Файл: Понятие и признаки правового государства (Понятие и принципы правового государства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика истории развития теории правового государства, его понятие и принципы
1.1. Становление и развитие теории правового государства
1.2. Понятие и принципы правового государства
2. Основные признаки правового государства
2.1. Система разделения властей в правовом государстве
2.2. Верховенство правового закона
В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового.
Но в первую очередь основные усилия необходимо сосредоточить для создания надлежащих юридических условий для экономического хозяйствования. Действующий ныне Гражданский кодекс можно оценивать как лучший в мире. Второе направление, которое также относится к приоритетным, – укрепление правопорядка, законности и борьбе с преступностью в стране. Кое-что в этом направлении уже сделано. Вступивший в действие с 1997 года новый Уголовный кодекс Российской Федерации впервые в отечественной истории в равной степени защищает все формы собственности: государственную, частную, муниципальную. Он содержит повышенную ответственность за совершение особо опасных преступлений, таких как терроризм, продажу детей, захват заложников, различных мошеннических операций в банковской и кредитно-финансовой сфере и ряд других.
В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации и политические партии. Общество, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.
Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма. В данный период времени большой шаг на пути установления правового государства в России – установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.
Наиболее остро в России в последнее время стоял вопрос о разделении властей. Это тормозит ход экономических реформ, возникает «война законов», это ослабевает механизм верховенства закона и его исполнения. Противоборство властей приводит к коррупции.
В России долгое время шла борьба между властными структурами за выбор между президентской и парламентской республикой. Борьба завершилась октябрьскими событиями 1993 года, что едва не привело к гражданской войне. Все это дискредитировало саму идею построения правового государства. Многие хотят установления любой власти, лишь бы был порядок.
Формирование нового законодательства, совершенствование и пересмотр старого – означает формирование новой правовой системы.
Кое-что уже делается. Созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан». Если ваши права ущемлены, вы можете пожаловаться в суд на все органы власти и управления.
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построения правового государства. Правовая культура – большая сила, если население ей обладает. Американский юрист Л. Фридмен приводит такой пример: он представляет правовую структуру в виде некой машины, «тогда правовая культура – то и тот, кто решает включить или выключить машину и определяет как она будет использована».
Поэтому необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами – неотъемлемая черта демократического государства.
Сейчас на территории России происходят сложные процессы в развитии государства и права – становление в новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из–за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.
Становится очевидно, что невозможно построить правовое государство без решения продовольственной и жилищной проблем и преодоления материальной необеспеченности отдельных граждан. Экономический кризис сводит на «нет» все политические права. Борьба с той же преступностью должна вестись не только силами правоохранительных органов. Требуется значительно повысить наш экономический потенциал, создать более развитую систему социального обеспечения, сформировать средний класс который является основой стабильности любого общества.
Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека.
Что касается правовой культуры, то она включает в себя: совершенное законодательство, отношения людей к закону, высокое правосознание населения. Ничего из вышеперечисленного, в полном объёме, в настоящее время в России пока нет.
Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.
В Конституции России (ст. 1 ч. 1) закреплено, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже «есть» в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».
Проблема становления правового государства в России состоит в том, что нашей стране в начале 90-х годов пришлось сделать большой шаг в этом направлении без достаточного исторического опыта. Не было, прежде всего, опыта эволюционного развития политических институтов общества и государства, постепенного складывания и укрепления правовой базы правового государства. Страна в течение многих лет была оторвана от цивилизационного процесса, происходящего в мире. Этим можно объяснить тот значительный интерес к теории правового государства, который наблюдается в российском обществе в настоящее время.
В РФ формирование правового государства идет очень медленно, к тому есть свои объективные и субъективные причины. В такой ситуации важна гражданская позиция каждого человека, необходимо защитить элементы правового государства, поднять на это все созидательные силы – либеральные, демократические, социалистические и, прежде всего, ограничить самодержавие, укрепить парламент. Следующая задача – не допустить коррозии свободы слова. Если действительно СМИ попадут в руки нечистоплотных людей, то можно будет поставить крест на демократии. Важнейшей задачей также является укрепление судебно-правовой системы, развитие института суда присяжных.
Одним из основных факторов правового государства является гражданское общество. В первую очередь оно – есть совокупность независимых от государства производителей, а также саморегулирующихся организаций, политических партий, культурных объединений и, кроме того, семьи и церкви. Гражданского общества, в полном смысле этого понятия, у нас в стране нет, и в ближайшее время оно вряд ли сформируется. А пока этого не произойдёт, в России не будет демократии и всего того, что с ней связано. Поэтому современному российскому обществу, несмотря на различные трудности и препятствия, необходимо двигаться в направлении создания гражданского общества и правового государства, что позволит нашей стране стать подлинно свободной и демократической.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое государство – характеризуется конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод.
Принципы правового государства:
верховенство закона во всех сферах жизни общества;
соответствие закона праву;
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
взаимную ответственность личности и государства;
реальность – гарантированность права и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений действующий в рамках Конституции, наличие различных идеологических концепций, взглядов.
Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:
- преодоление правового ингилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление действенной способности противостоять произволу;
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской системы управления государством;
- торжество политико-плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:
- преодоление узконормативного восприятия правовой деятельности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
- отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;
- преодоление декоративности и декларативности юридических норм;
- выход юридической науки из самоизоляции с использованием опыта других развитых стран.
Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлением огосударствления.
Принципы правового государства закреплены в ст. 1 Конституции РФ и раскрывается через верховенство закона (ст. 4; 15). Здесь важно отметить, что ни власть, ни само право не могут быть гарантом закона, если право не легитимно. В основу конституционного строя абсолютную норму, предусматривающую, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ч. 1 ст.3).
Составными частями правового государства выступает реальность права и свобод человека и гражданина (гл. 2), взаимная ответственность государства и личности (ст. 2), эффективный контроль за исполнением законов (ч. 2,3 ст.15).
Юридическая сила и действие Конституции РФ (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15), статус нормативно-правовых актов высшей юридической силы и их соответствие Конституции РФ и нормам международного права (ч. 2 ст.4).