Файл: Органы местного самоуправления ( Роль и место органов местного самоуправления в системе местного самоуправления ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль и место органов местного самоуправления в системе местного самоуправления
1.1 Местное самоуправление в Орловской области
Глава 2. Задачи и функции органов местного самоуправления
Глава 3. Представительные органы местного самоуправления
3.1. Полномочия представительных органов местного самоуправления
3) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Орловской области (далее - должностные лица местного самоуправления) по предметам ведения Орловской области, а также в пределах полномочий органов государственной власти Орловской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Орловской области;
4) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами Орловской области, в порядке, установленном Федеральным законом;
5) принятие закона Орловской области о роспуске представительного органа муниципального образования в случаях, установленных Федеральным законом;
(в ред. Закона Орловской области от 28.09.2018 N 2260-ОЗ)
6) принятие решения, являющегося основанием для издания Губернатором Орловской области указа о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти Орловской области соответствующих полномочий органов местного самоуправления Орловской области, в случаях и порядке, установленных Федеральным законом;
7) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Орловской области.
Статья 4. Полномочия Правительства Орловской области в сфере местного самоуправления
(в ред. Закона Орловской области от 05.10.2015 N 1852-ОЗ)
Правительство Орловской области в сфере местного самоуправления:
1) в случаях, установленных федеральными законами и законами Орловской области, издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления Орловской области отдельных государственных полномочий и осуществляет контроль за их исполнением;
2) в случаях, предусмотренных Федеральным законом, осуществляет полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума;
3) в случае, предусмотренном Федеральным законом, принимает решение о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти Орловской области отдельных полномочий органов местного самоуправления с одновременным изъятием соответствующих субвенций;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Орловской области.
Об общих принципах организации местного самоуправления в 2018 году
Принят Государственной Думой 7 июля 2017 года.
Одобрен Советом Федерации 12 июля 2017 года.
Внести в Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 40, ст. 3822; N 30, ст. 3104; N 31, ст. 3427; N 1, ст. 21; N 26, ст. 3074; N 43, ст. 5084; N 52, ст. 6236; N 19, ст. 2280; N 52, ст. 6441; N 19, ст. 2291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7039; N 19, ст. 2329; N 51, ст. 6690; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 40, ст. 5321; N 6, ст. 886; N 13, ст. 1807; N 27, ст. 3978; N 41, ст. 5642; N 23, ст. 3295; N 27, ст. 4231; N 1, ст. 35, 46; N 15, ст. 2137, 2139) следующие изменения:
1) в статье 27:
а) в части 1:
- абзац первый после слов "города федерального значения" дополнить словами "городского округа";
- абзац второй после слов "города федерального значения" дополнить словами "городского округа";
б) абзац первый части 5 после слов "города федерального значения" дополнить словами "городского округа";
2) в статье 35:
а) в пункте 1 части 4 слова "нормой представительства" заменить словами "нормой представительства. В случае, если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранных им в соответствии с указанной нормой представительства поселений, дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района, в состав которого входит это поселение, одного депутата";
б) в абзаце первом части 6 слова "в том числе городского округа" заменить словами "городского округа";
в) в пункте 2 части 16 слова "края, области, города федерального значения" заменить словами "краевого, областного суда, суда города федерального значения";
3) в статье 36:
а) часть 8 изложить в следующей редакции:
"8. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования выборы главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, проводятся в сроки, установленные Федеральным законом N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
б) дополнить частью 8 следующего содержания:
"8. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования избрание главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, осуществляется не позднее чем через шесть месяцев со дня такого прекращения полномочий.
При этом если до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее шести месяцев, избрание главы муниципального образования из состава представительного органа муниципального образования осуществляется на первом заседании вновь избранного представительного органа муниципального образования, а избрание главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, - в течение трех месяцев со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе";
4) в статье 44:
а) абзац второй части 8 изложить в следующей редакции:
"Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования, а в случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением в соответствии с пунктом 1 части 4 и пунктом 1 части 5 статьи 35 настоящего Федерального закона - после истечения срока полномочий главы муниципального образования, подписавшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования";
б) дополнить частью 8 следующего содержания:
"8. Изменения и дополнения в устав муниципального образования вносятся муниципальным правовым актом, который может оформляться:
1) решением представительного органа (схода граждан) муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан) муниципального образования;
2) отдельным нормативным правовым актом, принятым представительным органом (сходом граждан) и подписанным главой муниципального образования. В этом случае на данном правовом акте проставляются реквизиты решения представительного органа (схода граждан) о его принятии. Включение в такое решение представительного органа (схода граждан) переходных положений и (или) норм о вступлении в силу изменений и дополнений, вносимых в устав муниципального образования, не допускается";
в) дополнить частью 10 следующего содержания:
"10. Изложение устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не допускается. В этом случае принимается новый устав муниципального образования, а ранее действующий устав муниципального образования и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования";
5) часть 2 статьи 47 изложить в следующей редакции:
"2. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования)";
6) в части 2 статьи 77 слова "и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий" заменить словами ", осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав".
Органы местного самоуправления в 2018 году
Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России.
Законодатель устанавливает виды организаций, которые относятся к органам местного самоуправления, в самой общей форме. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления считаются избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Законом.
Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.
Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.
К органам местного самоуправления относятся:
• представительный орган муниципального образования;
• глава муниципального образования;
• местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
• контрольный орган муниципального образования;
• иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.
Представительный орган муниципального образования принимает решения в коллегиальном порядке.
В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:
• принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;
• утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
• принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
• определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
• определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
• определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
• определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
• контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Указанный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями).
Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.
Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации но представлению ее главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Законодатель устанавливает запреты, ограничения и полномочия главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.
В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируется контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.
Рассмотрим также иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Необходимым элементом компетенции органов местного самоуправления и деятельности должностных лиц местного самоуправления являются подготовка и издание правовых актов по вопросам их ведения. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Высшее должностное лицо субъекта РФ может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях:
- издания должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего российскому законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а данное должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
- совершения должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда. Акт об отрешении от должности может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд рассматривает жалобу и принимает решение по делу не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.
Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Мы отметили, что муниципальное самоуправление не относится к государственной власти.
Но государственная власть передает (делегирует) муниципальным органам некоторые властные функции:
• отдел социального обеспечения назначает государственные пенсии и пособия;
• отдел народного образования действует как орган опеки и попечительства, он представляет главе муниципального образования предложения по вопросам усыновления, назначения опекуна и попечителя, поддерживает в суде требование о лишении родительских прав: для охраны общественного порядка может быть организована муниципальная милиция, которая предназначена поддерживать порядок на улицах и в других общественных местах, и при выполнении ею своих функций все граждане обязаны подчиняться се распоряжениям; она может также применить принуждение и задерживать граждан на установленный законом срок.
Важнейшее проявление функций власти, полученной от государства, — полномочие муниципальных органов издавать обязательные к исполнению нормативные акты, то есть решения и постановления, которые содержат общеобязательные правила поведения (нормы). За нарушение или неисполнение таких нормативных актов предусмотрены меры ответственности, главным образом в виде штрафов. Конечно, подобные акты действуют только на территории данного муниципального образования и касаются только местных дел: например, постановление выборного собрания о взимании местного налога.
Органы местного самоуправления также управляют и распоряжаются муниципальной собственностью:
• ведают муниципальной казной, то есть единым нераспределенным фондом денежных средств муниципального образования;
• определяют порядок использования муниципальных земель, водных объектов, лесов;
• контролируют работу муниципальных предприятий — заводов, фабрик, мастерских, магазинов, — которые принадлежат муниципальному образованию;
• распоряжаются собственностью муниципального образования от его имени.
Они имеют право:
• передавать муниципальное имущество организациям или отдельным лицам в хозяйственное ведение: собственником остается муниципальное образование, а ведут хозяйственную деятельность директор и трудовой коллектив;
• сдавать имущество в аренду, то есть в пользование и владение другого лица за определенную (арендную) плату; продавать имущество;
• приватизировать - по решению населения, которое определяет и порядок, и условия приватизации муниципального имущества.
Правовая основа деятельности местного самоуправления и его органов определена в Конституции РФ (ст. 12, 130-133), федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.
Сохраняет силу закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" в части, не противоречащей вышеназванным и другим правовым актам (не действуют ст. 1-48, 77-79, 87-96 названного закона).
В федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” установлено, что к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с данным законом, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, наличие выборных органов является обязательным; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц.
Глава муниципального образования может быть избран как непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования, так и представительным органом местного самоуправления из своего состава. Избранный населением глава муниципального образования может входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях, если такое право главы муниципального образования предусмотрено уставом.
Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица подчиняются населению и представительному органу местного самоуправления. Срок их полномочия не может быть меньше двух лет.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ст. 49-76 закона РФ “О местном самоуправлении в Российской Федерации” в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральному закону РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, применяются органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, образуемыми в соответствии с названным федеральным законом.
Федеральным законом РФ “Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации” усилены гарантии местного самоуправления. Так, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, организациями и гражданами. Решения могут быть отменены лицами, их принявшими, или признаны недействительными по решению суда.
Акты органов государственной власти и государственных должностных лиц, нарушающие права местного самоуправления, могут быть оспорены как недействительные в суде путем подачи иска гражданами, проживающими на территории муниципального образования, а также органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Закон о местном самоуправлении 2018 года
Согласно поправкам в Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, теперь у губернаторов и депутатов всех уровней есть полномочия изменять статус городских округов, городских и сельских поселений, минуя процедуру прямого голосования населения. Муниципальный район, в котором все поселения объединились с городским округом, будет утрачивать статус муниципального образования.
В законе также уточняется само понятие «городской округ». Если сейчас городским округом считается городское поселение, не входящее в состав муниципального района, то, согласно нововведениям, городской округ – это один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
Меняется и формат работы органов местного самоуправления. Теперь оно должно осуществляться через выборные или иные органы местного самоуправления, которые будут обладать отдельными государственными полномочиями, предоставляемыми им федеральными и региональными законами.
Новый закон уточняет и порядок определения границ мунобразований, в том числе границ городских округов, и предполагает, что теперь территория субъекта должна разграничиваться не между поселениями, а между поселениями и городскими округами. Территория городского округа должна состоять из земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, рекреационных земель и земель для развития округа.
Муниципальная реформа, в рамках которой в Московской области создаются городские округа. По мнению экспертов, принятые Госдумой поправки к закону о местном самоуправлении, давно назрели, они неоднократно обсуждались и губернаторами, и экспертами.
Так, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления РАНХиГС Татьяна Иларионова отметила, что данная муниципальная реформа неоднократно обсуждалась, и в некоторых субъектах Российской Федерации, в том числе и в Московской области, предпринимались конкретные шаги до принятия поправок в законодательство.
Доктор экономических наук Владимир Климанов назвал инициативу создания городских округов давно назревшей.
«Многие регионы с самого начала действия Федерального закона № 131, еще более 10 лет назад, стали говорить, что часто наиболее приемлемой формой организации местного самоуправления становится не двухуровневая система, когда есть поселение и муниципальные районы, а именно городские округа, которые аккумулируют полномочия и вопросы местного значения обоих этих уровней и не усложняют систему формирования местных органов самоуправления в регионе», – напомнил Климанов.
Он также отметил, что реформа положительно скажется и на решении проблем самих поселений, которые войдут в образующиеся городские округа.
«Де-факто происходило, что все реальные рычаги управления концентрировались на уровне муниципальных районов, а поселения, не имея достаточной доходной базы, оказывались в ситуации, когда решить практические вопросы не могут, но в то же время на них возложены те или иные задачи, которые определены законодательством. Поэтому процесс формирования городских округов стал так стихийно развиваться, в том числе и в Московской области», – заметил Климанов.
Он добавил, что те преобразования, которые произошли и в Балашихе, и в Шаховской, и в Егорьевске на практике доказали необходимость ряда поправок в закон. Они позволят оптимизировать расходы на саму систему управления.
Первый заместитель председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Ирина Гусева подтверждает мнение Владимира Климанова конкретными цифрами.
«В Подмосковье 360 муниципальных образований. Благодаря этому закону их станет на 100 меньше – 260. Значит, будет меньше администраций, депутатов, чиновников и расходов на их содержание. Московская область сэкономит на этом 2 млрд. рублей. А это для Подмосковья – решение инженерных, инфраструктурных, водоканальных («Чистая вода»), дорожных проблем, проблем здравоохранения: эти деньги можно направить на строительство новых больниц. Зачем рядом две администрации, два главы, когда одна поликлиника на город и на поселок», – отметила Гусева.
Депутат Госдумы Сергей Пахомов добавил, что просьбы жителей исторических территорий при принятии поправок также учтены – отдельные важные моменты для поселений, входящих в состав городских округов, в том числе и вопросы сохранения статуса городов и поселков и поселков внутри городского округа, регулируются этими поправками.
Профессор РАНХиГС Татьяна Иларионова добавила, что центр тяжести принятия решения переносится на более высокий уровень. Таким образом, жители городских округов ничего не теряют, а наоборот, приобретают возможность более качественного управления территорией проживания.
-
Александр III // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. 1 (1890): А — Алтай. — С. 411—413; Доп. т. 1 (1905): Аа — Вяхирь. — С. 76—77. ↑
-
Конституция Российской Федерации. М., 1993 ↑
-
Федеральный закон ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. ↑
-
Рой О.М. Система гос. и мун. управления. СПб 2004- 301с. С.93 ↑
-
Федеральный закон ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. ↑
-
Сергеев А.А. «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов». Конституционное и муниципальное право 2004 №2. С. 27-30 ↑
-
Усков О.Ю. «Проблемы гражданской правосубъектности гос. органов и органов местного самоуправления» Журнал российского права 2003 №5. С.27 ↑
-
Глазунова Н.И. Система гос. управления. Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА 2003 – 551с. С.291 ↑
-
Чиркин В.Е. Гос. управление. М: Юристъ 2001 – 320с. С. 57 ↑
-
в ред. Закона Орловской области от 05.10.2015 N 1852-ОЗ ↑
-
часть 3 введена Законом Орловской области от 09.06.2018 N 2235-ОЗ ↑
-
часть 4 введена Законом Орловской области от 09.06.2018 N 2235-ОЗ ↑
-
в ред. Закона Орловской области от 05.10.2015 N 1852-ОЗ ↑
-
Конституции РФ ч. 1 ст. 132 ↑
-
. Сергеев А.А. «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов». Конституционное и муниципальное право 2004 №2. С. 27-30 ↑
-
Рой О.М. Система гос. и мун. управления. СПб 2004- 301с. ↑
-
. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131 //Российская газета 2003г. 8 окт. С.1-6 ↑
-
Гражданский кодекс РФ ↑
-
Закон СК «О Местном самоуправлении СК» от 05.10.2015 N 1852-ОЗ ↑
-
Шургина Е.С. Муниципальное право: Учебное пособие. - Новосибирск, НГУ, 1995. ↑
-
Глазунова Н.И. Система гос. управления. Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА 2003 – 551с. С.291 ↑
-
Конституция РФ ↑
-
Федеральный закон ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. ↑
-
Федеральный закон ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. ↑
-
ФЗ от 11.12.2004г. № 159 «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ»// Российская газета 2004 15 дек. №227 ↑
-
Ильин А.В. «Компетенция органов местного самоуправления» Российский следователь 2004, №1. С.34-36 ↑