Файл: Современные политические режимы ( ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании Конституции 1958 во Франции. был создан квазисудебный орган - Конституционный Совет. Он рассматривает акты, издаваемые законодательной и исполнительной ветвями власти, на предмет их соответствия Конституции. В Совете 9 членов. Право номинировать их имеют президент страны, главы Национального собрания и Сената (по 3 члена каждый). Назначение производится на девятилетний срок и не может быть повторным. Председатель Совета назначается президентом Франции. из числа членов Совета».

С 1982 исполнительная власть на местах - выборная (до этого осуществлялась префектами, назначаемыми премьер-министром). На уровне департаментов выборными органами являются генеральные советы, на уровне регионов - региональные советы.

во Франции. существовала демократическая и многопартийная система. Есть около. 25 игр. Однако реальное влияние на политическую жизнь оказывают всего 3-4 партии. Это в первую очередь правоцентристская ассоциация в поддержку Республики (ОПР), а левоцентристская-ФСП.
во Франции. складывается ситуация, когда небольшое количество сторонников последних мировых общественных проектов (неолиберализм, модернизация, интеграция) не позволяет сформировать большую партию в их поддержку. Напротив, значительная часть избирателей, требуя изменений, понимает их как движение назад, своего рода контрреформацию. Наиболее последовательными и активными противниками неолиберализма и интеграции являются избиратели Правых и левых экстремистских партий: 1/3 французских избирателей.

2.ФРГ - демократическое, федеративное, правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Действует Основной закон (Конституция), принятый 23 мая 1949. В Основном законе закреплены основные свободы, обязанность государства защищать достоинство человека и право свободного развития личности (это относится не только к немцам, но и к иностранцам), права и свободы граждан, в т.ч. свобода собраний, союзов, перемещения, выбора профессии и т. д., принцип равенства, принцип верховенства закона, принцип разделения властей. Идея правового государства дополняется принципом социального государства: обязанностью государства реализовывать принцип социальной справедливости и защищать социально слабых.»

«Конституционный принцип федеративного устройства означает, что государственностью обладает не только федерация, но и каждая из 16 федеральных земель. В Основном законе чётко прописано разделение компетенций между федерацией и землями. Германия считается классической страной федеративного государственного порядка. Федеральные земли - это не провинции, а государства со своей Конституцией, отвечающей принципам республиканского, демократического, правового и социального государства, и органами власти (выборные законодательные органы - ландтаги и правительства во главе с премьер-министрами).


Основной закон базируется на принципе представительной демократии: вся власть исходит от народа, но он осуществляет её лишь во время выборов и передаёт её реализацию специальным законодательным, исполнительным и судебным органам. Основной закон с учётом опыта Веймарской республики предусматривает ограничение или запрет деятельности политических сил, если они стремятся причинить ущерб демократическому строю или ликвидировать демократию даже демократическими методами».

Главой государства является Федеральный Президент. Он избирается сроком на 5 лет (с возможностью одного переизбрания). Федеральное Собрание-конституционный орган, специально созванный для этой цели. Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), кредиты и назначает послов, назначает и увольняет федеральных судей и др. По итогам парламентских выборов он предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера и может распустить Бундестаг, если тот не поддержит заявление канцлера о доверии. Президент представляет собой надпартийный объединяющий фактор, стоящий над повседневной политической борьбой, но именно он формулирует политические и общественные ориентиры для граждан.

«Высший орган законодательной власти и орган народного представительства - германский бундестаг избираемый народом на 4 года. Основная работа по подготовке законов проходит в профильных комитетах. Пленарные заседания используются обычно для парламентских дебатов по основным проблемам внутренней и внешней политики. Большинство законопроектов вносит федеральное правительство, меньшую часть - депутаты бундестага или бундесрат. Законопроекты проходят три чтения и принимаются большинством голосов (кроме поправок к Основному закону, которые требуют квалифицированного большинства).

Глава высшего органа законодательной власти - президент бундестага.

Второй палатой немецкого парламента является Бундесрат. Это представительство 16 федеративных государств, и его члены не избираются: оно формируется из членов земельных правительств или их представителей; их число зависит от числа жителей Земли. Функция Бундесрата заключается в принятии федеральных законов, если они затрагивают существенные интересы земель (особенно в области государственных финансов). Поправки к основному закону требуют согласия 2/3 членов Бундесрата. Председателя Бундесрата я выбрал в определенном порядке из числа премьер-министра лидера сроком на 1 год. Он действует как Федеральный Президент, когда он не в состоянии сделать это.


Высший орган исполнительной власти - Федеральное правительство. Правительство состоит из 13 федеральных министерств: иностранных дел; внутренних дел; юстиции; финансов; экономики и труда; защиты потребителей, продовольствия и сельского хозяйства; обороны; семьи, пожилых, женщин и молодёжи; здравоохранения и социального обеспечения; транспорта, строительства и жилищного хозяйства; окружающей среды, охраны природы и безопасности реакторов; образования и научных исследований; экономического сотрудничества и развития».

Глава высшего органа исполнительной власти - федеральный канцлер. Он единственный член правительства, которого утверждает бундестаг, и он один ему подотчётен. Только он формирует кабинет, определяет сферу деятельности министров и определяет основные направления политики правительства.

Надзор за исполнением основного закона осуществляет Федеральный конституционный суд, который избирается на равной основе Бундестагом и Бундесратом.
Выборы во все органы народного представительства являются всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18-летнего возраста. Выборы в Бундестаг проводятся по мажоритарно-пропорциональной системе: каждый избиратель имеет 2 голоса, один из которых он отдает конкретному кандидату по своему избирательному округу, а второй за определенную партию. В Бундестаг могут войти только партии, получившие не менее 5% действительных "вторых" голосов или 3 прямых мандата.

3.Италия - «демократическая республика, основой которой является труд», говорится в Конституции, принятой в 1947.

Управление государством осуществляется в соответствии с конституционными принципами и нормами гражданского права. Высший орган законодательной власти - двухпалатный парламент, высший орган исполнительной власти - кабинет министров (правительство). Глава государства - президент. Глава высшего органа законодательной власти - спикер верхней палаты парламента. Глава высшего органа исполнительной власти - премьер-министр».

По характеру распределения прерогатив в итальянской системе правления. это парламентская республика. Нижняя палата (палата депутатов) избирается сроком на 5 лет, верхняя палата (Сенат) - на 6 лет прямым всеобщим голосованием; в первом случае, право голоса имеют граждане, достигшие 18 лет, во второй - 25 лет. Новый закон о выборах 1993 года заменил пропорциональную систему голосования смешанной с преобладанием принципа большинства. В Палате депутатов 3/4 мест заполняются большинством голосов, остальные - пропорционально голосам, поданным за национальные партийные списки, с учетом порога доступа (4%). В Сенате 3/4 мест заполняется большинством голосов, остальные пропорциональны голосованием по районам, причём каждая партия может выставить в избирательном округе не более одного кандидата. Небольшое число сенаторов за особые заслуги перед страной может быть назначено пожизненно.


После выборов Президент назначает премьер-министра, который формирует состав правительства и представляет его на утверждение президенту, а затем в парламент. Правительство подотчетно парламенту. Наличие большого числа фракций в этом органе и нестабильность партийных коалиций обычно приводили к частой смене должностей. Президент (по закону, он не может быть моложе 50 лет) избирается коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат и 58 представителей регионов, на срок 7 лет. Президент может распустить парламент, но не позднее 6 месяцев. до конца срока.

«Высшим органом судебной власти является Конституционный суд. Он состоит из 15 судей, треть которых назначает президент, треть избирается парламентом, а треть избирается обычным и административным Верховными судами.

Система исполнительной и законодательной власти на местах переживает период трансформации. С 1990-х гг. в стране происходит законодательный сдвиг - передача части управленческих функций (а также финансовых и кадровых ресурсов) из центра на периферию. В 1993 введены прямые выборы мэров городов с населением св. 15 тыс чел. и провинций, мажоритарная система выборов в местные законодательные органы (джунты); с 2000 прямым голосованием избираются и главы районов. Важным событием стал пересмотр в 2001 одной из статей Конституции, что дало районам законодательные права по широкому кругу вопросов, в т.ч. право вносить изменения в свои статуты без обязательного одобрения их центром. Все это реально увеличило автономию региональных и местных органов власти. Одновременно повысилась роль функциональных автономий - парагосударственных организаций, обладающих специфической формой самоуправления и тесно взаимодействующих с властями в решении местных задач (торговые палаты, университеты, местные ярмарки, некоторые центры здравоохранения, консорциумы, межмуниципальные предприятия сферы услуг и т.п.). Появилась и новая структура - совещания, представляющие собой органы постоянного взаимодействия центральной администрации с региональными и местными звеньями власти на консультативной основе. Круг вопросов, входящих в сферу деятельности негосударственных структур и институтов местного самоуправления, постоянно растет, что создаёт предпосылки для федеративного переустройства. Однако возникающая система дока не может быть охарактеризована как федерализм, поскольку верхняя палата парламента юридически не является палатой региональных автономий. Начавшаяся реформа носит в известной степени импровизационный характер: механизм передачи управления на субнациональные уровни недостаточно проработаны, многие вопросы разделения полномочий между районами, провинциями и муниципалитетами до конца не прояснены.» Партийная система И. в нач. 1990-х гг. подверглась глубоким изменениям. Предшествовавшая ей система характеризовалась как «несовершенная двухпартийность», поскольку не допускала обычного для демократического государства чередования у власти двух ведущих партий или блоков.[4] Далее рассмотрим страны которые появились как осколки Советского союза, так как эти страны имеют свой собственный вектор политического развития. Большинство стран бывшего постсоветского блока прошли разные этапы от почти анархии до демократии, но сегодня большинство стран постсоветского пространства влияния имеют определённый гибридный режим управления. Попробуем рассмотреть, что же сейчас происходит на пространстве бывшей зоны влияния государства СССР. Понятие «политический режим» выражает способ функционирования политической системы, характер взаи­мосвязи  государственной власти и общества. Он определяет совокупность средств и методов, используемых государством при отправле­нии власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В то время как политическая система представляет собой довольно устойчивую конструкцию, политический режим менее стабилен, изменения его могут колебаться в ту или иную сторону в пределах норм, допускаемых конституцией и законами, особенностями социокультурного развития.


Современное политическое развитие в определенной степени зависит от культурной готовности народов к определенным изменениям. Отказ от прежних и восприятие новых ценностей зачастую продиктованы геополитическими интересами, связанными с принадлежностью к соответствующей цивилизации. В этом контексте можно рассмотреть формирование политических режимов в Восточной Европе. Когда-то единый политический блок состоял из культурно разнородных этнических групп, которые, обретя независимость, по-разному представляли свое дальнейшее развитие.Существуют четыре группы государств, которые принципиально различаются по цивилизационным признакам: страны Балтии – Литва, Латвия, Эстония; государства Восточной Европы - Беларусь, Украина, Молдова; закавказские республики - Грузия, Армения, Азербайджан; государства Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан.
Прибалтийские государства исторически занимали либо прогерманскую (Латвия и Эстония), либо Пропольскую (Литва) позицию и, став разменной монетой во время последнего передела мира, были вынуждены находиться в Едином государственном образовании с геополитически чуждой Россией.

Государства с преобладанием православной культуры, однако, по-разному ориентированы в своем дальнейшем развитии – от максимального расстояния по историческим причинам (Молдова) до максимального сотрудничества (Беларусь) с Украиной окончательно не определились. Эти государства имеют много общего с Россией, о чем свидетельствуют во многом схожие политические процессы.
Несмотря на религиозные различия в закавказских государствах, советское прошлое их объединяло и тесно переплетало, создавая трудноразрешимые этнические проблемы. Их европейская географическая маргинальность способствует маргинальности политической, которая заключается в движении в европейском направлении, но с его кавказскими особенностями. Сильные геополитические игроки в регионе (Турция, Иран) и политическая неопределенность привносят своеобразие в политическую ситуацию в закавказских государствах.

Центрально-азиатские страны, возвратясь к своим традиционным истокам, строят свою государственность, исходя из собственного представления о политике и государстве, на которое оказывают существенное влияние ведущие геополитические игроки региона – Россия, Китай, Иран, а также США, не желающие выхода из-под контроля важного геополитического региона.

Под влиянием перечисленных тенденций в постсоветских государствах формируются политические режимы как традиционного характера с авторитарными чертами, так и демократической направленности с явным налетом советского прошлого.