Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1Адаптация младших дошкольников как социально-педагогическая проблема
1.2 Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
2. УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ
2.3 Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в МДООО «Детский сад «Березка»
Социальному педагогу следует подробно проинструктировать родителей, как организовать в семье рассматривание альбома, как привлечь внимание ребенка к игровой среде, заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми.
В идеале педагогу необходимо познакомиться с ребенком в домашней обстановке и лично пригласить его в детский сад.
Посещение семьи.
Посещение семьи осуществляют один или двое воспитателей вместе с социальным педагогом дошкольного учреждения. Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя и социального педагога деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Время посещения семьи определяют родители. Воспитатель заранее подбирает игрушку или самоделку в подарок ребенку.
Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагоги должны получить определенную информацию, но чаще такую информацию получают при первичной встречи в детском саду:
- Состав семьи, профессия и образовательный уровень родителей.
- Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи: ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, своеобразная автономность каждого в семье.
- Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план).
- На что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание и т.д.
- Система воспитательных воздействий на ребенка: участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий илинепоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком; отсутствие воспитания.
- Организация совместных форм деятельности в семье: вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы; распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложение каких-то из них на ребенка; разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция дошкольника от домашних событий.
- Создание развивающей среды в семье: игровой и книжный уголки, наличие пособий, игр и др.
Вся полученная информация тщательно анализируется социальным педагогом, воспитателями и медицинским работником. По результатам анализа определяют детей и родителей, которые в адаптационный период могут испытывать трудности [1].
Итак,только единая, согласованная с семьей система педагогических воздействий, опирающаяся на знание возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решить специалистам проблему адаптации на должном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Выявлены три наиболее существенные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОУ. Они заключаются в следующем:
Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти, выявляются невысокие показатели интеллектуальной готовности к школе.
Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов, энуреза, тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности развития и поведения.
Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям. Прежде всего это:
- Положительно-эмоциональное отношение к ребенку (ласковое общение)
- Удовлетворение его потребностей физиологических и познавательных.
- Индивидуальный подход к ребенку.
- Максимальное приближение условий детского сада к домашним.
Объективными показателями окончанием адаптационного периода являются:
- глубокий сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
- полное восстановление имеющихся навыков;
- активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.
Воспитатели информируют родителей о протекании адаптации, чтобы снять тревогу за малыша, используя в работе адаптационные развиваю игры, а также при необходимости консультируется со специалистами ДОУ.
Цель курсовой работы рассмотреть особенности адаптация детей младшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении, на примере МДООО «Детский сад «Березка» достигнута, решением следующих задач:анализом литературы по теме, раскрыть сущность социально-педагогической адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада; описанием возрастных особенностей и особенностям адаптации младших дошкольников, к условиям детского сада; рассмотрением условий, в которых успешно проходит процесс адаптации в МДООО «Детский сад «Березка».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРА:
- Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - с.49 - 53;
- Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 6 - с.46 -51.
- Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. - 417 с.
- Варпаховская О. Зеленая дверца:первые шаги в общество.Ребенок вдетском саду. - 2005. - № 1. - с.30 - 35.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб. СОЮЗ, 2007. - 224
- Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 25 с.
- Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. - Ростов - на - Дону, Феникс, 2004. - 275 с.
- Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
- Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с.66 - 77.
- Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
- Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - c.34 - 37.
- Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
- Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург. - М.: Речь, 2002. - 238 с.
- Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. -с.10
- Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.: Владос, 2007. - 530 с.
- Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие - М.: Мозаика Синтез, 2004. - 415 с.
- Павлова Л. Раннее детство, семья или общество? / Обруч. - 2007. - № 2.
- Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 5-7
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2003. - 350 с.
- Севостьянова Е.О. Дружная семейка - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 235 с.
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе М.: АРКТИ, 2006. - 275 с.
- Смирнова Е.О Ребёнок-взрослый-сверстник (Методическое рекомендации) Изд-во МГППУ, 2004. - 315 с.
- Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. 2006. - № 3-4. с. 46 - 51.
- Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми - Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. - 430 с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. - 336 с.
- УрунтаеваГ.А.Практикум по психологии дошкольника. - М.: «Академия», 2008. - 368 с.
- Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста - C - Петербург, Речь, 2005.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду - М.: ЮНИТИ, 2007. - 290 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.