Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Каждое предприятие, ведущее финансово-хозяйственную деятельность с целью получения прибыли, находится в постоянном поиске оптимальных решений, которые способны повлиять на ресурсы предприятия, увеличить эффективность использования материальных запасов, грамотно распорядится капиталом, привлечь внешние источники финансирования, квалифицированные кадры, внешние ресурсы для получения максимальной прибыли в будущем. На сегодняшний день в зависимости от целей и задач, установленных руководителями организации, финансовый результат может принимать как положительное, так и отрицательное значение. Как следствие, грамотно составленная учетная политика организации, в которой отражены поставленные цели руководства предприятия, становится ключевым элементом, для достижения поставленных целей управления организацией в целом.

Бухгалтерский учет каждого предприятия, вне зависимости от вида деятельности, подчиняется определенному набору норм и правил. Упорядочивание данных норм и правил необходимо для достижения наибольшей эффективности при ведении бухгалтерского учета. Здесь эффективность следует понимать, как достоверную, полезную, своевременно сформированную информацию, отраженную в финансовой отчетности предприятия. Другими словами, учетная политика организации является квинтэссенцией правил методологии бухгалтерского учета, цель которой в обеспечении эффективности ведения учета.

Изучению вопросов учетной политики по­священы многие научные работы. Так, изуче­ние роли учетной политики на формирование финансовых результатов нашло отражение в работах следующих авторов: Н.А. Рассказова-Николаева, П.П. Баранов, А.С. Шнейдман, А.А. Шапошников и др.

Целью работы является разработка рекомендации по совершенствованию учетной политики.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность учетной политики и особенностей ее формирования;

- рассмотреть элементы учетной политики;

- дать характеристику направлений деятельности АО «Газсервис»;

- оценить влияние учетной политики на финансовые показатели деятельности АО «Газсервис»;

- разработать рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия и её влияние на финансовый результат.

Объектом работы является АО «Газсервис».

Предметом – финансово-экономические отношения, возникающие в процессе формирования учетной политики и ее влияние на финансовый результат.


Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, статьи, опубликованные в периодических изданиях, посвященные проблеме влияния учетной политики на формирование финансового результата, а бухгалтерская отчетность и внутренние документы АО «Газсервис».

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

Глава 1. Роль и место учетной политики при формировании финансового результата

1.1. Учетная политика организации и принципы ее формирования

В настоящее время учетная политика - это реальный инструмент управления организацией, т.к. она обеспечивает последовательность учетного процесса, полное отражение объектов бухгалтерского учета и обоснование способов его ведения [23, c. 179].

Учетная политика организации представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета: текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни, первичного наблюдения, способы применения счетов бухгалтерского учета [13, c. 127].

Учетная политика в разных организациях отличается, т.к. они самостоятельно формируют свою учетную политику, основывая свой выбор на конкретных методах оценки и группировки фактов хозяйственной жизни, приемах инвентаризации и организации документооборота. Поэтому хозяйствующие субъекты при формировании своей учетной политики должны следовать определенным принципам. Принципы формирования

учетной политики представляет собой положения, которые формируют основы учета и носят непротиворечивый и самостоятельный характер.

Согласно основному нормативному документу, регламентирующему формирование и раскрытие учетной политики - Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», принципы формирования разделены на требования и допущения.

Допущения предполагают, что бухгалтер должен исходить из заданных ему правил.


При формировании учетной политики организация должна исходить из следующих допущений:

1. Допущение имущественной обособленности означает, что обязательства и активы организации существуют отдельно от обязательств и активов его учредителей и других организаций. Для обеспечения действенности этого принципа необходимо проверять фактическое наличие имущества, которое принято в организацию, а также правильность его документального оформления и отражения в инвентаризационных описях.

2. Допущение последовательности означает, что учетная политика, принятая организацией, применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Этот принцип служит, в первую очередь, для обеспечения сопоставимости отчетных данных на начало и конец отчетных периодов. Поэтому при изменении элементов учетной политики, что возможно только в случае изменения законодательства РФ или нормативно правовых актов по бухгалтерскому учету, соответствующие отчетные данные на начало отчетного периода корректируются.

3. Допущение непрерывности деятельности предполагает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозреваемом будущем, и у нее отсутствуют намерение и необходимость существенного сокращения или ликвидации деятельности. Также этот принцип предполагает, что обязательства организации будут погашены в установленном порядке и в установленный срок. Организация должна объявить в установленный срок в учетной политике, а также в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год, намерения о ликвидации или сокращении объемов своей деятельности.

4. Допущение временной определенности предполагает, что все факты хозяйственной деятельности организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором они совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Это допущение распространяется на все операции, связанные с учетом доходов и расходов организации. Оно основа- но на нескольких составляющих [7, c. 21].

Рис.1.1. Составляющие допущения принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности

Требования, которые должна обеспечить учетная политика, представляют собой единые правила, обязательные для исполнения. Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» к ним относятся: требование полноты, осмотрительности, своевременности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности.


1. Требование полноты означает, что все факты хозяйственной деятельности должны быть в полном объеме отражены в бухгалтерском учете. Достижение этого принципа осуществляется путем отражения факта хозяйственной жизни сначала в первичных учетных документах, а затем по- степенного их переноса и группировки данных в регистрах синтетического и аналитического учета.

2. Требование осмотрительности устанавливает обязательность большей готовности к признанию расходов и обязательств организации, чем возможных доходов и активов, не допуская скрытых резервов. Следование принципу осмотрительности допускает оценку активов организации ниже их себестоимости и преувеличение её расходов. Однако многие организации используют этот принцип для занижения прибыли и, как следствие, налога на прибыль, поэтому применять требование осмотрительности надо с особой осторожностью.

3. Требование своевременности подразумевает необходимость своевременно отражать факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности. Выполнение данного требования, прежде всего, обеспечивается своевременным документальным оформлением факта хозяйственной жизни, а, если это не представляется возможным, непосредственно по его окончанию.

4. Требование приоритета содержания перед формой означает, что учетная политика организации должна обеспечить отражение фактов хозяйственной жизни исходя из их экономического содержания. В отечественной практики это правило трудновыполнимо, потому что в России не так широко, как в западных странах, признается право на профессиональное суждение. Вследствие этого большинство работников финансовых органов решают спорные вопросы по проблемам учета с формальных позиций.

5. Требование рациональности предполагает необходимость рационального, т.е. вполне разумного, обоснованного, ведения бухгалтерского учета, исходя из величины организации и условий её хозяйственной деятельности.

6. Требование непротиворечивости предусматривает соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на последний календарных день месяца [11, c. 97].

При формировании учетной политики помимо перечисленных принципов важно руководствоваться и принципом существенности, требующим отделения важной информации от второстепенной. В процессе изучения учетной политики необходимо выделить два основных аспекта её формирования : методический и организационный.

Организационный аспект определяет формы организации и ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом. Он не влияет на информацию, которая формируется на счетах бухгалтерского учета и представляется в финансовой отчетности.


К организационному аспекту относится: выбор рабочего плана счетов, в котором указывается перечень аналитических, синтетических счетов и субсчетов, которые организация будет использовать для ведения бухгалтерского учета; формы ведения бухгалтерского учета; графика документооборота.

Методический аспект определяет варианты отражения в учете информации о финансовой и производственно-хозяйственной деятельности.

Методический аспект включает: выбор способа начисления амортизации основных средств; определение срока полезного использования основных средств, который устанавливает, в течение какого периода объект будет использоваться в организации; способ оценки объектов бухгалтерского наблюдения; порядок списания стоимости материально-производственных запасов; порядок создания резервов; механизм калькуляционного учёта.

По нашему мнению, в системе бухгалтерского учета и отчетности центральное место занимает учетная политика. Учетная политика - это весь бухгалтерский учет, т.е. совокупность способов оценки, классификации фактов и объектов учета, их отражение на счетах, раскрытие информации, инвентаризация, формы первичных документов. От правильно сформированной учетной политики зависят правильность ведения бухгалтерского учета, учетный процесс организации и процесс принятия управленческих решения [10, c. 80].

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что разработка учетной политики - важная и ответственная процедура, влияющая на подготовку и представление финансовой отчетности. При формировании учетной политики важно соблюдать все требования, в ней необходимо отразить специфику деятельности организации, методы оценки, указать лиц, которые несут ответственность за выполнение учетной политики, а также сроки и частоту проведения инвентаризации.

В заключении хочется отметить, что, если учетная политика правильно сформирована, она обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие всех структур организации.

1.2. Элементы учетной политики

Сущность составления учетной политики заключается в том, что, основываясь на правилах уставленных Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»: Приказ Минфина РФ от 6.10.2008 № 106н (ред. от 06.04.2017) организации предлагается определенная свобода выбора из чего можно сделать вывод о том, что отражение одного и того же факта хозяйственной деятельности организации может привести к различным результатам. Таким образом, учетная политика организации с одной стороны является документом, регламентирующим бухгалтерский учет конкретного предприятия, а с другой стороны становится источником информации для внешних пользователей, таких как налоговые органы, организации оказывающие услуги внешнего аудита.