Файл: Выбор стиля руководства в организации (Влияние особенностей личности руководителя на эффективность руководства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты использования различных стилей руководства в организации
1.1. Основные стили руководства
1.2. Влияние особенностей личности руководителя на эффективность руководства
2. Анализ стилей руководства в организации на примере в ООО «Мясокомбинат «Елецкий»
2.1. Исследование эффективности деятельности руководителей подразделений предприятия
3.1. Основные мероприятия по повышению компетентности руководителей ООО «Мясокомбинат «Елецкий»
Введение
Актуальность темы работы. Менеджмент организации – это не только навыки эффективного руководства бизнес-процессами. Одна из функций, о которой не должно забывать руководство компании – лидерство в управлении и менеджменте. Быть выдающимся руководителем значит быть лидером, принимать на себя персональную ответственность за то, чтобы будущее стало заметно лучше настоящего. Поэтому эффективное лидерство в организации можно считать одним из компонентов ее долгосрочного успеха. Естественно, что любой руководитель «один в поле не воин», в каждом предприятии имеется команда квалифицированных работников из различных отделов и служб. Консолидация всех этих подразделений в единое русло, грамотное распоряжение вверенными активами – важная составляющая в управлении предприятием.
Однако лидерство и руководство – это не одно и то же. В каком-то смысле эта два понятия даже представляют собой противоположности. Да и качества, необходимые лидеру или менеджеру, не всегда сочетаются в одном человеке. Многие выдающиеся лидеры из-за недостатка менеджерских способностей терпят неудачу, взяв в руки руководство компанией. И наоборот: бывает так, что превосходные менеджеры, обеспечивающие эффективное администрирование, не могут поддерживать лидерство в организации из-за недостатка необходимых лидеру качеств. Некоторые компании ставят развитие этих качеств у своих менеджеров на первый план. Но в этом деле, как и во всем остальном, важно не перестараться. Поэтому актуальным вопросом на сегодняшний день становится оценка личных и деловых качеств руководителя.
Объект работы – ООО «Мясокомбинат «Елецкий».
Предмет работы – стили руководства и их применение в практике деятельности организации.
Целью курсовой работы является исследование стилей руководства в деятельности предприятия на примере ООО «Мясокомбинат «Елецкий» (г. Воронеж).
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты роли руководителя в системе менеджмента предприятия;
- исследовать основные стили руководства;
- провести исследование эффективности деятельности руководителей подразделений предприятия на примере ООО «Мясокомбинат «Елецкий»;
- провести анализ применяемых стилей руководства предприятия;
- разработать рекомендации по повышению эффективности применяемых стилей руководства ООО «Мясокомбинат «Елецкий».
По структуре работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы.
1. Теоретические аспекты использования различных
стилей руководства в организации
1.1. Основные стили руководства
В социально-психологических публикациях понятие «руководство» обычно соседствует с анализом иного, весьма близкого по собственному психологическому содержанию понятия «лидерство». При суммировании взглядов ведущих специалистов в отношении сути феноменов лидерства и руководства, есть возможность сказать, что они представляют собой средство руководства и организации социальной группы; обладают различной социальной и психологической природой; рассматриваются в качестве проявлений процесса межличностного влияния, которое реализуется при этом по различным каналам (официальным и отчасти неофициальным в системе взаимодействия «руководитель-подчиненный», неофициальным с системе взаимодействия «лидер-последователи»). При этом требуется обратить внимание на то, что в литературе отмечается известная относительность различий руководства и лидерства, констатируется существование диалектической взаимосвязи и взаимопроникновения данных феноменов.
Руководитель является лицом, на которое официально возлагаются функции по управлению коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива или группы перед вышестоящей инстанцией и обладает строго определенными возможностями санкционирования – наказания, поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (творческую, научную и пр.) активность.
Эффективность руководства находит проявление в создании в социальной группе психологического климата позитивного типа, который направлен на то, чтобы укрепить сплоченность коллектива и своей деятельностью удовлетворить его членов.
Чтобы группа людей, которые вместе работают, стала подлинным коллективом, который действует в качестве единого социального организма, требуются определенные условия (общение членов группы в ходе сравнительно продолжительного срока; совместная общественно-полезная деятельность; действенная эмоциональная групповая идентификация; добровольное образование; специфика внутригрупповых отношений, которые складываются и др.). Эти характеристики дают представление о степени психологической и социальной зрелости группы.
Вопрос эффективности руководства группой обладает большой практической значимостью. Исследование процесса руководства первичным коллективом и выделение факторов его эффективности дает возможность выработки научно обоснованных рекомендаций, связанных с совершенствованием взаимодействия руководства с коллективом, имеющих в качестве конечной цели увеличение эффективности этого коллектива.
В соответствии с А.И. Китовым, деятельность руководителя не может быть оценена лишь по ее собственным параметрам. Подлинный критерий ее оценки – это итоговый результат трудовой деятельности коллектива в целом, в котором органическим образом соединяются результаты трудовой деятельности и исполнителей, и руководителей. А.К. Ключков обращает внимание на то, что оценка эффективности подразумевает системный, целостный подход к объекту, учет минусов и плюсов возможно большего числа факторов, что дает возможность достижения максимального выигрыша при минимуме проигрыша. Таким образом, в наиболее общем виде в качестве меры эффективности могут пониматься степень достижения целей, которые были поставлены, соотнесенная с затратами. Согласно целям и функциям коллектива также определяются критерии его эффективности.
К традиционным блокам критериев эффективности, которые выделяются в российской литературе психологической тематики (продуктивность, удовлетворенность ее членов собственным трудом и его условиями, самой организацией, получаемым вознаграждением) может быть добавлен авторитет руководителя в качестве одного из показателей результативности руководства первичным коллективом то есть оценку коллективом соответствия субъективных качеств руководства объективным требованиям деятельности. Эта оценка появляется вследствие деятельности совместного характера и общения в коллективе и представляет собой тот самый своеобразный продукт деятельности группового характера. В соответствии с изложенной моделью ценностного обмена в качестве механизма межличностного взаимодействия в малой группе, приписывание руководителю межличностного статуса может являться результатом ценностного, непосредственного его вклада в отношении определенного подчиненного, а также опосредованным результатом ценностного вклада руководства на групповом обменном уровне (то есть следствием объяснения подчиненными причин удовлетворенности членством в группе), так или иначе авторитет руководителя способен безусловно выступать в качестве одного из критериев эффективности руководства первичным коллективом вместе с удовлетворенностью и продуктивностью групповым членством).
Создание высокоразвитых коллективов, которые оказывают положительное воздействие на каждого члена, еще А.С. Макаренко рассматривал в качестве первейшей цели воспитания. Таким образом, коллектив может рассматриваться в качестве одного из продуктов деятельности руководителя, а характеристики коллектива, среди которых самооценке отводится важное место – в качестве показателей эффективности руководства первичным коллективом.
Относительно психологических факторов эффективности руководства, то здесь могут подразумеваться три класса переменных: личностный, групповой, групповой и ситуационный характер.
К переменным первого типа отнесены различные личностные особенности членов группы, в том числе и руководителя. Переменные второго типа являются всем тем психологическими, точнее социально-психологическими образованиями, которые представляют собой продукт внутригруппового взаимодействия людей, к примеру, разные композиционные и структурно-динамические феномены группы. Переменные третьего типа являются психологическими или социально-психологическими образованиями, которые возникают в рамках социальной организации, к примеру, определенные аспекты климата организации.
Одним из сложных вопросов, которые возникают при характеристике социальных процессов в малых группах, это вопрос об управлении. В то же время различают руководство и лидерство. Понятие лидерства отнесено к характеристике отношений психологического типа, которые возникают в группе «по вертикали», то есть с позиции отношений подчинения и доминирования. Понятие руководства более широкое: оно относится к организации всей деятельности группы, ко всему процессу руководства.
Стиль руководства — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации руководства образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля руководства может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля руководства не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля руководства можно только для определенной ситуации руководства.
Различают следующие стили руководства:
Ориентированный на задачу, которую необходимо выполнить, при этом, как утверждает Бизани, руководитель:
- порицает недостаточную работу;
- побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий;
- придает особенное значение объему работы;
- руководит железной рукой;
- обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;
- побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям;
- требует от малорезультативных сотрудников большей отдачи.
Рис. 1. Стили руководства
Личностно направленный стиль. Тут в центре внимания пребывают работники с их ожиданиями и потребностями. Согласно Бизани, менеджер:
- уделяет внимание состоянию здоровья сотрудников; заботится о хороших отношениях в трудовом коллективе; старается общаться на равных с каждым членом коллектива;
- поддерживает работников в том, что они выполняют, что должны выполнить;
- заступается за подчиненных.
Авторитарный стиль управления. В процессе такого стиля управления вся деятельность компании организуется руководителем, а подчиненные в этом процессе не участвуют. Данный управленческий стиль может использоваться в процессе решения текущих задач, предусматривает большую дистанцию в образовании между менеджером и подчиненным, а также материальную мотивацию работников.
Корпоративный управленческий стиль. При данном управленческом стиле менеджмента деятельность производства организуется во взаимосвязи подчиненного и руководителя. Такой стиль может использоваться при превалировании творческого содержания работы, предусматривает примерно равный уровень образования подчиненных и менеджера, а также нематериальное поощрение работника.
1.2. Влияние особенностей личности руководителя на эффективность руководства
Предметом оценки могут быть избраны разные аспекты руководителя и профессиональной деятельности, в частности:
- деловые качества руководителя;
- личностные качества руководителя;
- характеристики его поведения;
- уровень качества функций, которые выполняются руководителем;
- особенности использования работником интеллектуальных и технических средств;
- результаты деятельности подразделения, возглавляемого руководителем;
- характер продвижения подразделения или руководителя в направлении целей, которые были поставлены.
Требования в отношении единиц анализа:
В психологической практике сложились принципы, которые требуется соблюдать в случае разработки методик оценки или анализа явлений психологического типа. Они называются требованиями к единицам анализа.