Файл: Современные политические режимы ( ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Признаки авторитарного режима:

1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек, или группа лиц.
2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и правит, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы принимаются по усмотрению элиты.
3. Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях. Но при авторитаризме алгоритм поведения может быть изменен в любой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с оппонентами.
4. Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.
5. Относительная закрытость правящей элиты, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

К странам с ярко выраженным авторитарным режимом сегодня относятся такие страны, как Беларусь, Казахстан, Китай и ряд других. Следующий шаг-рассмотреть самый жестокий из существующих режимов, тоталитарный:
Тоталитаризм (от лат. итого — все, целый, полный) — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами общества.
Термин тоталитаризм был придуман итальянским диктатором Бенито Муссолини. Сегодня примерами тоталитарных стран являются такие страны, как Северная Корея, Мьянма, Сирия.
Признаки тоталитарного режима:

1. Наличие единой массовой партии, возглавляемой харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода" партия-государство", где центральный партийный аппарат стоит на первом месте в иерархии власти, а государство выступает средством реализации партийной программы;

2.Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчиненность и лояльность "партии-государству" являются первичными по сравнению с материальными, религиозными, эстетическими ценностями в мотивации и оценке действий человека. В рамках этого режима исчезает грань между политической и неполитической сферами жизни ("страна как единый лагерь"). Вся деятельность, включая уровень личной и личной жизни, строго регламентирована. Формирование органов власти всех уровней осуществляется по закрытым каналам, бюрократическими методами;


3. "Единовластие" официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. Акцент делается не на индивидуальных ценностях, а на "соборных" ценностях (государство, раса, нация, класс, клан). Духовную атмосферу общества, характеризуется фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и "инаковости" по принципу "кто не с нами, тот против нас»;

4.Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве основного "правового" принципа доминирует принцип: "разрешено только то, что приказано властями, все остальное запрещено."
Тоталитарные режимы традиционно являются коммунистическими и фашистскими.

Исходя из истории развития цивилизации тоталитарные режимы появляются в тех странах где произошёл своего рода социальный кризис. Один из ярких примеров Германия и приход НСДАП к власти во главе с Адольфом Гитлером, или Италия и приход к власти партии Бенито Мусалини. Далее изучим тот вид режимов который появился не так давно, можно сказать он появился в конце 20 века, точнее не появился, а получил развитие массовое в странах бывшего советского блока, скажем так режим характерен для тех стран, которые определяются со своим политическим курсом, это гибридный режим. Данный режим характерен для РФ. И так, что такое Гибридный режим? Попробуем узнать. Гибридный режим не так прост. Страны с таким режимом сочетают элементы демократической политической системы и авторитарных институтов и методов управления. Такие политические режимы называют "гибридными" — это общий научный термин для режимов, которые сочетают в себе признаки демократии и авторитаризма. Изучая такие промежуточные системы, ученые ввели множество различных определений, которые можно разделить на две группы. Одни описывают гибридный режим как " демократию минус "(не либеральная демократия, проблема демократии), другие как" авторитаризм с плюсами " (конкурентный авторитаризм, электоральный авторитаризм). Многие исследователи предпочитают термин "гибридный режим" именно из-за его нейтральности и отсутствии ценности. Часто мне кажется, что в этих условиях демократические элементы выборов, многопартийность, парламентская система — декоративны, но за ними скрывается подлинный авторитаризм. Но имитация происходит в обоих направлениях-режим одновременно пытается представить себя более демократичным и более репрессивным, чем он есть на самом деле. Хотя термин "гибридный режим" и место гибридов на шкале демократия — авторитаризм являются предметом научных дискуссий, на данный момент среди ученых сложился следующий консенсус: чтобы быть квалифицированным как гибрид, политический режим должен допускать существование как минимум двух легальных политических партий, участвующих в парламентских выборах. Наличие легальной многопартийности и регулярных избирательных кампаний является границей, отделяющей гибриды от "чистого авторитаризма". При этом не так важно, действительно ли партии конкурируют друг с другом и с каким количеством нарушений проходят выборы. Наука об обществе знает, что в Социальном Организме "подражание" - это не синоним обмана, а более сложное явление. В то же время гибриды характеризуются: высоким уровнем коррупции, особенно в судебной системе и на выборах; отсутствием независимой судебной системы; отсутствием подотчетности правительства парламенту; стремлением к власти управление средствами массовой информации при наличии разнообразных медиаисточников (гибрид никогда не контролирует медиасферу полностью — его пропагандистская власть основана на иных, более сложных принципах, чем тотальный прямой контроль); ограничения гражданских свобод, особенно прав граждан на коллективные действия (общественные собрания и общественные организации). Все это есть в современной России. 
И вот мы установили, что в России есть гибридный режим, теперь, конечно, нам интересно, где в мире еще есть гибридные режимы?
Политологи много об этом спорят. Некоторые исследователи выделяют несколько десятков гибридов, которые действовали с конца Второй мировой войны, но чаще всего это явление наблюдается с самого распада коммунистического блока, то есть с начала 90-х годов XX века. Классические гибриды, с которыми согласны большинство ученых, вообще используют этот термин - это Россия и Венесуэла. Также рассматриваются гибриды Египта, Турции, Индонезии, Туниса, Малайзии, Танзании, Уганды, Мексики, Сербии.  Теперь нам, естественно, интересно, что происходит с гибридными режимами? Так как нет, это не происходит в полумере, поэтому этот тип режима должен куда-то двигаться.
Главный вопрос научной дискуссии о гибридах — считать ли их переходной форма на пути к устойчивой демократии или авторитаризму, или независимому стабильному виду политической системы. Пока наблюдения показывают, что гибриды достаточно стабильны, но в то же время нестабильны. Иными словами, они не уничтожаются путчем или внешней агрессией, как тоталитарные и авторитарные режимы, а медленно вырождаются — либо в демократию, либо в самодержавие, либо в несостоявшееся государство (впадают в хаос и теряют территориальную целостность). Сразу надо сказать, что первый сценарий наиболее частый — гибриды со временем склонны становиться пусть слабыми и ущербными, но демократиями. Второй и третий сценарии обусловлены теми же факторами. Это означает, что у режима есть только два варианта: либо стать демократией, либо стать автократией и/или рухнуть. Как правило, на судьбу гибридного режима влияют три фактора:


- количество демократических институтов, которым подражает режим. Какими бы декоративными они ни были-чем больше режим притворяется демократией, тем больше у него шансов постепенно превратиться в демократию. Поэтому законодательные изменения в любом направлении-никогда не "формальность", а важный признак трансформации режима;
- степень интеграции в международные политические и экономические структуры — чем более изолирован режим, тем скорее он станет самодержавием или распадется;
- наличие крупного внешнеторгового и политического партнера. Если это демократия (как США или ЕС), режим будет двигаться к демократии. Если это автократия (как Китай), режим будет дрейфовать к автократии или распадется.

3.Политические режимы в 21 веке

В 21 веке как и сотни лет до все режимы делятся на демократический, авторитарный, тоталитарный. Сегодня к этому списку добавился ещё и гибридный режим. Описание каждого из режимов мы давали в 1 главе нашего исследования. Во второй главе мы попробуем разобраться какие режимы существуют сегодня? Зададимся философским вопросом куда идёт наш мир, наступит ли мировая демократия, или опять наша планета скатится в эпоху тоталитаризма? И какая ситуация в вопросе нашего исследования сегодня. Для того что-бы упростить наше исследование обратимся к рейтингу стран мира по уровню демократии созданной для нас организацией The Economist Intelligence Unit. Исследование охватило 167 государств. Исходя из этого исследования видно, что демократические режимы есть преимущественно в странах ЕС. Бывшие республики СССР и страны «бывшего советского блока» имеют преимущественно гибридные режимы. Африканские страны не имею не каких режимов вовсе или имеют тоталитарные режимы на своей территории. Авторитарные режимы имеют преимущественно такие страны как Китай, Индия….. азиатские страны . Из этого можем сделать вывод, что развитие политических режимов и их изменение происходит по территориальному, этнокультурному, временному признаку.

Поясню, что такое временной признак. Страны западной Европы прошли раньше через авторитаризм ( некоторые имели тоталитарные режимы) и пришли к демократии в отличии от стран восточной Европы, Азии и Африки. Мы вывели, что в каждой из частей света политический строй развивался по разному. Теперь разберём отдельно каждую часть. И начнём с столпов западно-европейской демократии с стран западной Европы. Откинем Великобританию ( монархическое государство, конституциональную монархию) и рассмотрим 3 основные страны западной континентальной Европы, это Франция, Германия, Италия. Начнём с Франции:


1. Франция - неделимое, светское, демократическое и социальное государство с республиканской формой правления. В административном отношении Франция делится на 22 региона, 96 департаментов, 36 565 коммун.

Действует Конституция, принятая путём референдума в 1958, с поправками 1962 (по вопросу об избрании президента), 1992,1996,2000 (в связи с подписанием соответственно Маастрихтского, Амстердамского и Ниццкого договоров) и 1993 (по вопросу об иммиграции)».

Форма правления с 1958 - полупрезидентская республика: в Конституции чётко обозначен принцип приоритета президента, который не ответственен перед парламентом, но и не является главой правительства.

Во французской политической системе президент является ключевой фигурой. Президент избирается на пятилетний срок большинством голосов путем прямого всеобщего голосования (право голоса имеют все граждане старше 18 лет).
"Основная функция президента-следить за соблюдением Конституции, выступать в качестве национального арбитра, обеспечивать регулярное и надлежащее функционирование исполнительной власти и преемственность государства. Президент является гарантом национальной независимости и территориальной целостности, а также соблюдении Франции. он является верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, назначает высших гражданских и военных чиновников, назначает премьер-министра, вместе с ним формирует кабинет и прекращает полномочия последнего при его отставке. Президент председательствует на заседаниях кабинета и утверждает его решения.

Президент избирается независимо от парламента и имеет право распустить его с обязательным условием объявления даты досрочных выборов. Президент лишен права законодательной инициативы, но может издавать декреты и указы, имеющие силу законов, организовывать референдумы по вопросам внутренней и внешней политики. Президент имеет право приостанавливающего вето на парламентские решения. Наконец, Конституция наделяет президента чрезвычайными полномочиями в случае "серьезной и непосредственной угрозы" территориальной целостности страны и нарушения "нормальной деятельности органов государственной власти". В общем, президентская власть во Франции. - всеобъемлющая, она не имеет определенных границ."Премьер-министр назначается президентом на неопределенный срок из числа членов партии, получившей большинство на выборах. Премьер-министр подотчетен как президенту, так и парламенту. Он руководит деятельностью правительства и несет за нее ответственность, обеспечивает выполнение законов, отвечает за обороноспособность страны. При необходимости проводит заседания Высшего Совета национальной обороны вместо президента, а в исключительных случаях - заседания Совета Министров (с особыми полномочиями от президента в той или иной области). Премьер-министр совместно с президентом участвует в разработке экономической программы правительства, если они принадлежат к разным партиям (иначе это миссия президента).


«Премьер-министр пользуется правом законодательной инициативы: он и члены кабинета могут издавать подзаконные акты по экономическим и социальным вопросам. Примерно 20% рассматриваемых парламентом законопроектов разрабатываются правительством, причём подавляющая их часть (4/5 и более) принимаются.

Французский парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются по мажоритарному принципу прямым, всеобщим, равным и тайным голосованием на 5-летний срок. С 1986 число депутатов Национального собрания - 577 (ранее 491). 1 депутатский мандат приходится на 100 тыс. избирателей. Проходят в парламент партии, чьи кандидаты преодолели 5%-й барьер во всех 96 департаментах. Члены парламента не имеют права занимать постов в структурах исполнительной власти. Обычная ежегодная парламентская сессия длится не менее 120 дней. Предусмотрена возможность созыва чрезвычайной сессии по просьбе премьер-министра либо большинства членов Национального собрания для обсуждения вопросов особой государственной важности; её открытие и закрытие осуществляется по особому декрету президента страны.

Председатель Национального Собрания, представляющий парламентское большинство, избирается на срок полномочий законодательного органа. Его главная задача-обеспечить нормальное функционирование нижней палаты. 6 заместитель руководителя основных парламентских партий. Легенда парламентских сессий определяется правительством, которое контролирует текущую деятельность Национального Собрания."

«Сфера законодательной деятельности Национального собрания зафиксирована в Конституции и ограничена 12 направлениями (в т.ч. обеспечение гражданских прав и свобод граждан; основные вопросы гражданского и уголовного права; национальная оборона; внешняя политика; правовое регулирование отношений собственности; национализация и приватизация, налогообложение и денежная эмиссия и, конечно, утверждение бюджета). Рассмотрение и утверждение бюджета - основная возможность парламента контролировать деятельность правительства; причём депутатам запрещается вносить предложения, ведущие к расходной части бюджета. Законотворчество осуществляется в рамках 6 постоянных комитетов (число, установленное Конституцией). Они включают 60-120 депутатов; председательствуют в них неизменно представители проправительственных партий.

Национальное собрание имеет право добиваться отставки правительства. Процедура заключается в следующем: если правительственная программа в целом или отдельный законопроект отклоняется, правительство ставит вопрос о доверии; в ответ нижняя палата имеет право принять специальное постановление о порицании. При поддержке не менее 50% своих членов Кабмин обязан уйти в отставку. Однако президент имеет право, приняв отставку премьер-министра, немедленно вновь назначить его на этот пост. Или, наоборот, сместить премьер-министра, несмотря на поддержку его большинством парламентариев.
Верхняя палата парламента-Сенат (317 членов) избирается двухступенчатым голосованием и обновляется каждые 3 года на треть. Структура Сената идентична структуре Национального Собрания. Сенат, в отличие от нижней палаты, не может прекратить деятельность правительства; в отношении законов, принятых Национальным Собранием, Сенат имеет право отлагательного вето.