Файл: Теории происхождения права ( ПОНЯТИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И  ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день тема получила широкую актуальность, так как ни один студент не станет юристом, если он не будет знать основ, заложенных в теории государства и права. Знание теорий и истории возникновения и развития права поможет в дальнейшем более четко разбираться в юридические науки.

Теория государства и права – это основная общеюридическая наука, которая рассматривает и изучает наиболее общие принципы и закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Вопрос о происхождении права является спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о закономерностях его появления, выявляя причины происхождения права, исследуя их развитие.

Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки, данные археологии, психологические и социальные реалии.

Возникновение государства и права происходит практически одновременно, вследствие одних и тех же причин, при этом тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации.

Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм.

В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли исполнять роль универсального регулятора.

Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Общечеловеческое предназначение права состоит в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти «нити» согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Право выступает и как фундамент организации политической власти общества.


Предметом курсовой работы являются общественные отношения, которые привели к возникновению права и, в дальнейшим, повлияли на его развитие.

Объектом работы является происхождение и исследование самого права, как института общественной и государственной жизни.

Цель работы заключается в определении понятия права и в изучении теорий его возникновения.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд следующих задач, а именно:

  1. понятие и происхождение права;
  2. общие закономерности возникновения и формирования права;
  3. основные теории происхождения права.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И  ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВА

1.1 Происхождение и понятие права

На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Даже в русском языке слово «право» используется в разных значениях («правило поведения», «правда», «справедливость» и т.п.).

Надо отметить, что в современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права:

1) нормативный;

2) социологический;

3) философский (его иногда называют нравственным).[1]

Нормативный подход позиционирует право, как объединение охраняемых государством общепризнанных мер. Следовательно, упор в данном случае делается на нормативность права, его формальную определенность и сохранение законности.

Положительным в этом случае считается то, что данный подход направлен на соблюдение законов, также выделяет четкие аспекты тем, кто использует право, - они обязаны блюсти законы, действительные на данный момент. Негативным же моментом в нормативном варианте является то, что правительство признается ключевым источником правовых общепризнанных мер и, значит, то, что оно делает, и считается правом. В результате этого происходит пренебрежение содержанием права, степени свободы личности, соотношения правовых общепризнанных мер потребностям развития общества.


Нормативный подход основывается на доктрине позитивного права, которая ставит знак равенства между правом и законом, и считает, что собственные права человек получает не от природы теоретически, а в силу укрепления данных прав в законе.

Социологический подход позиционирует право, как регулируемые им публичные отношения. Приверженцы социологического подхода считают, что право необходимо изучать не в нормах, а в самой жизни. Наряду с этим, они различают право и закон, но считают, что норма права, взятая за пределами регулируемых ею социальных отношений, утрачивает собственные регулятивные качества. Другими словами, при социологическом подходе право подлежит рассмотрению не как система неких теоретических общепризнанных мер, а как сеть определенных правоотношений, как нормы, практически используемые на практике.

Этот подход не выделяет точных ориентиров для правоприменителей и содержит в себе угрозу произвола, "свободного" использования законов. В основном социологический подход применим в законотворчестве и является ориентиром для законодателя, который обязан думать, что возможно формируется на практике, какие общепризнанные меры используются, а какие нормы не используются.

Философский подход объединяет право с мерой свободы и справедливости. Данная позиция базируется на естественно-правовой доктрине, которая разделяет право и закон. Вместе с тем, право трактуется как высочайшая мысль представления о справедливости и свободе - исконных эталонов населения земли. В случае, если нормативный уклад страны не отвечает идеям свободы и справедливости, то он не считается правом. Исходя из этого, различают правовые и неправовые законы.

Также философский подход выделяет ориентиры для законодателя, который при разработке современных общепризнанных мер обязан основываться на высочайшей идее о свободе и справедливости. Впрочем, для правоприменителей необходимы общепризнанные меры закона, а не права. [2]

Все три подхода имеют право на существование, так как подчеркивают ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве.

Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой государства. В целом это определение права правильно.


Можно определить право, как систему установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения и обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства. Выделяют две главные функции права:

  1. регулятивную;
  2. охранительную.[3]

Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. Эта функция опирается на способность права предписывать, устанавливать те или иные варианты поведения. В регулятивной функции проявляется главное назначение права - упорядочивать общественные отношения.

Охранительная функция направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция имеет своей задачей обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в обществе.

Помимо названных, право выполняет также воспитательную, идеологическую и информационную функции.

Воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважительное отношение к праву.

Идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, идей демократизма.

Информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречит интересам общества.

Вопрос о происхождении права является спорным и в наше время. Ряд исследователей считают, что право возникло с появлением государства, другие же такие как М. Рейснер, И. Сабо, Б. Малиновский считают, что право существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое (примитивное право, традиционное право). По их мнению, правом являлись любые правила поведения людей, их племенные обычаи, их взаимоотношения, которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими были вожди, старейшины, затем церковь.[4]

Однако обычаи, различные религиозные ритуалы, нормы морали не могли отражать интересы всего общества, не могли определять права и обязанности человека в обществе.


Согласно Рейснеру, «раскол общества на классы сказался на сложившихся до этих событий в правовой структуре, право отныне разбивается на отдельные идеологические системы классовых групп уже в рабовладельческом и феодальном обществе. Обнаруживается не одно право, а несколько правовых построений, сообразно тому, сколько в обществе имеется сословий. Вне права остается только рабский труд, по отношению к которому действуют начала власти».

Право, как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Первые нормативные обобщения были оформлены в законах царя Хаммурапи, законах Ману, законах 12 таблиц, Русской правде и других. Далее в ходе дальнейшего развития общества начинает формироваться национальная правовая система с учетом характера, темперамента и других особенностей населения того или иного государства.

В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать - значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования - индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил - образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи).

Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права.

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи - правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право - система норм, опирающихся на обычай.[5]

Нормы-обычаи основывались на природной и естественной надобности и имели большой смысл для всех сторон жизни общины, семейства, племени, для организации домашней обстановки, хозяйственных и других отношений членов семейства, первобытнообщинной морали, ритуально-религиозной сферы. Все это было направлено на укрепление и сбережение кровнородственной семьи. Это были так называемые «мононормы», т.е. нераздельные, единые для всех членов общины.

В этих нормах соединялись, отчетливо не выделяясь, различные составляющие религии, морали и правовых начал.

Мононормы не выделяли превосходства какому-то определенному члену семейства перед иным, фиксировали «первобытное равенство», твердо регламентируя их работу в условиях противоборства жестоким силам природы, надобности обороняться от агрессивных племен.