Файл: Теории происхождения права ( ПОНЯТИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И  ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Договорная теория. С середины XVII века теологический характер возникновения права постепенно уступает свои лидерские позиции гуманистическим и светским доктринам.

Договорная теория (доктрина договорного возникновения права) разъясняет возникновение права публичным контрактом - итогом осмысленной воли народа, на базе которого случилась добровольная интеграция граждан для наилучшего обеспечения свободы и обоюдных интересов. Некоторые положения данной доктрины наши развитие в V - IV веках до н.э. Обстоятельства жизни граждан и нрав человечных отношений в натуральном состоянии выставляли себя не конкретным образом.

Гоббс лицезрел натуральное положение в обители собственной свободы, сводившейся к «войне всех против всех»; Руссо думал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк же считал, что натуральное положение человека - в его безграничной свободе.

Приверженцы естественного права считают правительство результатом юридического акта - социального контракта, который считается созданием осмысленной воли народа, человеческой организацией, в том числе и изобретением. Традиционное аргументирование договорная доктрина нашла место в научных трактатах Ж.Ж. Руссо. Руссо думает, что в интересах сотворения правомерного государственного аппарата и возрождения настоящего равенства и свободы надобно составить свободный общественный договор. Ключевая задача данного контракта заключается в следующем: «найти такую форму ассоциации, которая отстаивала и охраняла бы совместной совокупной силой личность и имущество всякого члена и в которой любой, соединяясь со всеми, повиновался бы, впрочем, лишь только самому себе и оставался бы свободным каким он и был раньше».

Приверженцы естественно-правовой доктрины возникновения права опираются на то, что люди владеют естественным, неотъемлемым правом не только лишь на понимание собственного права на базе Общественного договора, но и на его защиту. [14]

Сторонники договорной теории различают два вида права:

  1. естественное, предшествующее обществу и государству;
  2. позитивное право - является порождением государства.

Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общества и государства. Позитивное же право основывается на требованиях естественного права.

Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных правах человека и гражданина, которые являются общеобязательными для каждого государства.


Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что «закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон». Тем не менее, «закон, властвуя над людьми, принуждает его ко многому, что противно природе».[15]

4) Психологическая теория. Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Её наиболее существенные идеи были сформулированы в ХХ в. в трудах Л.И.Петражицкого, Росса, М.А.Рейснера и др. Психологическая теория происхождения государства и права обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права.

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Задача данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства и права только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе, государстве и праве.

Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицами в обществе. Потребность следовать их указаниям.[16]


Достоинствами психологической теории, прежде всего считают то, что она обращает внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и т.д., а также то, что источник прав человека «выводится» из психики самого человека. Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

В своих работах по теории государства и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего “голоса” совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.

По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.

Слабой стороной теории является слишком сильный толчок в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права. Но несмотря на это, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

5) Теория насилия. Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.

Каутский также видит источник происхождения права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат.


При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства - победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.[17]

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.

6) Расовая теория. Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.[18]

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации, и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В нацистской Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие. Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война.


Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в некоторых странах и в настоящее время.[19]

7) Материалистическая (классовая) теория. Материалистическая (классовая) теория образовалась из, того что правительство появилось в силу финансовых оснований: социального деления труда, возникновения добавочного продукта и личной принадлежности, а вслед за тем и распада государства на классы с обратными финансовыми интересами. Объективный итог данных процессов - это появление правительства, которое особыми способами пресечения и организации сдерживает противостояние данных классов, обеспечивая большей частью интересы денежного господствующего класса.

Сущность доктрины исходит из того, что правительство пришло на замену родоплеменной организации, а право - традициям. В материалистической доктрине правительство и право не напрашивается социуму из вне, а появляется на базе натурального становления самого общества, связанного с разложением родового строя, образованием частной собственности и общественным распадом общества по денежному принципу (с образованием роскоши и бедноты) интересы всевозможных общественных классов стали возражать появлению таковых.

В образовавшихся современных финансовых критериях родоплеменная структура стала слабо управлять социумом. Появилась необходимость во органе управления, способном гарантировать превосходство интересов одних членов класса в противоборство другим. В следствие этого классы, состоящие из экономически неравных общественных слоев, порождают особенную компанию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает противостояние зависимой части нации. Подобной управляющей структурой явилось правительство.

Говоря языком представителей этой доктрины, оно считается исторически преходящим, временным явлением и исчезнет с появлением классовых предпочтений. Главные положения этой доктрины являются труды К. Маркса и Ф. Энгельса.

Классовость и финансовая обусловленность права считается важным принципиальным укладом марксистской доктрины. Главным содержанием данной доктрины считается представление о том, что право считается продуктом классового общества, появлением и утверждением воли финансового господствующего класса. Исходя из этого “главные особи... обязаны конституировать собственную силу в виде страны и придавать собственной воле... особое выражение в виде воли страны, в виде закона”. Появление и жизнь права разъясняется потребностью укрепления воли финансового господствующего класса в облике законов и нормами регулировки социальных отношений в заинтересованностях данного класса. “Право - это поставленная в законность воля”.