Файл: Теории происхождения государства (Психологическая теория).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп (О.Э. Лейст).[15]
Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права - его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.
Право - более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права - следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.
Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:
1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;
2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);
3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).
На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).
Соотношение общества и государства
Прежде чем начать размышления о соотношении таких объёмных понятий как общество и государство, нужно дать определения этим понятиям.
Общество в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.
Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
Общество и государство это несовпадающие понятия. Государство — это лишь составляющая общества, поэтому общество более широкое понятие, государство является лишь политической частью общества.
Но несмотря на то, что понятия государства и общества далеки друг от друга, у них есть взаимосвязи:
1. Инструментом осуществляющей суверенную волю общества и всего народа является государство;
2. Государство реализует свои функции через правовые инструменты;
3. Государство связано с обществом взаимными правами, обязанностями и ответственностью.
4. В процессе формирования органов государственной власти на них возлагаются ряд обязанностей, которые закрепляются в Конституции, обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.
В конституции определяется мера свободы и ответственности государства перед обществом, устанавливаются пределы вмешательства государства в сферу жизнедеятельности человека. Отличие демократического государства от других главным образом заключается в том, что закон обязателен к исполнению как для членов общества, так и для государства, включая все его ветви власти.
Естественными потребностями человека на всех исторических этапах развития, как общества, так и государства заключались в общении, безопасности и дружбе, без удовлетворения этих потребностей, человек не может ощущать себя благополучным. В современном мире взаимосвязь государства и общества соизмеримы и неотъемлемы. Но что же мы называем обществом, а что государством, какое определение современники дают этому слову.
Общество в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля.
Государство - основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.
Если сравнить определения этих двух объемных по своему смыслу понятий мы видим, что оба они базируются в - первую очередь на идеи того, что это группы людей, которых объединяет общая цель.
В тоже время как прослеживаются общие черты между государством и обществом, так и имеется ряд различий между ними. Вот, к примеру общество появилось ещё в первобытное время, когда у людей возникла необходимость для того, чтобы защищать себя и свои материальные ценности от дикой природы. Необходимость государства же возникла лишь тогда, когда общество (племена) стали оседать на определенных территориях и провозглашали их своей собственностью. Несмотря на явное преимущество государства по своему строению, функциям общество как отдельный механизм сплочённости людей является более живучим механизмом, так как государство теряя свои атрибуты и отличительные черты перестаёт существовать, а потребность людей в общении благодаря которой и создаётся общество всегда будет течь в жилах каждого человека.
Исходными чертами государства является то, что оно есть:
- явление общественное;
- явление политическое;
- представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.
В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:
- "по вертикали" - отличие государства от органов власти общинно-родового строя;
- "по горизонтали" - отличие государства от других политических организаций общества.
От органов власти первобытного общества государство отличает следующее:
- признак "публичной" власти. Вообще-то публичной, то есть общественной, является всякая власть, но в данном случае в этот термин вкладывается специфический смысл, а именно то, что государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу "субъект - объект"). Этот момент находит проявление в существовании профессионального государственного аппарата. Органы же власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, то есть субъект и объект власти совпадали (полностью или частично). Фридрих Энгельс замечал, что родовой старейшина "стоит внутри общества", тогда как монархи и другие государственные деятели "вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним". Таким образом, одним из основных признаков государства является то, что оно представляет собой аппарат публичной власти. С позиций этого признака государство характеризуется как организация политической публичной власти;[16]
- в родовом обществе люди управлялись, можно сказать, непосредственно, будучи объединены по признаку кровного родства. В государственно-организованном же обществе непосредственно управляются и организуются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории: люди подпадают под власть государства в целом или государственного органа, управляющего той или иной административно-территориальной единицей, постольку, поскольку они находятся на их территории, то есть власть государства организуется по территориальному принципу, и в этом смысле государство есть страна;
Заключение
Проанализировав этапы развития человечества от первобытного общества до государства можно сделать вывод, что именно с развитием целостности общества возникла потребность в наличие государственности в этом обществе. Для любого человека в период воспитания и становления его как личности необходимы и кнут и пряник, так же происходит и во взаимоотношении общества и государства. Государство оказывает членам своего общества как поддержку в его становлении и развитии, что проявляется в различным государственных социальных программах поддержки населения, так и сдерживает его от нарушения моральных и нравственных табу, дабы не допустить расслоения общества. Существует множество форм и видов проявления государственности, но каждое из них должно быть нацелено в первую очередь на идею дать своим гражданам ощущение защищённости и благополучия, правда управленческие аппараты по разному смотрят на эту идею, кто то добивается этих целей путём тиранических сдерживаний, а кто то пытается пройти либеральный путь достижения данных целей.
Так же хотелось бы добавить, что несмотря на то, что во многих учебных изданиях высказывается теория о том, что потребность в государстве возникла как бы сама собой, нельзя упускать тот факт, что именно общество, его члены, то есть сами люди ввели данное понятие и все его составляющие в свою жизнь и именно мы сами участвуем в написании законов, введении новых санкций, мы выбираем правителей и наделяем их властью правления над нами.
Источники
- Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Издательство МГУ, 2015. — 470 с.
- Малков С. Ю. Логика эволюции политической организации государства. — М.: КомКнига, 2015. — 340 с.
- Томас Гоббс. Левиафан. 1651. 420 с.
- Орлов Е. В. Аристотелевский эссенциализм и проблема «формулировки проблем». // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Философия и право. − 2004. — Т. 2, вып. 1. — С. 250 с.
- Томас Гоббс. Левиафан. 1651. 350 с.
- Карл Маркс. Капитал/ Ленинздат-классика. 2018. сс.400
- Гумплович, Людвиг. Социология и политика. — М., 1895. — 124 с.
- Брайович С. М. Карл Каутский — эволюция его воззрений. — M.: Наука, 1982. — 231 с.
- Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С.132-146.
- Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество. // Правоведение,. 2013. № 8.
- Крадин Н. Н. Основные закономерности происхождения государства // Краткие сообщения института археологии РАН № 239. М., 2015.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 2013.
- Нерсесянц В. С. «Общая теория права и государства», Москва, 20013 год. Сс.179-185
- Платон. Государство. / Академический Проект. 2015. cc. 231-235
- Социальная статика : Изложение социальных законов, обусловливающих счастье человечества = Social Statics (1851). — Санкт-Петербург, 1872. — 471 с.
-
Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Издательство МГУ, 2015. — 23 с. ↑
-
Малков С. Ю. Логика эволюции политической организации государства. — М.: КомКнига, 2015. — С. 115—126. ↑
-
Орлов Е. В. Аристотелевский эссенциализм и проблема «формулировки проблем». // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Философия и право. − 2004. — Т. 2, вып. 1. — С. 161—169. ↑
-
Томас Гоббс. Левиафан. 1651. 123-134 сс. ↑
-
Гумплович, Людвиг. Социология и политика. — М., 1895. — 124 с. ↑
-
Брайович С. М. Карл Каутский — эволюция его воззрений. — M.: Наука, 1982. Сс 132-141 ↑
-
Фома Аквинский. Против ошибок греков / Комментированный пер. Ильи Бея. — К.: Кайрос, 2017. — 190 с. ↑
-
Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С.132-146. ↑
-
Платон. Государство. / Академический Проект. 2015. cc. 231-235 ↑
-
Социальная статика : Изложение социальных законов, обусловливающих счастье человечества = Social Statics (1851). — Санкт-Петербург, 1872. — 312-329 с. ↑
-
Карл Маркс. Капитал/ Ленинздат-классика. 2018. сс.178-183 ↑
-
Очерки философии права. Вып. 1. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. — С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1900. — 138 с. ↑
-
Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество. // Правоведение,. 2013. № 8. ↑
-
Нерсесянц В. С. «Общая теория права и государства», Москва, 2013 год. Сс.179-185 ↑
-
Крадин Н. Н. Основные закономерности происхождения государства // Краткие сообщения института археологии РАН № 239. М., 2015. ↑
-
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 2013. Сс 214-223 ↑