Файл: Понятие и признаки правового государства (Понятие и принципы правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства, различные учёные обычно выделяют следующие:

1) верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;

2) принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной;

3) приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;

4) основанная на доверительном отношении взаимная ответственность государства и личности друг перед другом;

5) правительство народа, управляемое народом и существующее для народа;

6) социальная и юридическая защищенность личности;

7) сосредоточение всех прерогатив государственно–властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;

8) недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

9) контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

10) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);

11) верховенство и прямое действие конституции на всей территории страны;

12) единство прав и обязанностей граждан;

13) наличие развитого гражданского общества;

14) внешний и внутренний суверенитет государства[3].

ралплулдкпклотпоавтпбапоатитпмтбльрмрпмортотбтиоироиримлрмилрпвпвпвпвповлрпорпивопиорвипорипоипоипоипоипоипоиопиопиопиоипорпиопиопиопио

2. Основные признаки правового государства

2.1. Система разделения властей в правовом государстве

Существенным признаком правового государства является определенное разделение полномочий властей, прерогатив и функций исполнительной, законодательной и судебной властей. В целом это свидетельствует о стремлении данного типа государства предотвратить монополизацию власти и добиться наиболее оптимального соотношения функций при принятии решений. Осуществляя свой внутренний суверенитет на основе разделения властей, правовое государство добивается сбалансированности и стабильности политического развития.


Идея разделения властей была впервые выдвинута Дж. Локком как попытка добиться компромисса между парламентом (вигами) и королем в целях установления во Франции конституционной монархии. При этом речь шла только о взаимном соотнесении полномочий двух ветвей власти – исполнительной и законодательной. Ш. Монтескье, игнорируя политическую реальность того времени, придал этой идее характер политического идеала, связанного со становлением буржуазного государства в целом. В таком виде данная идея была перенесена за океан и утвердилась в американской конституции. В Европе же эта концепция не получила своего полного практического воплощения.

Закрепление за каждой из ветвей власти определенных функций, сфер ответственности, а следовательно, и установление порядка взаимодействия этих функционально разнонаправленных органов дают возможность более оптимально и взвешенно подходить к процессам выработки целей, согласования интересов, уточнения и корректировки государственных позиций. Иначе говоря, разделение властей представляет собой и самый общий технологический механизм, обеспечивающий оптимизацию процесса принятия политических решений в государстве.

Необходимость и плодотворность разделения властей в правовом государстве диктуется и необходимостью уравновешивания интересов и сил влияния на власть со стороны различных элитарных группировок, которые контролируют исполнительные, законодательные, судебные и иные органы власти. Ведь даже несмотря на общность основных ценностей и целей государства, корпоративные интересы отдельных частей правящего, политического класса, амбиции отдельных политиков могут стать мощным фактором политической дестабилизации в государстве.

Признание необходимости установления разделения властей не говорит, однако, о каком–либо универсальном и жестком закреплении их взаимных прав и полномочий. Специфика функций, а главное объем прерогатив каждой из ветвей государственной власти должны определяться в соответствии с типом и характером развития государства, спецификой конкретной исторической ситуации, степенью зрелости общественного мнения.

2.2. Верховенство правового закона

Сегодня Конституция Российской Федерации провозглашает Россию в качестве правового государства (ч. 1 ст. 1).

Конституция Российской Федерации – юридическая база всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан.


П. 1 статьи 15 устанавливает высшую юридическую силу Конституции, её прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Также в ряде статей Конституции РФ (статьи 4, 15, 76 и др.) закреплено верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ст. 76, ч.3). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон[4].

На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

При опубликовании федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

В Российской Федерации в настоящее время нет более ходового лозунга и принципа, чем «верховенство закона». С ним связывается разрешение насущных проблем в политике, экономике и социальной сфере, в экологии, в укреплении правопорядка. Сохраняются надежды и на формирование демократического правового государства. Но в действительности встречается немало проблем, связанных с упрощенными или неверными трактовками и оценками верховенства закона. На практике в процессе нормотворчества и правоприменения очень много отступлений от принципа верховенства законов, а порой трудно складываются и его реальное воплощение и защита.


2.3. Права и свободы человека в правовом государстве

Права человека – явление социально-историческое. Современная постановка вопроса о правах человека – при всей своей новизне и особенностях, обусловленных современным уровнем и характером мировой цивилизации, – опирается на богатый предшествующий опыт человечества, прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни людей, правового способа регуляции их социальных отношений. Каждая историческая система права включала и включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. Степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в современном их понимании, возможно только в демократическом гражданском обществе и правовом государстве. Весьма значим, тот факт, что формирование демократического гражданского общества с его правовым государством, принципами приоритета прав человека, верховенства права, разделения властей, народного представительства (парламентаризма) и другое – является основополагающим путем создания прочной системы гарантий основных прав и свобод.

Статья 1 (ч.1) Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Высоко оценивая значимость этих конституционных записей, следует, однако, отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права и свободы человека в реальности не стали высшей ценностью. Этот факт закономерный, определяемый как предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Рассмотрим основные причины трудностей формирования правового государства и обеспечения прав человека в России.

Сущностные свойства ряда основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина:

  • признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ);
  • признание прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ);
  • неисчерпаемость общепризнанных прав и свобод их перечислением в Конституции РФ и недопустимость отрицания и умаления этих общепризнанных, но не перечисленных в Конституции РФ прав и свобод (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ);
  • неотчуждаемость основных прав человека (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ);
  • неизменяемость основ правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ);
  • неограниченность действия прав, предусмотренных статьями 20, 21, 23, 24, 28, 34, 40, 46-54 (ч. 1 Конституции РФ);
  • возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, помимо вышепоименованных Федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ);
  • непосредственность действия прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ);
  • государственная и личная защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 Конституции РФ);
  • судебная внутригосударственная и международно-правовая защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст. 46 Конституции РФ);
  • способность прав и свобод человека и гражданина определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18 Конституции РФ).

Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на неё. Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина обеспечивается правосудием, что является признаком их реальности и эффективности.

В соответствии со ст. 118 судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, которые выступают различными способами судебной защиты прав и свобод человека.

Так, ст. 27 Конституции РФ, предусматривающая право каждого проживающего на территории РФ на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, конкретизирована в Законе РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»; ст. 28, провозглашающая свободу совести, развита в Законе РСФСР от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповедания»; п.4 ст. 32 о праве граждан РФ на равный доступ к государственной службе – в Положении о федеральной государственной службе, утвержденном Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2267.

Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права человека и гражданина. Механизмы внутригосударственного права имеют важнейшее значение для осуществления прав человека.

Высшей инстанцией защиты прав и свобод граждан выступает Президент РФ. Согласно ст. 80 и ст.82 Конституции РФ, Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Он обязан уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, о чем присягает при вступлении в должность. Президент РФ, подписывая законы страны, оценивает их с точки зрения соблюдения прав и свобод человека, и в случае их нарушения возвращает в Государственную Думу. При Президенте РФ образована Комиссия по правам человека с широким кругом полномочий.

Иными словами, права человека обеспечиваются там, где функционируют эффективные формы демократии, действует совершенная система законов и процедурных отношений, последовательных актов процедурной деятельности. При помощи государства осуществляется то, что нужно, дорого, ценно всем людям. Цель правового государства состоит в защите прав и свобод человека, поэтому на формирование такого государства должны направляться усилия всего российского общества.

В настоящее время в современном мире действуют международно-правовые договоры, документы, устанавливающие общепризнанные стандарты прав человека, определяющие планку, ниже которой страны не могут опускаться. Права и свободы перестали быть лишь внутренними делами страны, сейчас это объект внимания всего международного сообщества.