Файл: Сущность, классификация и методы принятия управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение о создании нового подразделения, руководство компании должно обдумать основательно, не поступать импульсивно, спонтанно. Ведь как доказывает практика, в этом случае решение о создании нового отдела, управления, службы и привлечение к работе конкретных людей, доводить «до ума» приходится кадровой и юридической службам,HR-менеджерами.

В большинстве крупных организациях существуют специальные подразделения, задача которых построение организационно-управленческой структуры, бизнес-процессов. Работники таких подразделений анализируют необходимость создания новых подразделений, думают о месте этих подразделений в действующей системе управления организацией и их собственной структуре, решают, как будет происходить взаимодействие с уже существующими отделами и службами.

Во избежание проблем, которые могут возникнуть в случае приёма сотрудников во вновь созданное подразделение без четкой регламентации указанных ключевых моментов, руководству организации стоит прибегнуть к изначальному созданию специального аналитического отдела развития организации. В этом случае не возникнет проблем дублирования функций отделов и обязанностей отдельных работников, отсутствия контроля над деятельностью набранного персонала и четкого разграничения полномочий.

Создавая новые подразделений в конкретной организации и опираясь на накопленный опыт, процесс можно унифицировать в локальном нормативном акте, регулирующий все эти и многие другие вопросы.

Но вначале, относительно «молодой» организации, приходится действовать исходя фактически доступной информации о создаваемом подразделении. Выработка механизма ведения нового подразделения в уже функционирующей организационно-управленческой структуре, зависит от специфики каждой организации.

Среди факторов, влияющих на принятие управленческого решения и создания того или иного нового структурного подразделения можно выделить следующие:

  • Цель и характер решаемых организацией задач. Если цель деятельности организации стоит в производстве товаров, то структура предприятия в целом и наименование создаваемого нового структурного подразделения должны отражать производственную направленность структурного подразделения. Организация, которая занимается оказанием услуг, то производственное подразделение в этом случае будет иметь иное наименование, например консультационный отдел.
  • Масштабы деятельности организации. В организациях малого и среднего бизнеса нецелесообразно создавать разветвленную систему управления со структурными подразделениями различных видов (например, с отделами, которые объединяются в департаменты или службы, в каждой из которых есть свой руководитель). Умножение структурных подразделений не гарантирует эффективности деятельности предприятия и управления им. И наоборот - в крупной компании с разветвленной сетью филиалов и представительств в различных регионах России и за рубежом, а равно в управляющей компании холдинга, создание централизованного аппарата управления требует введения основных структурных подразделений и более мелких - вторичных или производных. В этом случае попытка "вписать" деятельность организации в 3 - 4 основных структурных подразделения может привести к неэффективности управления в целом. Иногда, ориентируясь на быстро меняющийся рынок сбыта, руководство принимает решение о создании структурных подразделений на определенный период времени - для достижения конкретных показателей и т.п.
  • Уровни руководства. Часто руководитель организации распределяет полномочия, а вместе с ними и сферы ответственности за порученные участки работы между своими заместителями и топ-менеджерами, руководствуясь их личными и деловыми качествами, предоставляя им право самостоятельно формировать свой "блок". Но в этом случае передача полномочий на формирование структурных подразделений и набор сотрудников должна быть четко урегулирована в документах организации
  • Тип организационной структуры. В зависимости от наличия и характера горизонтальных и вертикальных связей между структурными подразделениями организации выделяют различные типы организационных структур.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВАЗ»

2.1. Общая характеристика ОАО «ВАЗ»

Открытое акционерное общество «УАЗ», в дальнейшем именуемое «общество», является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.

ОАО «ВАЗ» - легендарный автозавод более чем с 70-летней историей, специализирующийся на выпуске полноприводных легковых и коммерческих автомобилей, а также микроавтобусов под торговой маркой UAZ. Традиции и многолетний опыт выпуска самых проходимых в мире автомобилей 4х4 сочетаются сегодня с ежегодными продуктовыми новинками и самым современным подходом к организации производства. Производственная мощность завода составляет 105 тыс. автомобилей в год. На предприятии работает более 12 тыс. человек. C 2000 года предприятие входит в структуру автомобильного концерна SOLLERS.

ОАО «ВАЗ» является производителем автомобилей в классе внедорожников (SUV) и пикапов, коммерческих автомобилей: легких грузовиков (LCV) и микроавтобусов (MPV).

Целью деятельности общества является извлечение прибыли.

Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Основными видами деятельности общества являются: разработка, производство, маркетинг, сбыт и гарантийное обслуживание автомобилей, запчастей к ним и иных товаров народного потребления.

Организационная структура управления ОАО «ВАЗ» - это система управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов.

Структура предприятия управления ОАО «ВАЗ» – линейно-функциональная.

Органами управления общества являются:

- общее собрание акционеров;

- совет директоров;

- единоличный исполнительный орган.

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия общества.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления общества и принимает решения по вопросам его компетенции, определенной ФЗ «Об АО» и уставом общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества – генеральным директором общества.


Генеральный директор общества назначается советом директоров общества.

За ведение бухгалтерской документации отвечает главный бухгалтер и подотчетная ему главная бухгалтерия и бухгалтерия цехов и служб.

За производственный цикл несет ответственность зам. генерального директора по производству, которому подчиняется основное производство.

За обеспечение производства сырьем и материалами несет ответственность отдел снабжения (ОМТС), а за сбыт и реализацию готовой продукции – отдел сбыта (ОС).

Отдел сбыта занимается непосредственно процессом торговли готовой продукцией. Он состоит из начальника отдела, зав. складом готовой продукции и кладовщиков. На складе готовой продукции осуществляется:

- приёмка, хранение и выдача заготовок, готовых деталей и готовой продукции;

- организация хранения заготовок, готовых деталей и готовой продукции.

Зав. складом и кладовщики осуществляют непосредственно отпуск готовой продукции оптовым покупателям.

Все кадровые вопросы решает начальник управления по персоналу. Ему непосредственно подчинено управление персоналом.

В таблице 1 рассмотрим объем продаж основных производителей грузовых автомобилей на российском рынке.

Данная таблица свидетельствует о том, что в 2018 году по сравнению с 2017 годом продажи грузовых автомобилей уменьшились на 1053 шт.

Таблица 1

Объёмы продаж основных производителей грузовых автомобилей на российском рынке

Показатели

2018 г. шт.

2017 г. шт.

2018‑2017 гг, шт.

2018 / 2017,%

Грузовые автомобили 14-40т.

37 411

38 343

-932

-2,4

Грузовые автомобили 8-14т.

678

799

-121

-15,2

В таблице 2 представим динамику реализации грузовых автомобилей УАЗ.

Таблица 2

Динамика реализации грузовых автомобилей УАЗ, шт.

Показатели

2018 г. шт.

2017 г. шт.

2018/2017, %

Продажи на внутреннем рынке

38 089

39 142

-2,7

Экспорт, в том числе:

5 743

6 329

-9,3

страны СНГ

5 042

5 474

-7,9

дальнее зарубежье

701

855

18,1

ИТОГО

43 832

45 471

-3,6


Данная таблица свидетельствует о том, что в 2018 году по сравнению с 2017 годом продажи на внутреннем рынке уменьшились на 1053 шт., в том числе и экспорт грузовых автомобилей на 586 шт.

Таблица 3

Основные показатели группы за 3 года ГТЦ ОАО «ВАЗ»

Год

Численность (чел.)

Средняя заработная плата (руб./мес.)

Производительность труда (тыс. руб./чел.)

2016 г.

46 019

20 918

2 026

2017 г.

45 536

23 457

2 262

2018 г.

40 700

27 228

2 462

Данная таблица свидетельствует о том, что за 3 года численность персонала сократилась на 5319 чел. Но и есть положительный момент, заработная плата увеличилась на 6310 тыс. руб.

Далее необходимо рассмотреть оценку финансового состояния предприятия.

2.2. Оценка финансового состояния предприятия ОАО «ВАЗ»

Проведем анализ финансового состояния предприятия.

Имущественное состояние предприятие можно проанализировать на основании данных финансовой отчетности, в частности бухгалтерского баланса, на основании которого построена таблица 4.

Таблица 4

Структура имущества ОАО «ВАЗ» за 2016 – 2018 гг., тыс. руб.

Показатель

2016г.

2017г.

2018г.

Изменение за анализируемые периоды (±), тыс. руб.

2017/ 2016

2018/ 2016

2018/ 2017

1

2

3

4

5

6

7

1.Внеоборотные активы, в том числе

45077435

45080690

48161228

3255

3083793

3080538

Нематериальные активы

1010461

657546

444403

-352915

-566058

-213143

Результаты исследований и разработок

22433

123528

155856

101095

32328

133423

Основные средства

24079592

24475364

23300034

395772

-779558

-1175330

Доходные вложения в материальные ценности

2297114

1285063

1279883

-1012051

-1017231

-5180

Финансовые вложения

13019225

12817348

16842995

-201877

3823770

4025647

Отложенные налоговые активы

1134817

1549658

1588590

414841

453773

38932

Прочие активы

3513793

4172183

4548667

658390

1034874

376484

2.Оборотные активы, всего

36483207

35733519

38017448

-749688

1534241

2283929

в том числе запасы

11056408

16619011

17116756

5562603

6060348

497745

налог на добавленную стоимость

1026075

579830

456558

-446245

-569517

-123272

дебиторская задолженность

16704978

14262522

14635238

-15278726

-2069740

372716

краткосрочные финансовые вложения

264650

196643

1912025

-68007

1647375

1715382

денежные средства

7429116

4018076

3837929

-3411040

-3591187

-180147

прочие оборотные активы

1980

57437

58942

55457

56962

1505

3.Капитал и резервы, в том числе

38927399

43078593

44646132

4151194

5718733

1567539

Уставный капитал

35361478

35361478

35361478

0

0

0

Переоценка внеоборотных активов

7317260

7266874

6994479

-50386

-322781

-272395

Добавочный капитал

184418

184418

184418

0

0

0

Резервный капитал

322982

326315

571142

3333

248160

244827

Нераспределенная прибыль

4258739

60492

1534915

-4198247

-2723824

1474423

4.Долгосрочные обязательства

16879348

16025551

14047760

-853797

-2831588

-1977791

5.Краткосрочные обязательства, в том числе

25753895

21710065

27484484

-4043830

1730589

5774419

Заемные средства

5717274

2256922

5716420

-3460352

-854

3459498

Кредиторская задолженность

19293097

18372482

20735068

-920615

1441971

2362586

Доходы будущих периодов

240883

343574

551814

102691

310931

208240

Оценочные обязательства

502641

737087

481182

234446

-21459

-255905

% внеоборотных активов

55,27

55,78

55,88

-

-

-

% оборотных активов

44,73

44,22

44,12

-

-

-

Валюта баланса

81560642

80814209

86178676

-746433

4618034

5364467


Данные свидетельствуют о том, что структура активов ОАО «ВАЗ» в 2018 г. характеризуется соотношением: 55,88% внеоборотных активов и 44,12% оборотных активов. Активы ОАО «ВАЗ» в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличились на 5364467 тыс. руб. При этом собственный капитал организации изменился практически пропорционально активам организации, увеличившись на 1567539 тыс. руб.

Рост величины активов организации за период 2017-2018 гг. связан, с ростом следующих позиций актива бухгалтерского баланса:

- финансовые вложения – 4025647 тыс. руб.;

- прочие активы – 376484 тыс. руб.

Одновременно, в пассиве баланса за 2017-2018 гг. наибольший прирост наблюдается по следующим позициям:

- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – 1474423 тыс. руб.;

- заемные средства – 3459498 тыс. руб.

В течение 2017-2018 гг. отмечен рост собственного капитала на 1567539 тыс. руб.

По данным ф.№2 проведем анализ финансового результата деятельности ОАО «ВАЗ».

Таблица 5

Анализ формирования и использования прибыли ОАО «ВАЗ»

за 2016-2018 гг., тыс. руб.

Показатели

2016г.

2017г.

2018г.

Отклонение, ±

Темп роста,%

2017г

/

2016г

2018г

/

2017г

2017г

/

2016г

2018г

/

2017г

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

105389544

110732535

107220970

5342991

-3511565

105,07

96,83

2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

96896604

95001073

93936684

-1895531

-1064389

98,04

98,88

3. Валовая прибыль

8492940

15731462

13284286

7238522

-2447176

185,23

84,44

4. Коммерческие расходы

3977133

4059838

6303582

82705

2243744

102,08

155,27

5. Управленческие расходы

3088022

3537748

4297460

449726

759712

114,56

121,47

6. Прибыль от продаж

1427785

8133876

2683244

6706091

-5450632

в 5 раз

32,99

7.Доходы от участия в других организациях

1431613

77192

988853

-1354421

911661

5,39

в 12 раз

7. Проценты к получению

233892

286745

464094

52853

177349

122,60

161,85

8. Проценты к уплате

1168557

976387

1137869

-192170

161482

83,55

116,54

8. Прочие доходы

15393166

7520611

5672822

-7872555

-1847789

48,86

75,43

9. Прочие расходы

17487535

8473417

5981061

-9014118

-2492356

48,45

70,57

10. Прибыль (убыток) до налогообложения

-169636

6568620

2690083

6738256

-3878537

в 3 раза

40,95

11. Текущий налог на прибыль

111

789967

626109

789856

-163858

в 7 раз

79,26

12. Чистая прибыль (убыток)

66668

4896535

2055825

4829867

-2840710

в 7 раз

41,98