Файл: Понятие и признаки государства»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы настоящего исследования заключается в следующем. Особую актуальность в настоящее время в связи с глубокой трансформацией современного государства приобретает разработка его теоретических проблем, а также разработка его исторической типологии.

Распределяя признаки изучаемых объектов по однородным группам, выполняя методологическую функцию, типология служит моделью и парадигмой, позволяя при этом формировать понятийный аппарат. Типология является важным инструментом согласования как эмпирического, так и теоретического уровней научного познания.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исследования понятия и сущности государства.

Предметом исследования является государство.

Целью данной работы является исследование понятия и признаков государства.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие частные задачи:

  1. дать определение понятия государства и рассмотреть его признаки;
  2. охарактеризовать Социальное назначение государства и его функции;
  3. рассмотреть исторический процесс становления и развития;
  4. раскрыть современный взгляд на российское государство;
  5. проанализировать форму государственного устройства;
  6. проанализировать форму государственного правления;
  7. проанализировать форму политического (государственного) режима.

Методологическая база и методы исследования. При проведении настоящего исследования применялись как общие, так и специальные методы: диалектико-материалистическая теория познания, метод исторического анализа, сравнительно-правовой метод.

Теоретической основой исследования служат фундаментальные положения теории государства и права, конституционного права и других отраслей действующего законодательства.

Нормативную базу исследования образуют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации.

1 Глава. Социальное назначение государства: понятие и сущность

1.1 Определение понятия государства и его признаки

Институт государства является одной из главных организующих сил человеческого общества. Выступая в качестве формы организации общества, призванной обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, которые обусловлены потребностями общества, и служит его интересам. Государство является политической организацией населения страны, а также общим достоянием населения всей страны[1].


Современные российские ученые вносят свой весомый вклад в изучение теории формирования государства. Так, историк И.Ю. Ерохин отмечает особую роль этнических и национальных групп в государствообразующих процессах прошлого и современности[2].

В центре внимания других историков оказываются процессы формирования социального демократического государства и процессы, предшествующие тому[3].

Главной отличительной чертой государства является то, что оно представляется носителем политической власти и суверенитета. Вследствие этого в нормативном порядке может определять характер, а также порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях. Но, государство не пользуется властными полномочиями в гражданских правоотношениях и выступает на равных началах со своими контрагентами (с участниками правоотношений с противоположной стороны).

В теории государства и права нет единого подхода к пониманию государства. Отсюда юридическая наука оперирует различными понятиями государства[4].

К определению сущности государства существует несколько подходов. Их можно разделить на две группы: первая группа определений характеризует сущность государства исходя из определения самого государства (Л.Гумплович, Б.А. Кистяковский), вторая жестроит определение сущности государства исходя из его развития и эволюции (К. Каутский). В советской юридической науке, исходя из позиций марксизма, сущность государства понималась как орудие подавления господствующим классом класса эксплуатируемого. В западных юридических исследованиях сущность государства характеризуется как инструмент примирения наиболее острых классовых и иных социальных противоречий, который выражает интересы общества в целом. Компромиссной позиции придерживается Александр Васильевич Малько, говоря о том, что в зависимости от конкретных исторических условий в сущности государства может доминировать или классовое начало, основным методом признающее насилие, или общесоциальное начало, стремящееся ненасильственными методами достичь равновесия между разнообразными общественными интересами. Во многих работах ученых - юристов сущность государства характеризуется через содержание и направление государственной власти как наиболее значимого аспекта рассматриваемого явления. Марксистско - ленинская концепция государственной власти исходила из антагонистических противоречий эксплуататорских и эксплуатируемых классов, и характер данной власти рассматривался как способ удержания «в узде» эксплуатируемый класс. Ввиду господства данной концепции в отечественной науке в 1920 - е - 1980 - е годы, многие попытки ученых - юристов характеризовать государственную власть с более широких позиций, преобладавших в буржуазной концепции понимания государства, включавших в себя подход к пониманию государственной власти как средства достижения компромисса между основными социальными силами и группами, подвергались жесткой критике и признавались ненаучными. Но тем не менее, марксистская концепция не отвергала общесоциальную сущность государства, говоря о том, что задача государства заключается также и в осуществлении управления обществом в целях подчинения общественной жизни определенным правилам. Начиная с 1980 - х годов в отечественной науке появилась тенденция в сторону отказа от понимания сущности государства исключительно с классовых позиций. В теории государства и права получают должное внимание концепции, ранее отвергаемые из-за доминирования теории марксизма. К ним относятся идеи о общесоциальной сущности государства, представленные в трудах античных мыслителей, таких как Платон, Аристотель, Полибий, теории общественного договора западных Просветителей, к ним относятся Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж. - Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Было дано развитие теориям социального, демократического, правового государства. Новые подходы к сущности государства приводятся в теориях всеобщего благоденствия Дж. Кейнса, теории конвергенции Дж. Гэлбрейта, теории плюралистической демократии М. Дюверже. Теория благоденствия выдвигает тезис о том, что государство, являясь надклассовым образованием, призвано обеспечить должное внимание интересам всех социальных групп, достигая таким образом всеобщего благополучия. Выдвигается на первый план интерес конкретной личности, защита ее ценности есть основа деятельности государственных институтов. Теория конвергенции представляет собой представление о слиянии капиталистической и социалистической государственной системы, сочетающей в своих функциях и классовые, и общесоциальные начала.


Теория плюралистической демократии выдвигает на первый план идею об отсутствии классового характера у современного общества, об отсутствии четкого разграничения на типичные марксистские классы. Деление общества на группы производится в соответствии с различными критериями, такими как половозрастные, профессиональные, разделение по кругу интересов. Социальные группы, выделенные по данным критериям, оказывают определяющее влияние на государственную политику, тем самым формируя его сущность. Идея общесоциальной сущности государства в современной юридической науке также занимает одно из ведущих мест. В ее поддержку высказываются следующие доводы: поддерживается теория плюралистической демократии; государственной власть может быть не только классовой, но и принадлежать иной социальной группе, отражающей интересы определенного круга лиц; в государствах восточного типа государственная власть преимущественно сосредоточена в руках узкого круга лиц; также, когда государственная власть носит деспотический характер и не отвечает основным общественным интересам, неизбежными являются внутренние социальные потрясение, способные привести к смене власти и делающие ее, таким образом, крайне неустойчивой. Но несмотря на то, что в большинстве современных развитых государств государственная власть осуществляется от имени народа и для народа, нередко случается так, что реальные средства управления обществом находятся в руках крайне узкого круга лиц, что приводит к реальному выражению лишь частных интересов под прикрытием выражения интересов всего общества. Исходя из данного положения, была сформирована идея о двойственной сущности государства, отражающей как интересы узких групп, так и широких слоев населения. Данная идея также подтверждается исходя из общенаучных философских позиций: в государстве, принимая во внимание диалектический подход его рассмотрения, присутствуют в разной пропорции как классовые, так и общесоциальные начала, которые напрямую проявляются в государственных функциях. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что рассмотрение сущности государства в качестве основного критерия его типологии позволяет выделить наиболее существенные характеристики государств и на этой основе проводить их типологизацию.

В Российской социологической энциклопедии под редакцией Г.В. Осипова даётся определение государства Г. Н. Манова: «политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения».


В. Е. Чиркин, анализируя различные подходы к определению понятия государства, дает следующее обобщенное понятие: «государство – это универсальное политическое сообщество и одновременно политическая организация, обладающая особой (суверенной государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общество (в том числе, путем легализованного принуждения), выражающая в процессе социального арбитража прежде всего волю доминирующего социального слоя, учитывающая в определенной мере интересы других слоев и выполняющая общие для общества задачи»[5].

Итак, на основании данных определений можно выделить кратко сущность государства – это форма политической организации общества. Политической – следовательно основанной на властных отношениях.

1.2 Социальное назначение государства и его функции

С принятием Конституции РФ 1993 года в ст. 7 закрепилось положение, согласно которому «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Несмотря на конституционное закрепление такого политико-правового института как социальное государство, он еще не сформирован и выступает в качестве цели, достижение которой возможно посредствам реализации социальной функции. По мнению Олейниковой С.С. «статус социального приобретает исключительно то государство, в системе внутренних функций которого социальная функция играет ведущую роль». В связи с этим проведем анализ значения социальной функции в системе функций государства. Государство выступает в качестве верховного хранителя и защитника интересов индивида.

В настоящее время приоритет защиты прав и свобод человека заставляет развитые страны стремиться к проведению социальной политики, направленной на обеспечение благополучия человека, создание достойных условий развития личности. Этим и объясняется повышение роли социальной функции.

Деятельность социального государства направлена на обеспечение условий для нормальной жизни людей и развитие всего общества в целом, а также защиту прав, свобод и законных интересов всех граждан. Социальная направленность функциональной деятельности является обязательным атрибутом социального государства. Это позволяет говорить об особом положении социальной функции по отношению к остальным функциям государства. Социальная функция представляет собой деятельность государства в социальной сфере[6].


Она направлена на обеспечение достойных условий существования для каждого человека, а также создание равных возможностей для развития личности. Особое внимание уделяется предоставлению социальной поддержки малоимущим, многодетным семьям, инвалидам и иным социально нуждающимся категориям граждан. В системе функций государства социальная функция появилась сравнительно недавно.

Определенные элементы социальной деятельности имели место в деятельности государства на ранних этапах развития, но не носили целенаправленного и систематического характера, а скорее всего, были разовыми действиями. Это объясняется превалированием в государственном развитии раннего периода иных задач, определяющих систему функций.

В настоящее время социальной функции принадлежит приоритетное место в системе внутренних функций российского государства, поскольку ее главной задачей является создание условий для достойной жизни человека в современном обществе. Именно особое значение в обеспечении жизнедеятельности людей определяет особое положение социальной функции. Между всеми функциями государства существует тесная связь, между ними происходит тесное взаимодействие, что влияет на развитие общественной жизни в целом.

2 Глава. Типология государств

2.1 Исторический процесс становления и развития

Типология государства представляет его классификацию, предназначенную для разделения государств на группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

О типологии государства писали многие мыслители: от Аристотеля, Платона и Макиавелли до современных ученых – А. Б. Венгерова, М. Н. Марченко, Л. А. Морозовой. Согласно мнению ученых типология государства в самом общем виде представляет собой классификацию государственных систем, произведенную на основе экономического и духовного критериев с учетом особенностей исторических этапов его эволюции, отражающую неизбежность смены у государства его типа.

В основном типология государств рассматривается с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В основе цивилизационного подхода лежат культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. духовные признаки. Среди представителей данного подхода необходимо выделить А. Тойнби, П. Сорокина, О. Шпенглера и М. Вебера[7].