Файл: Органы местного самоуправления ( Роль и место органов местного самоуправления в системе местного самоуправления ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль и место органов местного самоуправления в системе местного самоуправления
1.1 Местное самоуправление в Орловской области
Глава 2. Задачи и функции органов местного самоуправления
Глава 3. Представительные органы местного самоуправления
3.1. Полномочия представительных органов местного самоуправления
Местная администрация
Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.
Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации но представлению ее главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Законодатель устанавливает запреты, ограничения и полномочия главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.
Контрольный орган муниципального образования
В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируется контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.
Рассмотрим также иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Необходимым элементом компетенции органов местного самоуправления и деятельности должностных лиц местного самоуправления являются подготовка и издание правовых актов по вопросам их ведения. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Высшее должностное лицо субъекта РФ может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях:
издания должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего российскому законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а данное должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
совершения должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда. Акт об отрешении от должности может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд рассматривает жалобу и принимает решение по делу не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.
Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
*** Местное самоуправление 2018
Местное самоуправление - это гарантируемая конституцией организация и деятельность граждан по решению вопросов местного значения.
Основы местного самоуправления - это совокупность экономических, социальных и правовых условий для деятельности местного самоуправления и реализации права граждан в сфере решения вопросов местного значения.
Экономические основы местного самоуправления - это совокупность норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, в сфере финансового и бюджетного планирования в деятельности по решению вопросов местного значения.
Социальные основы местного самоуправления - это совокупность норм права, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения населения муниципальных образований.
Правовые основы местного самоуправления - это совокупность норм права, осуществляющих юридическую регламентацию вопросом местного самоуправления.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
- общепризнанные принципы и нормы международного права;
- международные договоры Российской Федерации;
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- подзаконные нормативные правовые акты;
- конституции (уставы) субъектов РФ;
- законы субъектов РФ;
- уставы муниципальных образований;
- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан.
Организационная основа местного самоуправления - это совокупность норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, в сфере реализации прав граждан на местное самоуправление.
Правовые основы местного самоуправления - это совокупность норм права, осуществляющих юридическую регламентацию вопросом местного самоуправления.
Правовая основа местного самоуправления в Орловской области, термины и понятия
(в ред. Закона Орловской области от 05.10.2015 N 1852-ОЗ)
1. Правовую основу местного самоуправления в Орловской области (далее также - местное самоуправление) составляют:
1) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
2) Конституция Российской Федерации;
3) федеральные конституционные законы;
4) Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
5) Устав (Основной Закон) Орловской области, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты Орловской области;
6) уставы муниципальных образований Орловской области, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
2. Термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в тех же значениях, что и в Федеральном законе.
3. Понятие "прилегающая территория", используемое в настоящем Законе, используется в том же значении, что и в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
(часть 3 введена Законом Орловской области от 09.06.2018 N 2235-ОЗ)
4. Понятие "автомобильная дорога", используемое в настоящем Законе, используется в том же значении, что и в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(часть 4 введена Законом Орловской области от 09.06.2018 N 2235-ОЗ)
Статья 2. Полномочия Губернатора Орловской области в сфере местного самоуправления
(в ред. Закона Орловской области от 05.10.2015 N 1852-ОЗ)
Губернатор Орловской области в сфере местного самоуправления:
1) подписывает договоры и соглашения, заключаемые от имени Орловской области с муниципальными образованиями Орловской области (далее также - муниципальные образования);
2) назначает половину членов конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) Орловской области (далее - муниципальный район (городской округ)) для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования в муниципальном районе (городском округе);
(в ред. Закона Орловской области от 28.09.2018 N 2260-ОЗ)
3) назначает половину членов конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) для проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации в муниципальном районе (городском округе);
4) принимает решение о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти Орловской области соответствующих полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области (далее также - органы местного самоуправления) в случаях и порядке, установленных Федеральным законом;
5) отменяет муниципальные правовые акты или приостанавливает их действие в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами Орловской области;
6) вносит ходатайство о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании в случае и в порядке, установленных Федеральным законом;
7) вносит в Орловский областной Совет народных депутатов проект закона Орловской области о роспуске представительного органа муниципального образования Орловской области в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
8) издает указ об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях и в порядке, установленных Федеральным законом;
9) обращается в суд с заявлением о расторжении контракта с главой местной администрации в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Орловской области, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 статьи 37 Федерального закона;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Орловской области.
Статья 3. Полномочия Орловского областного Совета народных депутатов в сфере местного самоуправления
(в ред. Закона Орловской области от 05.10.2015 N 1852-ОЗ)
К полномочиям Орловского областного Совета народных депутатов в сфере местного самоуправления относятся:
1) правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в Орловской области в случаях и порядке, установленных Федеральным законом;
2) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти Орловской области и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;