Файл: Процессы принятия решений в организации (Характеристика организации ООО «РОСТУР»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Классификация и критерии принятия управленческих решений
1.3 Учет неопределенности и риск при принятии решений
ГЛАВА 2. АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Основные этапы решения проблемы процессов принятия решений в организации
2.2 Методы принятия решений. Роль поведенческих факторов в принятии управленческих решений
2.3 Анализ последствий принятия решений
Глава 3. Процессы принятия решений в ООО «РОСТУР»
3.1 Характеристика организации ООО «РОСТУР»
3.2 Сложившаяся практика принятия решений в ООО «РОСТУР»
3.3 Совершенствование процессов принятия решений ООО «РОСТУР»
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа, выполнена на актуальную тему, так как вопросы связанные с процессами принятия решений в организации являются важнейшими для каждого предприятия.
Принятие управленческих решений является неотъемлемой частью любой управленческой функции. Потребность в принятии решений возникает на всех этапах управленческого процесса, связана со всеми направлениями и аспектами управления.
Под технологией принятия решений следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению задач организации, в сочетании с методами разработки и оптимизации альтернатив [5, 91 с.].
Для менеджера принятие решений не является самоцелью. Менеджер должен заниматься не выбором альтернативы, а решением определенной управленческой задачи. Для решения проблемы очень часто требуется не одно решение, а определенная последовательность решений и, самое главное, их реализация.
Ответственность при принятии важных управленческих решений - это тяжелая моральная нагрузка, которая особенно заметна на самых высоких уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать необдуманных решений. Менеджеры различных компаний должны пройти через многочисленные комбинации потенциальных действий, чтобы найти правильное действие для этой организации в это время и в этом месте. Для четкой и эффективной работы организации руководитель должен рассмотреть комплекс действий из нескольких альтернативных возможностей.
Деятельность любого руководителя связана с выполнением управленческих функций, включая планирование, организацию, координацию и контроль любых процессов. Эта деятельность осуществляется в форме приказов, деловых бесед, инструкций, распоряжений и т.
Работа по разработке управленческих решений ведется высокопрофессионально, с использованием теоретико-методологических разработок отечественных и зарубежных ученых, а также накопленного и систематизированного практического опыта.
Профессиональный менеджер должен владеть технологией разработки, принятия, реализации управленческих решений, без которой эффективное управление организацией в сложных экономических условиях практически невозможно. В связи с этим актуальность, своевременность и перспективность данной темы исследования не вызывает сомнений.
Целью курсовой работы является изучение процесса принятия решений в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы процесса принятия решений в организации;
- проанализировать алгоритм принятия решения в организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию процесса принятия решения в организации.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «РОСТУР»
Предметом исследования является процесс принятия решений в ООО «РОСТУР»
Теоретической основой курсовой работы являются законодательная и нормативно-методическая база, труды отечественных и зарубежных ученых по теме исследования.
Информационной основой курсовой работы является статистическая информация по теме исследования, Интернет-ресурсы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Классификация и критерии принятия управленческих решений
Управленческое решение-творческое, волевое воздействие субъекта управления на основе знания объективных закономерностей функционирования управляемой подсистемы, анализа информации о ее состоянии, заключающееся в выборе целей, программ и методов деятельности персонала для решения поставленной задачи[9, 68 с.].
Существует несколько точек зрения на классификацию управленческих решений. Согласно одному из них, управленческие решения делятся на общие и частные. В общих решениях, как правило, предусматривается дальнейшее развитие темы. Они влияют на всю организацию производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Потребность в частных решениях возникает в текущей и оперативной деятельности, например в вопросах дисциплины, увольнений, изменений в рабочем графике.
Другая классификация различает управленческие решения по воздействию на внешнюю и внутреннюю среду. Первые касаются внутреннего круга, партнеров, клиентов, кредиторов (например, необходимость получения кредита в банке). Вторая связана с управляемой системой (например, изменение штатного расписания, выполнение производственных задач).
Управленческие решения могут классифицироваться по уровню иерархии, что зависит от характера вопроса, по которому принимаются решения, и от компетенции и права каждой ступени иерархии»[7, 62 с.].
«Управленческие решения делятся на рациональные или основанные на суждениях или интуиции. Первые обосновываются объективным аналитическим процессом. Второе основано на прошлом опыте и чувстве правоты. Человек использует знания о том, что происходило в подобных ситуациях раньше, и предсказывает исход альтернативного выбора. Интуиция - это предчувствие, воображение, озарение или мысль, которая часто спонтанно проявляется в сознательном понимании проблемы и последующем принятии решения»[6, 73 c.].
Существуют организационные, интуитивные и рациональные решения.
Организационное решение-выбор руководителя на основе исходной информации того из потенциальных действий (альтернатив), которое обеспечит движение его организации к поставленным ею целям.
Интуитивные решения принимаются «на глазок», исходя из личного опыта. «Чисто интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения или знания того, что он правильный». Человек, принимающий решение, не взвешивает плюсы и минусы каждой альтернативы, он не оценивает ситуацию, а полагается на интуицию, чувство. Интуитивный подход может дать хорошие результаты при анализе проблем, требующих срочного решения, в ситуации с трудноопределимыми целями, неточной информацией и невозможностью количественной оценки.
Рациональное решение основывается на глубоком анализе и синтезе всех явлений и процессов, происходящих в той или иной сфере деятельности. "Рациональное решение-это выбор, подкрепленный результатами объективного анализа."
Отражая многогранность и сложность взаимодействия объективных и субъективных факторов, действующих в производственных системах, управленческие решения отличаются разнообразием форм. Классификация управленческих решений позволяет систематизировать информацию и ситуации (табл. 1)»[4, 169 с.]
Таблица 1
Классификация управленческих решений
Признаки классификации |
Управленческие решения |
По масштабам воздействия |
Общие и частные |
По времени действия |
Стратегические и оперативные |
По прогнозируемым свойствам |
С определенным результатом; С вероятным исходом |
По методам переработки информации |
Алгоритмические и эвристические |
По числу критериев |
Однокритериальные и многокритериальные |
По направлению воздействия |
Внутренние и внешние |
По глубине воздействия |
Одноуровневые и многоуровневые |
По способу принятия |
Индивидуальные и коллективные |
По способу фиксации |
Письменные и устные |
Согласно приведенной выше классификации, все критерии принятия решений могут быть помещены между двумя полюсами: тотальной рациональностью и тотальной иррациональностью.
В зависимости от применяемого подхода-полностью рационального или полностью иррационального-будут меняться определяющие факторы и, соответственно, применяемые критерии принятия управленческих решений [8, 56 с.].
Таблица 2
Выбор критериев принятия управленческих решений
Определяющие факторы |
Подход |
Применяемые критерии принятия управленческих решений |
Внешняя среда: научно-технические факторы, экономические факторы, природные факторы, юридические факторы |
Полностью рациональный |
Количественные: максимизация прибыли, повышение стоимости фирмы и др. |
Внутренняя среда: затраты, сроки |
||
Задача: сроки, затраты, выгоды |
||
Внешняя среда: факторы культурного окружения, демографические факторы, политические факторы и т.п. |
Полностью иррациональный |
Качественные: завоевание престижа фирмы, интересы групп внутри фирмы, удовлетворение амбиций руководителя и др. |
Внутренняя среда: корпоративная культура, иерархия и полномочия в организации, личностные особенности, оргструктура и т.п. |
||
Задача: баланс сил, баланс интересов и т.п. |
При разработке системы критериев принятия управленческих решений перед контроллером часто возникают следующие проблемы:
- легко измеримым показателям уделяется чрезмерно много внимания, в то время как трудноизмеримые показатели игнорируются;
- краткосрочным факторам уделяется больше внимания, чем долгосрочным;
- трудно разработать систему показателей, отражающую изменения важности различных видов деятельности и целей предприятия.
Данным проблемам следует уделять внимание, учитывая их деформирующее влияние при разработке системы критериев[10].
1.2 Факторы, влияющие на принятие управленческих решений, и информационное обеспечение принятия решений
«На принятие управленческих решений оказывают влияние следующие группы факторов.
1. Категория решаемой проблемы:
- стандартные проблемы, решение которых требует четко следовать определенным стандартам.
Главную роль должны играть умения и навыки;
- типовые задачи решаются на основе набора определенных, заранее определенных правил, в процессе решения которых необходимо выбрать из существующего набора конкретный, зачастую единственный набор правил, позволяющий добиться успеха;
- эвристические задачи, при решении которых нужно либо где-то найти, либо сформулировать правила их решения с последующим их использованием.
2. Условия использования:
- квазистабильные, или благоприятные условия - перед специалистом не возникает никаких непредвиденных ситуаций, он находится в нормальной спокойной обстановке;
- экстремальные, то есть условия, когда от специалиста требуется проявить все свои качества, и по ним будут судить о его профессиональной пригодности;
- кризисные условия, т. е. когда возникают непредвиденные ситуации, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы (приводя к авариям, катастрофам и подобным явлениям).
3. Достаточность исходной информации:
- если исходной информации недостаточно, необходимо найти или синтезировать исходную информацию, которая позволит достичь желаемой цели;
- достаточный объем исходной информации;
- при избыточном объеме исходной информации специалист должен уметь идентифицировать только необходимую информацию и использовать только ее.
4. Достоверность исходной информации:
- заведомо ненадежные, не соответствующие условиям задачи, выявить ненадежность которых не составляет труда;
- псевдонадежные, соответствующие условиям задачи, но содержащие информацию, не позволяющую получить правильное решение исходной задачи;
- полностью надежный, соответствующий условиям задачи и позволяющий получить правильное решение исходной задачи.
5. Масштаб проблемы:
- глобальные проблемы – от их решения зависит жизнедеятельность целых регионов, всей планеты в целом;
- локальные проблемы – от их решения зависит жизнедеятельность небольшой группы людей, отдельного человека;
- микролокальные проблемы – от их решения зависит конкретный поступок отдельного человека.
6. Техническое оснащение:
- отсутствует, когда в наличии нет необходимых технических средств для решения проблемы;
- имеется в недостаточном объеме для устойчивого и качественного принятия решения;