Файл: Современные политические режимы ( ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня большая часть мирового сообщества имеет демократические режимы, но многие точки мира не могут этим похвастаться. Многие страны имеют демократический или авторитарный режим ( сами называют свой режим именно так), но по сути режимы в этих странах другие, или с примесями тоталитаризма и авторитаризма, то есть мы имеем ряд стран с так-называемым смешанным (гибридным) режимом правления.

Для начала нам надо понять, что такое политический режим ? Политический режим – система приемов, методов, способов осуществления политической власти в обществе. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. На ее основе судят об истинной картине принципов организации политической структуры общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в стране в определенный период ее исторического развития.

Далее нам надо понять какие виды режимов существуют. Выделяют 3 основных вида режимов. К ним относится : демократический режим, авторитарный, тоталитарный. Так же в 21 веке появился ещё один вид режимов который имеет широкое распространение, это гибридный режим.

В нашей работе разберёмся и проанализируем каждый из режимов. Приведём примеры где сегодня данные режимы, и раскусим «скрытые» режимы ( те режимы которые называются по одному, а по сути другие).

2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Понятие политического режима выступает как интегральная характеристика политической системы. Политический режим характеризует особенности функционирования политической власти в том или ином государстве. Политический режим-это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующей элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принятия решений принципы, которые формируют определенный политический порядок в стране за определенный период. Для анализа политических режимов берутся внешние, форматные признаки власти и реальная практика ее применения. Политический режим тесно связан с особенностями общества, в котором он проявляется, и не может быть адекватно понят вне системы социальных ценностей.

Прежде чем приступать к рассмотрению основных составляющих политического режима, его разновидностей и особенностей модификации, нам нужно выяснить, какое содержание вкладывают в данное понятие в современной науке.


Самый верный способ понять, какое содержание в современной политической науке вы вкладываете в понятие режима-проведение его логико-семантического анализа, уточнить его происхождение и основные вехи развития. Это большая и сложная работа, видимо, требующая отдельного изучения. Но как бы то ни было, неотъемлемой частью этой работы должно стать сопоставление интересующего понятия с такими распространенными понятиями, как" политическая власть " и "государство", "политическая система" и "процесс", "государственная система" и "форма правления" и др. Давайте посмотрим, как выглядит" модель " с этой точки зрения. В качестве рабочего мы используем следующее Очень общее определение: власть-это совокупность властных структур, которые в значительной степени контролируют или задают способы функционирования и воспроизводства политического сообщества . Такие определения легко найти как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

Прежде всего, понятие "режим" должно быть соотнесено с понятием "власть", которое, несомненно, занимает центральное место в политической науке. Не будет преувеличением сказать, что решение, изучение любой конкретной проблемы в политологии обязательно упирается в проблему политической власти, и поэтому любое, даже самое, казалось бы, беспристрастными, анализ политической ситуации обязательно содержит в своей основе ту или иную идею сущности власти. Власть можно рассматривать по — разному, но почти во всех случаях исследователи считают необходимым подчеркнуть, что она представляет собой отношение и включает в себя две основные составляющие-порядок и подчинение. ""Власть, отмечает по этому поводу польский политолог Е. Виатор, - это способность приказывать, когда тот, кому приказывают, обязан подчиняться."

Власть может осуществляться в двух формах-господстве и влиянии. Доминирование - это ситуация, в которой доминирующий имеет возможность навязывать свой порядок, прибегая, при необходимости, к применению силы. Эффект не в силе" фронта " принуждения, а в гораздо более мягкой форме. Тем не менее, в данном случае мы имеем дело с проявлением силы, поскольку влияние способно (хотя и другими методами) достичь желаемого результата от того, кто действует как объект влияния. Здесь уже требуется другой, более емкий определение мощности. Успешным кажется, например,то, что принадлежит американскому политологу Р. Далю. С его точки зрения, " сила A над B-это способность добиться того, чтобы В сделал нечто, чего он никогда не сделал бы без воздействия А».


Рассмотренное таким образом понятие власти типологически близко к понятию политического режима. Разница лишь в том, что режим есть организация власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях и с использованием специфических методов.
Понятие "режим" часто сравнивают с понятием" система", которое относительно молодо в политологии. Политическая система была предметом исследования примерно с середины 1950-х годов и особенно обязана американскому ученому Д. Истону, который впервые попытался использовать методы кибернетики и Общей теории систем в изучении политики. Одним из простых, но очень важных для политолога выводов системного анализа стало то, что политика, политический процесс-это динамическое единство, система акторов, позволяющая им реализовать свои способности и намерения . Однако, если системная теория задавалась выявлением общих функций политической системы, то политический режим, по мнению, например Р. Макридис, «обозначает специфические пути и средства, какими эти функции могут быть структурированы и встроены в институты и процедуры, а также возникающие в ходе этого специфические взаимоотношения». Очевидно, например, что одна и та же политическая система может, в зависимости от исторических обстоятельств, функционировать в различных режимах. Советская система выступала в этом смысле в разных обличьях в конце 30-х и начале 60-х годов, в начале 70-х и середине 80-х. Кроме того, если «система», по словам того же исследователя, есть понятие обобщающее, аналитическое, играющее в осмыслении политических реальностей роль концептуального ядра, то «режим» способствует эмпирическому описанию этих реальностей.

В этом смысле "режим" очень близок к" политическому процессу", смысл которого тесно переплетается с содержанием системы. Политический процесс по существу является динамическим аспектом политической системы, и именно эта система представлена в контексте ее формирования, функционирования и развития. При всех различиях в трактовке политического процесса почти всегда уделяется внимание его динамической стороне, способности к возрождению, наполнению действующих политических структур и институтов действием. "Политический процесс", - отмечает по этому поводу А. М. Салмин-одна из тех универсалий, которые обеспечивают диалог людей и культур, не предрешая его исхода, точно так же, как общий язык позволяет собеседникам разговаривать друг с другом, не обязательно соглашаясь."Тип процесса, характеризующий социальную систему, - формулирует ту же идею т. Парсонс, - это то, что мы называем взаимодействием."Действуя как деятельность, политический процесс, одновременно способствует стабилизации политической системы и ее институтов, регулирует отношения и отношения, существующие в них.


Можно сказать поэтому, что понятия режима и процесса объединяет между собой, во-первых, акцентирование динамического аспекта политической жизни, а во-вторых, способность определяемых с помощью данных понятий явлений оказывать на политику стабилизирующее воздействие. В то же время, режим — лишь одна из характеристик процесса, один из возможных способов его рассмотрения. Сегодня это еще и один, из самых (если не самый) распространенных способов. Но все же «один из». Ибо политический процесс может быть проанализирован и с точки зрения возможных циклов и ритмов, т.е. в его диахронном, стадиальном измерении. Если подходить таким образом, то режим можно определить и как синхронное, структурное измерение политического процесса. Различия здесь вполне очевидны. Одно дело — сталинский режим с характерными для него властными структурами и методами организации политического равновесия, а другое — логика и этапы становления, консолидации и распада режима. Первое относится к режиму, его структуре и поведению непосредственно, а второе — скорее косвенно, помогая, впрочем, понять его исторические границы и особенности эволюции.

Немаловажно уяснить и то, как соотносятся между собой понятия «режим» и «государство». «Государство» - одно из самых древних и употребимых политическими мыслителями понятий, в то время как обращение к категории режима датируется второй половиной XX столетия. Принципиальное понимание государства связано, во-первых, с изучением специализированного аппарата людей, занятых организацией и принуждением в целях управления обществом, а во-вторых, с отнесением к сфере государственной деятельности любого социального действия. В первом случае государство есть лишь определенный политический институт, во втором — устройство политической власти в обществе, то, что позднее получит наименование политической системы. Уже Аристотель достаточно четко разграничил категории «государства» и «государственного устройства». С его точки зрения, «государство (polis) представляет собой нечто составное, подобное всякому целому, но состоящему из многих частей», а «государственное устройство (politeia) есть известная организация обитателей государства» . Поэтому можно сказать, что понятия «государство» и «государственный строй» являются в известном смысле традиционными аналогами более современных, возникших уже в XX веке понятий «политическая система» и «политический режим». Эти последние лишь подтвердили правильность догадок своих предшественников относительно необходимости комплексного, макросоциального осмысления политических явлений.[1] Но для осмысления данных явлений нам надо понять, что такое политические режимы и разобраться в данных вопросах. Рассмотрим признаки основных политических режимов.


Первый демократический режим: демократический режим-это политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства, а также предоставление широкого круга прав и свобод граждан. Демократический режим основывается на принципах демократии, свободы и равенства граждан. При таком режиме народ осуществляет власть как непосредственно, так и через формируемые им представительные органы. Родиной демократии является Древняя Греция.

Признаки демократического режима:

1. Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственной власти посредством референдума и свободных выборов.
2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.
3. Неприкосновенность частной собственности.

4. Свобода средств массовой информации.
5. Действительно провозглашаются и гарантируются права и свободы личности.
6.Легитимность государственной власти.
7. "Силовые" структуры (вооруженные силы, полиция, силовые структуры и др.)) находятся под контролем общества, используются только по прямому назначению, их деятельность регулируется законами.
8. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.
9. Существование гражданского общества с его развитой структурой.
10. Реальное осуществление принципов верховенства права.

11.В отношении граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом».[2]

12.Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его. 

13.Свобода вероисповедания.

14.Принцип разделения властей.[3]

Сегодня большая часть стран мирового сообщества имеет демократический режим управления.

Далее перейдём к тоже достаточно распространённому режиму управления Авторитарному. И так , что такое Авторитарный режим? Ниже попробуем обьяснить. Авторитаризм (от лат. auctoritas "власть, влияние") - политический режим,при котором носитель власти (например, диктатор ИИ и др.) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Основанием для существования такой власти является исключительное мнение ее обладателя. Авторитаризм, как форма политической власти часто сочетается с автократией (форма отношения к власти) и диктатурой (форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, и нет никакой другой правовой системе. Революция ломает существующую правовую систему и объявляет себя носителем власти).