Файл: Налог на прибыль организации (Элементы налога на прибыль организаций).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты порядка исчисления и взимания налога на прибыль организации
1.1. Развитие налогообложения прибыли в РФ
1.2. Элементы налога на прибыль организаций
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Автодоринжиниринг»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Технико-экономическая характеристика деятельности организации
Глава 3. Анализ исчисления налога на прибыль и пути совершенствования его взимания
3.1. Расчет налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль
3.2. Направления совершенствования исчисления и взимания налога на прибыль организации
Введение
Актуальность темы исследования. При формировании политики в области налогообложения важно обеспечить сочетание интересов хозяйствующих субъектов и государства, стимулируя коммерческие структуры к ведению активной предпринимательской деятельности в целях эффективного формирования налоговых поступлений в бюджет государства.
Реформы в области налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов, способны влиять на создания условий для экономического роста, а так же способны стать факторами, влияющими на замедления развития. Именно налог на прибыль организаций признается влияющим налогом на финансово-экономическую деятельность, как коммерческих структур, так и на формирование бюджета государства. Поэтому одним из основных направлений реформы в области налогообложения в Российской Федерации стало налоговое администрирование налога на прибыль организаций.
Анализ научной, научно-периодической литературы, монографической литературы по проблеме налогообложения прибыли организации уделено достаточно внимания. Несмотря на это, направления реформирования в области налога на прибыль организации является во многом дискуссионным, несмотря на его разноаспектное рассмотрение.
Современные исследования налога на прибыль организаций отражены в трудах российских ученых таких как: Брызгалин А., Бабаев Ю.А., Галицкий А., Друцкая М.В., Кеворкова Ж.А., Листопад Е.Е., Тютин Д.В. и д.р. Так в учебном пособии Бабаева Ю.А., Друцкой М.В., Кеворковой Ж.А., Листопад Е.Е., Петрова А.М. «Экономическая теория» представлены правила организации и ведения бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций в целях использования получаемой информации в управлении хозяйствующими субъектами. В пособии Тютина Д.В. «Налоговое право: курс лекций» рассматриваются основные понятия, принципы, институты налогового права. Большое внимание уделяется субъектам налогового права, элементам налогообложения, ответственности за нарушения налогового законодательства, способам защиты прав налогоплательщиков, правовому режиму взимания отдельных налогов (сборов).
Объект исследования налогообложение организации.
Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, складывающиеся между ООО «Автодоринжиниринг» и государством в процессе налогообложения по поводу анализа формирования и взимания налога на прибыль организации.
Цель работы: исследование действующего механизма налога на прибыль организаций на примере ООО «Автодоринжиниринг», разработка рекомендаций по совершенствованию его исчисления и взимания.
Реализация цели предполагает решение в совокупности взаимосвязанных задач:
- изучить развитие налогообложения прибыли в РФ,
- рассмотреть элементы налога на прибыль организаций,
- дать общую характеристику рассматриваемой организации,
- представить технико-экономическую характеристику деятельности организациии,
- произвести расчет налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль ,
- определить направления совершенствования исчисления и взимания налога на прибыль организации.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на концепциях теории и практики, а также научных положениях трудов зарубежных и отечественных ученых, экономистов по развитию системы налога на прибыль организации.
Информационной базой послужили данные финансовой документации ООО «Автодоринжиниринг».
Глава 1. Теоретические аспекты порядка исчисления и взимания налога на прибыль организации
1.1. Развитие налогообложения прибыли в РФ
Налог на прибыль играет одну из важнейших ролей в составе прямых налогов.
В российской практике налог на прибыль был введен с 1991 года. Ставка налога на прибыль на тот момент составляла 32 и была единой для всех. Особенностью налога на прибыль того времени была попытка жесткого нормирования всех расходов, которые организация могла бы учесть в составе себестоимости[1]. В тот период времени организация не могла включать себестоимость достаточно широкий перечень, как расходов текущего периода, так и расходов капитального характера, в результате чего налогом на прибыль облагалась не только сумма фактически полученной организацией прибыли до налогообложения, но и часть затрат. Сложившаяся ситуация привела к сокращению инвестиций и роста убыточных организаций, что являлось результатом таких факторов как рост цен, устаревшие нормы амортизации, запрет на применение прогрессивной ускоренной амортизации[2].
Высокий уровень инфляции и процессы происходящие в экономике страны в то время обусловили попытки правительства по стабилизации финансового положения за счет повышения ставки налога на прибыль до 38% [3]. Еще одной особенностью того периода стал тот факт, что новая ставка начала действовать не с начала нового календарного года, а со второго квартала текущего года. Все это является свидетельством низкого профессионального уровня представителей законодательной власти того периода и глубины экономического кризиса. В последующие периоды ставка налога на прибыль постепенно снижалась до 20% действующих на сегодняшний день[4].
Одной из ключевых особенностей налога на прибыль с первых дней его появления являлось наличие большого количества налоговых льгот. При формировании положений исчисления и уплаты налога на прибыль в России не был учтен опыт зарубежных стран, который наглядно показывает, что наличие большого количетсва налоговых льгот не только не веет к повышению эффективности данного налога, а наоборот приводит к злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков, к недополучению финансовых ресурсов государством, а также обуславливает неравенство налогоплательщиков. Поэтому стремление к сокращению налоговых льгот является оправданной политикой государства[5].
Налоги, в экономике любой страны, выполняют три основные функции: фискальную, контрольную и регулирующую. Некоторые авторы в процессе исследования сущности налогов выделяют больше функций, но, по сути, все они являются производными от трех вышеуказанных.
По налогу на прибыль в настоящее время в наиболее полной степени реализована фискальная функция. На сегодняшний день налог на прибыль является четвертым по значимости доходобразующим налогом, уступая первенство НДС, налогу на добычу полезных ископаемых и НДФЛ[6].
Регулирующая функция реализуется в налоге на прибыль посредством системы налоговых ставок, которые могут отличаться для различных категорий налогоплательщиков. Кроме того данная функция реализуется и через систему налоговых льгот, которые предоставляются налогоплательщику и на сегодняшний день в наибольшей степени направлены на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (фундаментальные науки, образование, благотворительность), а так же на стимулирование инвестиционной политики организаций.
Реализация контрольной функции по налогу на прибыль заключается в контроле за обоснованностью и размерами расходов организаций, учитываемых в расходах со стороны государства, а также контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты налога на прибыль[7].
Дать оценку влияния налога на прибыль на экономику страны можно только на основе комплексного анализа изменений по налогу на прибыль, которые вносились за всю историю его существования и макроэкономических показателей функционирования экономики, таких как объем инвестиций в основной капитал, индекс инфляции, показателей роста промышленного производства и т.п. в целом и финансового состояния отдельных организаций в частности.
Современный механизм исчисления и уплаты налога на прибыль организаций действует в РФ с 01 января 2005 года, он закреплен в главе 25 НК РФ[8].
Налог на прибыль в совокупности налогов которые уплачивает организация безусловно занимает особое место. Данный налог с одной стороны обладает как большим фискальным значением, с другой стороны высоким регулирующим потенциалом, что позволяет государству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов, одновременно воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих субъектов[9].
Налог на прибыль представляет собой федеральный налог, и это означает, что плательщики налога, объект налогообложения, размеры налоговых ставок, виды льгот и порядок уплаты налога устанавливаются законодательными актами РФ. Как и остальные федеральные налоги, налог на прибыль относится к общеобязательным и подлежит взиманию на всей территории РФ.
Налог на прибыль - это прямой налог, т.е. его сумма зависит от финансового результата работы организаций[10].
За период своего действия в налоговой системе РФ нормы, связанные с налогом на прибыль организаций, неоднократно подвергались реформированию. Новации принципиального характера связаны с введением в 2002 г. этого налога в НК РФ[11].
Последовательность вычисления и оплата налога на прибыль в 1992-1995 годах описана в Инструкции №4 от 06.03.1992г., в нем излагался главный распорядок вычисления и оплаты в бюджет налога на прибыль организаций и предприятий. Налогообложению подлежат: валовая прибыль организации, в случае если она является суммой прибылей от реализации продукции (работ, услуг), а так же основных фондов и иного имущества организации и доходы от внереализационных операций.
С 1992 года ставка налога на прибыль для предприятий, а также иностранных юридических лиц была равна 32%. Ставка налога на прибыль бирж, брокерских контор, от посреднических организаций и сделок предприятия с ЦБ, в этом случае будет равна 43%[12].
Максимальная величина ставки налога на прибыль, которая подлежит уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации, регламентируется законодательством с 1 января 1994 года. Определенная ставка устанавливается представительными органами данных субъектов
Для предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) максимальная величина общей ставки налога на прибыль в 1994г. была равна 35%, из них 13% перечислялись в федеральный бюджет, и не более 22% уплачивались в бюджеты субъектов Российской Федерации. Предельная ставка предприятий по прибыли, полученная от посреднических операций и сделок, бирж, банков, брокерских контор, страховщиков была равна 43 %, из них в бюджеты субъектов Российской Федерации перечислялись не более 30 %[13].
С 1 января 1994г. представительным органам субъектов Российской Федерации разрешалось выделять дополнительную льготу для налогоплательщиков в виде пониженной ставки налога, который уплачивался в их бюджет[14].
Налог на прибыль представляет собой единственный из системообразующих налогов. В 2000 году в консолидированный бюджет согласно отчислению налогов и сборов в общем объеме занимал лидирующее место. Показатель был равен 401 млрд. руб.
В 2001 году согласно налогу на прибыль организаций действовали три ставки. Одна из них наиболее высокая ставка, равна 73%, установлена она была для предприятий, трудящихся в сфере аудио и видео-проката, другая ставка составляла 43% и применялась она для банковских учреждений, страховых компаний и бирж. Остальные организации платили налог на прибыль по ставке 35%[15].
Федеральным законом от 06.08.2001 года №110-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации введена глава 25 «Налог на прибыль организаций». В 2002 году данный налог исчислялся по ставке 24% в федеральные бюджеты 7,5% ,в региональные бюджеты 14,5% и в местные бюджеты 2%.
В федеральный бюджет с 1 января 2003г. организация уплачивала налог на прибыль по ставке 6%, а в региональный устанавливалась ставка 16%. Что касается местных бюджетов, то налог зачислялся по той же ставке 2%. Общая ставка составляла 24%.
Субъекты Российской Федерации имели право снижать ставку налога для некоторых налогоплательщиков, которая зачислялась в их бюджеты с 14,5 до 10,5%. В 2003 году минимальная ставка стала больше - 12%.