Файл: Понятие и основные функции менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Повышенные требования к управлению в рыночной экономике обусловлены высокой сложностью производства продукции и ее реализации.

На рынке выступает огромное количество организаций, предприятий, которые ежедневно сталкиваются с разными рода проблем. Разрешение возникших ситуаций осуществимо с помощью менеджмента.

Менеджмент представляет собой современную систему управления предприятием, который действует в условиях рыночной экономики.

В менеджменте, как и в других дисциплинах имеются свои основные функции. Помимо рассмотрения данных функций в теории, они активно применяются на практике.

С помощью функций менеджмента осуществляется планирование и контроль за деятельностью любой организации. В каждой организации в зависимости от осуществляемой деятельности разрабатываются цели и задачи. Это считается одним из важных аспектов, так как отсутствие со стороны организаций четко спланированных организационных вопросов в рамках осуществления своей деятельности, приведет к тому, что сотрудники не смогут четко выполнять профессиональные обязанности и соответственно приведет в дальнейшем к возможным убыткам.

Со стороны руководства должны приниматься меры по расширению, продвижению, рекламированию своего предприятия, так как они должны четко понимать, что не одни на рынке. Каждая организация осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли. Каждая функция менеджмента должна применяться, совершенствоваться организациями, от этого зависит их дальнейшее будущее.

Объект исследования – основные функции аппарата управления.

Предмет исследования - основные функции в системе менеджмента.

Цель курсовой работы заключается в комплексном изучении основных функций в системе менеджмента.

В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:

- рассмотрение теоретических основ основных функций менеджмента: понятия и основных функций менеджмента, методов планирования, процессов и принципов контроля;

- проведение анализа деятельности организации по доставке пиццы «Пан Пицца»: представление краткой характеристики, рассмотрение применений основных функций менеджмента на примере данной организации;

- предложение способов совершенствования одних из основных функций менеджмента: планирования, мотивации, контроля.


1 Теоретические основы функций менеджмента

1.1 Понятие и основные функции менеджмента

Управление процессами представляет собой непрерывную серию взаимосвязанных действий руководителей с целью осуществления административных функций, которые выполняются по конкретной технологии для достижения целей социального.

Функция управления раскрывает содержание процесса управления и тип управленческой деятельности организации. Иначе говоря, управление - разработка управленческих эффектов, которые направлены на достижение поставленных целей [19].

Каждая функция управления - это область конкретного процесса управления, а система управления для конкретного объекта представляет собой определенный набор функций, который связан одним циклом управления.

Основные функции в управлении представлены в виде следующей схемы (рис. 1) [14].

Основные функции в менеджменте

Рис. 1 Основные функции в менеджменте

Функции управления в менеджменте можно разделить по двум принципам:

1. основные функции-процесс управления контентом;

2. конкретные функции-направление воздействия на объекты управления

Существуют три набора функций управления в менеджменте при взгляде на систему, наиболее распространенные для всех типов организаций и рабочих условий (Приложение 1):

- общие функции управления;

- социально-психологические функции управления;

- функции технологического управления [15].

Функции общего управления связаны с осуществлением основных этапов процесса управления организацией на всех иерархических уровнях.

Социально-психологические функции управления тесно связаны с типом производственных отношений, которые сложились в команде и подразделяются на два типа функций: делегирование и мотивация [6].

Технологические функции управления раскрывают два основных вида деятельности, которые составляют содержание технологии работы на всех иерархических уровнях: решения, связь [7].

Для создания интегрированной системы управления социально-психологические и технологические характеристики считаются дополнением друг к другу. Данная система управления позволяет четко определять методы административного воздействия на осуществление деятельности организации, специализированные средства управления, работу каждого менеджера.


Планирование, как основная функция управления в менеджменте, представляет собой вид деятельности по формированию влияющих средств, которые обеспечивают достижение поставленных целей. Планирование считается одной из важной функцией, определяющей дальнейшее эффективное функционирование организации [18]. Суть планирования раскрывается в описании целей развития организации, каждого подразделения индивидуально в течение определенного периода: определение экономических проблем, осуществление способов достижения поставленных целей, сроки и дальнейшая последовательность их реализации, идентификация материалов, труда, финансовых ресурсов для выполнения поставленных задач [21].

Выделяют следующие формы планирования, типы планов в зависимости от содержания целей:

Формы планирования:

- перспективная (стратегическая);

- среднесрочная;

- текущая (тактическая)

Каждая форма планирования имеет особые условия, характеристики.

Типы планов:

а) В зависимости от содержания экономической деятельности организации: планы производства, продаж, логистика, финансовый план и т.д.;

б) В зависимости от структуры организации: план работы организации, план работы отдела, план работы филиала.

Планирование включает в себя разумный выбор целей, стратегий, разработку мероприятий и выбор методов для осуществления целей [39].

Управленческая функция представляет собой важную функцию управления и заключается в установлении постоянных, временных взаимоотношений между подразделениями организации, определении порядка, условий успешного функционирования [4]. Организация, нечто иное, как функция для координации определенных задач.

Данная функция реализуется следующими способами:

-посредством осуществления административного, организационного управления;

- посредством осуществления оперативного управления.

Административное и организационное управление заключается в определении структуры организации, построении определенных взаимоотношений, распределении поставленных задач между отделами, предоставлении прав использования, а также установление ответственности между подразделениями сотрудников [12].

Оперативное управление связано с обеспечением функционирования организации в соответствии с закрепленным планом и состоит в сравнении фактических результатов с результатами, которые изложены в плане и их последующей адаптацией [37]. Оперативное управление непосредственно связано с текущим планированием.


Выделяют два основных аспекта:

1. Деление организации на соответствующие подразделения, исходя из целей, стратегий;

2. Делегирование полномочий.

В теории управления, делегирование-это передача задач, полномочий лицу, принимающее на себя ответственность за их выполнение.

К основным проблемам, которые возникают при разработке структур управления, относят:

- установление правильных взаимоотношений между подразделениями организации;

- грамотное распределение ответственности между руководителями организации;

- выбор конкретных схем управления, осуществление последовательности процедур при разработке решений;

-организация информационных потоков;

- выбор соответствующих технических средств [36].

Под понятием «контроль» понимают систематическое наблюдение за выполнением планов, осуществлении задач, результатов экономической деятельности организации, которые обеспечивают обратную связь с контролируемым объектом с использованием информации [35]. Наличие в организации контроля считается необходимым для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины.

Контроль в системе менеджмента сочетает в себе виды управленческой деятельности, которые напрямую связаны с формированием информации о статусе, функционировании объекта управления, расследовании информации о имеющихся процессах, результатах экономической деятельности организации, работе по диагностике, оценке процессов развития, достижении целей.

В случае, если достигнутые результаты считаются отличными от стандартов, то данный момент напрямую связан с процессом управления, который заключается в установлении стандартов, изменении фактических достигнутых результатов, а также внесением последующих корректировок. Механизм управления позволяет менеджеру выявить существующие проблемы в организации, найти причины их возникновения и в дальнейшем разработать меры для устранения отклонений от целей, плана действий [22].

К основным типам контроля относят: предварительный, текущий, конечный. Предварительная проверка связана с осуществлением в виде конкретных политик, процедур, правил, и, в основном, имеет практическое применение в отношении трудовых, материальных, финансовых ресурсов [29].

Постоянный мониторинг осуществляется в виде контроля непосредственного руководителя организации над работой подчиненного и ведется тогда, когда работа уже выполняется. Окончательная проверка осуществляется после завершения работы.


Текущий, окончательный контроль, прежде всего, основан на обратной связи. Система управления в организации осуществляется посредством открытой обратной связи. Это связано с тем, что менеджер как внешний элемент системы, вмешиваясь в работу организации, изменяет как характер работы, так и цели системы в целом.

Менеджер при осуществлении планирования, организации работы определяет, что должна делать организация, как, когда и кто должен это делать [24]. В случае решения данных вопросов и положительного эффекта, менеджеру предоставляется возможность воплощения данных решений, применяя на практике основные принципы мотивации.

Под понятием «мотив» подразумевается стимул, предлог для деятельности. Теория мотивации включает в себя две категории: содержательную, процессуальную [38]. В первую очередь, мотивационные теории направлены на определение потребностей, позволяющие мотивировать людей действовать, особенно при определении объема, содержания работы.

Понятие «потребности» трактуют с сознательным отсутствием того, что вызывает мотивацию действовать. Потребности-это мотив для действий. Они могут быть удовлетворены вознаграждением. Компенсация - это то, что человек считает для себя ценным.

Вознаграждения подразделяются на два вида:

- внешние вознаграждения (наличные платежи, реклама);

- внутренние вознаграждения (чувство собственного достижения, за счет самой работы, когда цель считается достигнутой) [34].

Стимуляция - функция, которая связана с процессом активизации деятельности людей, трудовых коллективов, позволяющая работникам увеличить результаты своей работы.

Данная функция применяется для моральной, материальной поддержки сотрудников организации в зависимости от качества выполняемой ими работы. Также, эта функция представляет собой интерес к высокой эффективности всей организации.

Для этого необходимо создание определенных условий, где работник организации будет работать более эффективно в результате продуктивной занятости. Иными словами, он будет выполнять больше работы, чем ранее [11]. Стимулирование работы в организации создает условия для понимания работником, что он может работать более продуктивно, у него возникает желание и, в свою очередь, создает необходимость более продуктивно работать [5]. Система стимулов, мотивов основывается на нормативном уровне трудовой деятельности организации.

Цель стимулирования работников, в рамках рабочих отношений, заключается не только в том, чтобы побуждать сотрудника к работе, но и для того, чтобы побуждать его выполнять ее лучше.