Файл: Понятие и виды источников права ( Теоретические основы источников права ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. Теория государства и права – общетеоретическая юридическая наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их неразрывной взаимозависимости. Являясь фундаментальной, она занимает ведущее место в системе юридических наук и имеет методологическое значение для всех направлений научной мысли, в той или иной степени затрагивающей проблемы государства и права, выполняя как академическую, так и (опосредованным путём) прагматическую, сугубо практическую роль. Вот почему вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось большое внимание.
Вопрос о единообразном понимании термина «источник права» до сих пор остается открытым. Для наиболее полного исследования источников права, необходимо рассматривать данную категорию не только с формальной точки зрения, но и с позиций различных сфер общественной жизни.
Объектом исследования данной работы являются источники права.
Цель работы – исследование источников права и их видов.
В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:
- Рассмотреть понятие источников права.
- Исследовать соотношение источников права и форм права.
- Исследовать виды источников права.
- Рассмотреть функции теории государства и права.
Методы исследования. В работе проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей деятельности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в работе, осуществлено путем применения историко-правового и логико-юридического методов.
Научно-методическая основа работы: учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы источников права
1.1 Понятие источников права
Термин «источник права» был введен в оборот еще в Древнем Риме, более двух тысяч лет назад. Так, известный памятник права, Законы XII таблиц, считался источником всего публичного и частного права. С тех пор вопрос о понятии, сущности и отличительных признаках данной правовой категории актуален среди правоведов и юристов. Ведь изучение, да и применение, реализация самого права осуществляется непосредственно путем работы с его источниками.
При попытке проанализировать и представить в статье различные трактовки понятия «источник права», мы столкнулись с неожиданно большим количеством материала. Даже если брать во внимание исключительно работы известных цивилистов и правоведов, не углубляясь в статейный исследовательский материал, сложно было бы изложить и половину различных концепций. В этом ключе наука Теория государства и права чем-то схожа с философией: сколько ученых - столько и мнений. В поиске главных, доминирующих идей в этом обширном поле правового материала, зачастую несистематизированного, и заключается сложность данного исследования.
Но попробуем разобраться. Разнообразие трактовок термина «источник права» объясняется, во-первых, сложностью и многогранностью общественных отношений, а во-вторых, множеством значений самого слова «источник» в русском языке. Так, в толковом словаре В. В. Лопатина это и «то, что дает начало чему-нибудь», то, «откуда исходит что-нибудь», а также это «письменный Документ, на основе которого строится научное исследование»[1]. В связи с этим у термина «источник», даже суженного до правового понимания, существует несколько смыслов.
Проанализировав литературу, целесообразно придерживаться следующей классификации:
1. Исторический смысл. В научной литературе понятие «источник права» может толковаться как источник познания права, то есть какой-либо дошедший до нашего времени исторический документ, содержащий нормы поведения давно ушедших веков. Например, Русская Правда, Дигесты Юстиниана, Закон «Об авторском праве» 1911 г. и прочие источники, заложившие фундамент современных правовых систем и, анализируя которые, мы можем проследить этапы развития права.
2. Идеологический смысл. В этом понимании источником права будет правосознание и правовая культура людей. Это совокупность идей, мнений, представлений об идеальном праве, которые люди воплощают в своей правовой и политической деятельности. Причем, как законодателя, так и народа, который непосредственно влияет на формирование права. В работе исследователя Т. А. Васильевой приведена хорошая цитата профессора Н. А. Пьянова: источник права в идеальном смысле «раскрывается в правовых идеях и взглядах на право, в представлении о праве, играющем немаловажную роль в процессе формирования позитивного права»[2]. К этой группе источников, помимо абстрактно понимаемого общечеловеческого сознания права можно отнести и конкретные правовые учения, доктрины, государственные идеологии.
3. Материальный смысл. В этом ключе источники права понимаются как исторически обусловленные экономические, социально-политические, культурологические и юридические факторы общественного развития.
Задокументированное право, регулирующее жизнь общества – внешняя форма выражения воли властвующих политических сил.
Законодательное закрепление тех или иных социальных норм диктуется внешними условиями, в которых существует государство.
Идеологические, социальные, политические, экономические проявления жизни общества определяют реакцию государства и, соответственно, направление его деятельности. Способ производства материальных благ, расстановка классовых сил, наличие или отсутствие государственной идеологии, форма государства – эти и множество других условий наполняют право содержанием, а не придают ей юридическую силу. В этом смысле все вышеперечисленное тоже может считаться источником права. Такого подхода к толкованию понятия придерживался, к слову, и известный русский философ и правовед Е. Н. Трубецкой.
Материальные источники права определяют содержание нормативного правового акта (но не акта применения). То есть в этом смысле источник права понимается как предмет правового регулирования. В основе же применения норм лежит нормативный правовой акт. Приведем пример. Вспышка коронавируса и опасность массового заражения – конкретный материальный источник права, поскольку, исходя из данных фактических обстоятельств, глава Республики Карелия Артур Парфенчиков 12 марта 2020 издал распоряжение, в котором содержится, помимо всего прочего, запрет на проведение на территории данного субъекта спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий с численностью 50 человек и более[3]. Но накладывается штраф на нарушителей данного НПА не на основании эпидемиологической обстановки, а на основании данного распоряжения.
Таким образом, материальные источники права считаются неофициальными, неформальным, однако, их нельзя не учитывать, поскольку они раскрывают причины возникновения права, как в целом, так и относительно каждого принятого нормативно-правового акта.
4. Формально-юридический смысл. «Источник права» понимается как системное документированное закрепление государственной воли. В теоретических правовых науках, и в целом в юридической литературе этот подход к исследуемой категории видится наиболее удобным и, в связи с этим, является наиболее распространенным, поскольку акцент делается на изучение формальной, внешней стороны права, без углубленного понимания социальной или философской его сущности.
Для более точного уяснения данного смысла понятия «источника права», его сущности и роли, приведем определения понятия самого «права». Доктор юридических наук, Н. Т. Радько пишет, что это - «совокупность особых общеобязательных правил поведения; принципов и норм, поддерживаемых силой государственного принуждения»[4]. Судья Верховного Суда Карелии, С. В. Щепалов дает несколько иное определение: «это комплекс культурных норм, соблюдение которых также подкреплено возможностью госпринуждения»[5].
Можно привести еще множество примеров формулировки этого понятия. Однако в каждом, так или иначе, будет фигурировать «государство». Поскольку право – это не только сама юридическая суть его, проявляющаяся в социальных нормах, существующих в сознании людей, но и государственно-волевое явление. Связью между этими двумя категориями является именно источники права. То есть государство регулирует общественные отношения с помощью права, закрепленного и доступного как раз в источниках права в формально-юридическом смысле.
Здесь нельзя не затронуть вопрос о соотношении понятий «источника» и «формы» права. Опять же, у правоведов нет единой концепции на этот счет. Некоторые ученые считают эти понятия синонимами (напр., советские исследователи С. Л. Зивс и М. И. Байтин). Но большинство современных исследователей придерживается рассмотренного так называемого «плюралистического подхода» к источнику права. Основное внимание в рамках такого подхода уделяется категории «формальный источник права», которая воспринимается как наиболее удачная и вполне сложившаяся в современной отечественной юридической науке и имеющая другое обозначение – «форма права».
Поэтому можно говорить, что понятие «источник права» шире и включает в себя понятие «формы права» как разновидность. Источник права - «культура, которая в процессе селективной эволюции вбирает в себя социальный опыт и выражается в общеобязательных правилах поведения», - пишет Л. И. Спиридонов[6]. Но для формулирования соотношения между рассматриваемыми нами понятиями, целесообразнее будет акцентировать внимание на том, что источник права – это «источник содержания правовых норм (откуда черпаются идеи, закреплённые в нормах права)». А форма права – это одна из разновидностей источников права, представляющая собой внешние формы закрепления и выражения права, придающие ему общеобязательный официальный характер. Исходя из этого, к формам права, как единице классификации его источников, мы можем относить и правовые обычаи, и нормативные правовые акты, и юридические прецеденты, и нормативные договоры, и религиозные тексты, и юридическая доктрина, если они на государственном уровне регулируют жизнь общества[7].
1.2 Соотношение источников и форм права
В начале прошлого века И. В. Михайловский писал, что термин «источник права» понимается различно, по поводу чего ведутся споры, основанные на недоразумении. Он полагал, что «нет ничего проще устранить эти недоразумения и согласиться насчет общего понимания термина, которым столь часто пользуется наука. В сущности, почти все ученые одинаково понимают источники права как факторы, творящие право, а разногласия начинаются только при решении вопроса, что должно считаться правотворящими факторами»[8]. При этом «одни говорят, что это объективные условия данной среды, другие, что это высший этический закон, третьи, что это психические переживания личности, четвертые, что это те формы (обычай, закон), в которые облекается высшим внешним авторитетом известное содержание»[9].
Дискуссии по поводу понятия «источник права» имели место и в 40-е гг. XX в., когда под таким источником понимали «тот способ, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила»[10] или в широком смысле «диктатура рабочего класса, то есть советская власть»[11], а более конкретно – законодательные нормы.
С. Ф. Кечекьян считал, что понятие источника права «принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепринятого определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором определяются слова «источник права»[12].
Следует заметить, что «в отечественной юридической науке отсутствует общепринятое понятие источника права. Вместе с тем, реализация концепции правового государства в целях обеспечения устойчивого развития российского общества в целом предполагает наличие научно обоснованной концепции источников права»[13].
Ж. Л. Бержель отмечал, что неопределенность понятия «источник права» связана с тем, что этим термином «принято одновременно обозначать и содержательные и формальные источники права… самые разнообразные принципы: моральные, религиозные, философские, политические, социальные, идеологические – те, которые управляют позитивными правилами, служат их идеологической основой, и те, которые восходят к философии права»[14].