Файл: Органы местного самоуправления ( Роль и место органов местного самоуправления в системе местного самоуправления ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль и место органов местного самоуправления в системе местного самоуправления
1.1 Местное самоуправление в Орловской области
Глава 2. Задачи и функции органов местного самоуправления
Глава 3. Представительные органы местного самоуправления
3.1. Полномочия представительных органов местного самоуправления
Введение
В данной курсовой работе рассмотрена тема «Органы местного самоуправления». Актуальность темы исследования обусловливается большой ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Местное самоуправление – это одна из форм прямого и представительного исполнения власти народом.
В дореволюционной России развитию местного самоуправления дали начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Согласно положению о земских учреждениях 1864 года начали создаваться выборные губернские и уездные земские собрания, и их исполнительные органы – такие как губернские и уездные земские управы, которые заведовали местными хозяйственными делами
А при Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Новые положения были приняты в 1917 году, согласно которым выборы уже становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы. И уже только после принятия Конституции 1918 года городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов, которые не являлись постоянными органами. По Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года были созданы советы депутатов трудящихся, переименованные Конституцией РСФСР 1978 года в советы народных депутатов.[1]
Местное самоуправление в современной России взведено на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.
Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях - городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера.
организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.[2] Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.[3]
Цели исследования состоят, во-первых, в попытке возможно более полного системного анализа правовых аспектов сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во-вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления, выявлении глубинных связей и опосредована, реально складывающихся между содержанием и функциональными проявлениями местного самоуправления и механизма народовластия. В-третьих, в выявлении особенностей реализации концептуальных положений и действующего законодательства в сфере местного самоуправления в условиях становления демократии в Российской Федерации, определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений.
Глава 1. Роль и место органов местного самоуправления в системе местного самоуправления
В современном мире самоуправление остается важным институтом демократии. Едва выделившись из муниципальных сообществ, органы местного самоуправления становятся необходимым инструментом политической борьбы и политического воспитания граждан, особенно в государствах и обществах, находящихся в процессе демократического становления.
Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и в конце концов власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.[4]
Местное самоуправление представляет самостоятельный уровень реализации народом своей власти. При этом власть на уровне самоуправления народ осуществляет как самостоятельно (путем различных форм волеизъявления), так и через органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. [5]
Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом юридических и иных местных традиций.
Тем не менее органы местного самоуправления - это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.
Странность, специфичность положения органов местного самоуправления характеризуется целым рядом отличительных признаков. [6]
Во-первых, органы местного самоуправления организационно обособлены, имеют свою самостоятельность. Они не являются составной частью, структурным подразделением государственного механизма управления. Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти.
Во-вторых, органы местного самоуправления, обычно, избираются непосредственно населением, проживающим на соответствующей территории, на основе демократических начал.
В-третьих, органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставом муниципального образования собственными полномочиями уже по решению вопросов местного значения.
В-четвертых, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае их деятельность подконтрольна государству. [7]
В-пятых, деятельность органов местного самоуправления имеет властный характер, потому что они выступают одной из форм реализации власти народа. Принятые ими в пределах своих полномочий акты обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан, общественных объединений.
В-шестых, близость органов местного самоуправления к населению и зависимость их структуры от его потребностей и взглядов разрешает с большей эффективностью, нежели при жестко централизованной системе государственного управления на местах, обеспечивать учет потребностей и интересов населения.
В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.[8]
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Институты системы местного самоуправления предусмотрены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Главными институтами являются:
1) прямое волеизъявление граждан в решении вопросов местного значения;
2) органы и должностные лица местного самоуправления;
3) территориальное общественное самоуправление.
1.1 Местное самоуправление в Орловской области
Местное самоуправление - это гарантируемая конституцией организация и деятельность граждан по решению вопросов местного значения.
Основы местного самоуправления - это совокупность экономических, социальных и правовых условий для деятельности местного самоуправления и реализации права граждан в сфере решения вопросов местного значения.
Экономические основы местного самоуправления - это совокупность норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, в сфере финансового и бюджетного планирования в деятельности по решению вопросов местного значения.
Социальные основы местного самоуправления - это совокупность норм права, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения населения муниципальных образований.
Правовые основы местного самоуправления - это совокупность норм права, осуществляющих юридическую регламентацию вопросом местного самоуправления. [9]
Правовую основу местного самоуправления составляют:
- общепризнанные принципы и нормы международного права;
- международные договоры Российской Федерации;
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- подзаконные нормативные правовые акты;
- конституции (уставы) субъектов РФ;
- законы субъектов РФ;
- уставы муниципальных образований;
- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан.
Организационная основа местного самоуправления - это совокупность норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, в сфере реализации прав граждан на местное самоуправление.
Правовые основы местного самоуправления - это совокупность норм права, осуществляющих юридическую регламентацию вопросом местного самоуправления.
Правовая основа местного самоуправления в Орловской области, термины и понятия[10]
1. Правовую основу местного самоуправления в Орловской области (далее также - местное самоуправление) составляют:
1) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
2) Конституция Российской Федерации;
3) федеральные конституционные законы;
4) Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
5) Устав (Основной Закон) Орловской области, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты Орловской области;
6) уставы муниципальных образований Орловской области, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
2. Термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в тех же значениях, что и в Федеральном законе.
3. Понятие "прилегающая территория", используемое в настоящем Законе, используется в том же значении, что и в Градостроительном кодексе Российской Федерации.[11]