальную дискриминацию женщин наиболее целесообразно исследовать в двуедином плане. С одной стороны - это массовидное, социальное явление, охватывающее большую демографическую общность, состоящую из разных социально-профессиональных, возрастных, статусно-должностных групп. С другой - это социальный процесс с последовательной сменой состояния объекта.
-
Четвертая особенность
Дискриминация женщин меняет их социальный статус и социальные установки в конкретной ситуации (как семейно-бытовой, так и общественной) и влечет за собой перемены в ролевых функциях женщины. Социологический анализ учитывает эти обстоятельства.
-
Пятая особенность
Социологический подход к исследованию процесс социальной дискриминации женщин предусматривает междисциплинарное изучение этой проблемы, которая находится "на перекрестке" нескольких наук: юридической, исторической, философской, психологической и собственно социологической.
-
Шестая особенность
Социологический подход исходит из того, что субъектами социальной дискриминации женщин являются: а) мужчины (если анализ ведется на уровне семейно-бытовых отношений), обладающие конкретными демографическими характеристиками, своей социальной ролью и гендерной идентичностью; б) общество при исследовании социальных отношений; в) государство в лице его социальных институтов, регулирующих отношения полов, способствующее или, напротив, нарушающее принципы гендерного равновесия в составе властных институтов в вопросах распределения рабочей силы в различных сферах занятости.
-
Социогендерный подход
В настоящее время это наиболее перспективный подход, эмпирическую базу которого составляют результаты конкретных социологических исследований. В России они непрерывно проводятся различными исследовательскими группами и поддерживаются грантами зарубежных фондов(центр "ГАЛСИ" Международной ассоциации "Женщины и развитие" под руководством Г. Силласте провел в 90-х годах : "Женщины и демократизация", "Женщины - рынок - конверсия"; "Женщины в российском обществе", "Труд, Занятость, Безработица".
-
Причины современного неблагоприятного положения женщин в социуме:
Во-первых, свойственная любой экономике тенденция привлекать женскую рабочую силу в период экономического роста и вытеснять ее с рынка рабочей силы в периоды спада. Во-вторых, дискриминация женщин по причине предубеждений. В-третьих, объективная неконкурентоспособность женщин на рынке труда.
-
Реальные возможности и механизмы устранения причин неблагоприятного положения женщин или смягчения их последствий.
Понимание проблем женщин, сложности их взаимоотношений определяет и стратегии, и реальные возможности улучшения их положения. Любая государственная политика в отношении женщин может складываться только из двух компонентов, в том или ином сочетании:
-
компенсация их объективно сложного положения на рынке труда (с учетом огромной важности для общества других функций, выполняемых женщиной за пределами этого рынка, прежде всего заботы о детях и обеспечения нормальной ситуации в семье, позволяющей мужчине трудиться с полной отдачей)
-
борьба с дискриминацией женщин и меры по повышению их объективной конкурентоспособности на рынке труда.
-
Феминизм как следствие дискриминации
Естественно, что в такой ситуации женщины стали объединяться в единое течение, которое пыталось бороться с массовой дискриминацией и продолжает это делать до сих пор. Это течение получило название "феминизм". Существует множество инструментов, с помощью которых феминизм заявляет о себе. Но, пожалуй, наиболее глобальным средством массовой информации является Интернет, который дает практически неограниченные возможности для осуществления исследований, проведения тестов, общения. Существует множество электронных клубов феминисток, специальные электронные газеты, посвященные этому течению.5
4.Феминизм как политическая сила
После периода отмежевания молодых, честолюбивых женщин от феминизма и провозглашения прихода эры постфеминизма в США и Великобритании в 90-х гг. появилось новое молодое поколение женщин, настроенных очень критически по отношению к господствующему радикальному феминизму, однако отождествляющих себя снова с феминистками.
Феминизм они рассматривают как политическую силу, способную помочь им добиться успехов в сфере политики и как источник творческого вдохновения. Новая ориентация феминизма получила название "феминизм силы" (power feminism). Это название предложила Naomi Wolf, которая противопоставляет его "страдальческому феминизму" (victim feminism) – так она характеризует радикальный феминизм. Последний рассматривает женщину как безоружную жертву мужчины и, в частности, его вампирической сексуальности. Naomi Wolf считает, что пора покончить с фразеологией войны между полами, ибо на самом деле женщины не являются жертвами и слабыми по своей природе, хотя и бывают и жертвами, и слабыми.
Учитывая, что слово "сила" имеет два противоположных значения – "способность" и "господство", следует подчеркнуть, что Naomi Wolf использует первое значение слова "сила", хотя целью феминизма силы является завоевание политической власти – не влияния на власть, а именно власти. Однако, как будет показано ниже, речь идет не об установлении матриархата, а о равноправном партнерском взаимодействии между полами во всех сферах жизни.
Феминистки силы поддерживают политические устремления женщин. Их интересует реальное участие женщин в структурах власти и вообще в социальной жизни (а не только формальное равенство). Они исследуют феномен маскулинности, изменения в стереотипах мужественности, а также изменения в отношениях между полами.
Феминизм силы признает, что мир в значительной мере изменился с тех пор, как в середине 60-х гг. родился феминизм. Под влиянием борьбы феминисток объём свободы для женщин в странах Запада существенно увеличился, и явная дискриминация женщин стала затруднительной и реже проявляется. Изменилась частная жизнь, так как под давлением феминисток наступили изменения в нравах. Растет не только уровень трудоустройства женщин и их участие в публичной сфере жизни, но также возросла степень вовлеченности мужчин в домашнюю работу и воспитание детей. Сломаны барьеры в сексуальной жизни, ограничивающие женщин и поддерживающие двойные стандарты. Возросла толерантность в отношении гомосексуализма. Никто не препятствует женщине получить образование в любой сфере знания. Появилась сеть центров оказания помощи женщинам, подвергшимся сексуальному домогательству, преследованию, изнасилованию. Женщины чувствуют себя в большей безопасности. Все более результативной становится борьба с сексуальными домогательствами на работе, а в последнее время отмечаются успехи в преодолении насилия в браке и семье. Средства массовой информации, хотя и в собственных интересах, начинают отходить от прежних сексистских реклам, фильмов и вообще высказываний. Рынок публикаций и фильмов не сторонится феминистских произведений, более свободно развиваются также женское искусство и феминистская критика искусства и науки. Женщины представляют особый контингент электората, с взглядами которого считаются претенденты на власть.
Может быть, действительно феминизм утратил смысл своего существования? Может быть, правы те, кто провозгласил приход эры постфеминизма? Это было бы большим преувеличением, утверждают феминистки силы. Женщины по-прежнему опутаны стереотипами – только модифицированными, не используют и не умеют использовать сполна отвоеванные свободы. Те из них, кто эти свободы использует, убеждаются, что по-прежнему существуют скрытые барьеры и неявная дискриминация. В настоящее время в новых профессиях и сферах жизни обнаруживаются прежние отношения, хотя преимущественно в более завуалированном виде. В Интернете процветает порнография и агрессия в отношении женщин. Время от времени оживляются попытки отобрать у женщин отвоёванные свободы. Правые группировки и церковь объединяют свои усилия с этой целью. В прочности завоеваний феминизма всё ещё нет уверенности. Угрожают этим завоеваниям также и сами женщины, активно участвующие в традиционалистских движениях. А также – и это становится в настоящее время важной проблемой для феминизма – завоеваниям феминизма угрожают сами феминистки. Конечно же, не все феминистки, а феминистки радикально-сепаратистской и культурной ориентации.
Радикальный феминизм, разочарованный неудачей на пути к быстрой трансформации общества, впал, как считают феминистки силы, в опасный сепаратизм. Сосредоточившись на оказании помощи женщинам, которые в ней действительно нуждаются, радикальный феминизм создал наряду с этим идеологию, по которой женщины являются жертвами изначальной злонамеренности мужчин и женская сущность имеет превосходство над мужской. Таким образом, радикальный феминизм перешел от программы ликвидации неравенства между полами к программе культа и возвышения женственности, развил в себе враждебность по отношению к мужчинам, опасно поляризуя полы, отталкивая даже союзников. Эта крайность приносит больше вреда, чем пользы, поднимает на смех феминистские публикации и призывы. Дискредитации образа феминизма и неприязни, которую ему выказывают молодые женщины, ценящие, однако завоевания, добытые благодаря прежнему феминизму, способствует также война радикальных феминисток с гетеросексуальностью. Большинство женщин испытывает потребность в общении с мужчинами, как в общественной, так и в личной жизни, вовсе не желая изолироваться от них, не склонно приписывать всем мужчинам вину за проступки только некоторых из них. Кроме того, многие женщины отдают себе отчет в том, что образ женственности, воспеваемый феминистками, далек от действительности, т.к. реальные женщины отнюдь не ангелы.
Феминистки силы обращают внимание на тот факт, что женщины по-прежнему не имеют должного влияния на все стороны общественной жизни. Между тем они составляют более половины человечества. В парламентах и правительствах женщин незначительный процент. Такое положение не может не возмущать, если учесть, что на сегодняшний день известно, вопреки прежним представлениям, что различия между полами ограничиваются исключительно физиологической сферой. Женщины так же, как и мужчины, способны к выполнению различных ролей в обществе и точно так же, как и мужчины, обладают способностью к саморазвитию и испытывают потребность в нём. Они такие же люди – не лучше и не хуже! – и им принадлежат такие же права, в том числе право выбора жизненного пути, не ограниченного в большей степени, чем у мужчин.
В настоящее время довольно много женщин из среднего класса имеют достаточное количество денег и "пробивной" силы, а у большинства из них есть большое желание и причины, чтобы начать добиваться паритетного представительства женщин во всех институтах социальной власти. Осуществлению этой цели препятствуют три обстоятельства: женщинам их собственное движение стало чуждым; одно из течений феминизма пошло по пути сепаратизма, недостаток в душе многих женщин чувства "женской силы" делает невозможным использование открывающихся возможностей6. Однако многие женщины этим чувством силы уже обладают. Женщины находятся в переломном моменте истории: им надоели напоминания о трудностях их положения. Значительно охотнее женщины реагируют на обращение к их силе, предприимчивости и чувству ответственности, чем к чувству беспомощности.
Это дают о себе знать позитивные результаты прежней борьбы феминисток. Достаточно посмотреть на то, как феминизм преобразил наше общество и как большинство женщин, мужчин и всё больше институтов принимают феминистские принципы, чтобы можно было утверждать, что движение женщин одержало победу, осуществляя самую успешную и самую бескровную революцию во всей истории человечества.
Действительно, достижение равенства находится на расстоянии вытянутой руки, но – предупреждает Naomi Wolf – если прервём борьбу, не извлекая выводов из уроков истории и позволим укрепиться устаревшему образу женщин как слабых существ, ожидает нас дрейф в течение последующих нескольких сот лет.
О том, что женщины находятся на историческом переломе в мире культуры, убеждена известная феминистка, историк Gerda Lerner, которая во втором томе сборника "Женщины и история", выпущенном в 1993 г., пишет, что в настоящее время эпоха патриархальной гегемонии в культуре подошла к концу. Свыше тринадцати веков индивидуальной борьбы, разочарований и сопротивления привели женщин к историческому моменту, в котором они могут обрести свободу, так же как они обретают свое прошлое. Подошли к концу тысячелетия предистории женщины. Мы стоим на пороге новой эпохи в сфере человеческого разума, узнав, что пол никоим образом не влияет на мышление, т.к. он является социальной конструкцией, и женщина так же, как и мужчина, творит и определяет историю.
Главным препятствием на пути к достижению цели является, по мнению феминисток силы, сознание женщин, а не общественные институты и даже не мужчины. Ведь достаточно было бы, чтобы женщины солидарно голосовали за женщин или за подлинных союзников в своем деле среди мужчин, и битва была бы выиграна. Если бы они это сделали, то могли бы получить большинство мест в парламенте. Если убедить мужчин, в том что женщины не хотят больше того, что позволяет им демократия, и они не хотят в свою очередь монополизировать власть или даже предпринять действия реваншистского толка, то цель будет достигнута к взаимному удовлетворению обеих сторон. Однако это будет возможно при условии, что достоинства нового решения должны увидеть и мужчины.