Файл: Теории происхождения государства (Психологическая теория).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
Введение
С древних времен человечество интересовало природа происхождения института государства как скрепляющего элемента жизни общества. Изучение происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний день.
Процесс рождения и становления государства показывает, что общество достигло серьезной стадии развития. При общей закономерности становления государственных институтов в различных регионах мира, есть определенные факторы, противопоставляемые друг другу. К ним можно отнести и причины, которые и стали основополагающими при становлении государств.
До сих пор нельзя в точном мере установить, каким образом происходило образование государства. Это происходит по той причине, что различные факторы можно отнести к нескольким теориям, противоположным друг другу.
Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты. Чем больше она изучается, тем больше становится раскол во мнениях. Именно по этой причине необходимо обобщить основные существующие на данный момент парадигмы развития государства.
Актуальность данной работы заключается в том, что сравнительный анализ теорий происхождения государства позволит в полной мере понять основные вехи развития института государственности в России и мире.
Предметом исследования процесс возникновения, становления и развития государства, его общие закономерности и процессы, а также признаки, формы и черты государственности, место и роль государства в жизни общества на протяжении истории.
Объект исследования – различные теории происхождения государства.
Цель исследования – изучить основные теории происхождения государства и выявить наиболее отвечающие современным требованиям факторы, повлиявшие на становление этого института в современном мире
Задачи исследования:
- Сформулировать основные определения, касающиеся происхождения государства;
- Рассмотреть основные теории происхождения государства;
- Провести сравнительный анализ основных теорий происхождения государства;
- Выделить преимущества и недостатки вышеприведенных теорий;
В качестве методологической основы данной работы выступает комплекс взаимодополняющих методов исследования: обзорный анализ теоретической литературы по исследуемому вопросы, обобщение и сравнительный анализ имеющихся фактических данных по изучаемому объекту.
Структура работы. Данная курсовая работа включает введение, два основных раздела, которые состоят из четырех подразделов, заключение и список использованных материалов и источников.
Общий объем курсовой работы составляет 26 страниц, без литературы.
Первая глава Факторы возникновения государства
Для изучения причин возникновения государства необходимо сначала рассмотреть само понятие этого института.
Итак, государство — это особая универсальная политическая организация общества, которая обладает публичной, государственной властью и определенным аппаратом регулятивного воздействия на общественные отношения, которая выражает прежде всего интересы экономически доминирующего социального слоя, а также выполняет «общие управленческие дела» для всех граждан и осуществляет специфический арбитраж в обществе. [1]
Из данных определений следует, что теория и права государства имеет дело с определенной частью государственных явлений. Для возникновения любого государства нужна добровольная солидарность большей части взрослых членов определенного объединения. Таким образом, можно сказать, что государства не было и не могло быть до тех пор, пока отдельные члены общества, под давлением житейских потребностей, не научились слаженности и единению ради общности интересов, пока семейная солидарность была очень непрочной, а родовой и вовсе не было или же она возникала лишь временно в слабой степени.
Формирование государства впервые стало возможным в двух случаях: - в процессе значительного разрастания стадной семьи и развития семейной солидарности до необходимой прочности; - в случае, когда общность интересов появилась между членами в моногамических, полигинических, полиандрических и малолюдных стадных семьях и сверх того сформировалась значительная родовая солидарность. В первом случае государство формируется как одна многолюдная стадная семья, а во втором случае как союз нескольких семей. Но в итоге все они появляются в результате естественного прироста численности населения.[2]
Для становления и развития государства как общественного института нужно, чтобы объединение людей действительно стало одним целым и выработало особый общественный орган, который будет руководить его жизнью. Если говорить о причинах возникновения государства, то нужно отметить, что этот процесс был закономерным и являлся следствием естественного развития общества.
Государство сформировалось из общества посредством распада устоев первобытнообщинного строя. На это повлияло множество причин и факторов. К таким причинам можно отнести следующие: 1) Всесторонне развивающийся процесс общественного разделения труда. Суть этого процесса в выделении управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По причине развития производительных сил и усиления хозяйственных связей у общества возникла потребность в совершенствовании управленческих функций и концентрации их у конкретных лиц и органов. 2) Появление и развитие частной собственности в ходе становления общественного производства. В итоге государство сформировалось как результат классовой раздельности и неприменения межклассовых взаимоотношений, как политическая организация экономически господствующего класса и средство подавления им других классов и слоев. Данная теория происхождения государства была соответствовала марксисткой идеологии. В частности, Ленин в своих трудах ни один раз утверждал, что государство — это «машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Немарксистские научные направления в целом не отрицают существенного воздействия экономических и социально-классовых отношений на возникновения государственности, но при этом они не считают роль частной собственности и классов основополагающей. В истории были случаи, когда формирование государства предшествовало и содействовало классовому расслоению общества. Также можно выделить и ряд иных причинных факторов, которые способствуют формированию государства. К таким факторам относятся: демографические, антропологические, психологические, рациональные и эмоциональные, а так же завоевание территории. Рассмотрим данные факторы чуть подробнее.
1. Демографический фактор. В рамках него речь идет о воспроизводстве самого человека. В первую очередь здесь можно сказать о росте численности и плотности населения, перехода от кочевого к оседлому образу жизни, запрете кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Это всё усиливало необходимость общества в регулировании взаимосвязей между людьми, которые проживают на конкретной территории.
2. Антропологический фактор. Основоположники этой концепции полагают, что сама общественная природа человека и есть источник государственной формы организации. Еще в античное время в своих трудах Аристотель утверждал, что человек, являясь существом в высшей степени коллективным, может реализовать себя самостоятельно только в процессе общения. Государство же, подобно семье и селению, это естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития.[3]
3. Психологический, рациональный и эмоциональный фактор. В данном случае государство рассматривается как результат человеческого мышления и разума, созревающий под влиянием потребностей и эмоций человека. Такого рода точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. Т. Гоббс считал, что сильнейшим мотивом, который побуждает людей к заключению общественного договора о создании государства, это страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Вообще, Томас Гоббс считал, что у человека есть основные права, которые необходимо защищать. Люди боятся потерять свои основные права, поэтому они вынуждены объединяться и по этой причине им нужны институты, которые защитят основные натуральные права. [4]Д. Локк полагал, что на первом месте стоит человеческий разум, он верит в то, что государство может лучше обеспечить естественные права человека, нежели традиционные, до государственной формы общежития. То, что реальное государство сформировалось как результат длительного естественно-исторического развития государства, а не после подписания общественного договора - очевидно. Но для конкретного промежутка времени концепция государства имела серьезное значение, выдвинув на первый план вопросы взаимоотношений личности, общества и государства.
4. Имперский фактор - завоевание одних народов другими. На появление этого фактора повлияло то, что в тех или иных регионах мира опреденные племена объединялись с целью захвата новых ресуросв. Что касается причин для таких действия, то можно выделить нехватку своих земель для прокорма домашнего скота и людей, небольшое количество натуральных ископаемых и похожих ресурсов, таких как источники золота, железа, олова и проч. Наиболее данный фактор повлиял на развитие теории насилия, которая является одной из наиболее распространённых парадигм, объясняющих происхождение государства и права. Наиболее выдающиеся её сторонники — немецкий философ и экономист Е.Дюринг (1833—1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838—1909),[5] Каутский Карл (1854—1938)[6] - считали данный фактор одним из основных причин возникновения государства. В соответствии с их концепцией государство появилось как результат внешних завоеваний и политического насилия, это в свою очередь усилило социальное неравенство, привело к появлению классов и эксплуатации. Исходя из всего вышесказанного мы можем сказать, что государство стало результатом совокупного сочетания различных причин и факторов. В целом государство появляется, развивается и реформируется под влиянием как внешних, так и внутренних причин, которые не могут существовать по отдельности. Государство возникает в результате усложнения экономической и социальной жизни.
Вторая глава Теологическая теория происхождения государства
Перед тем, как провести сравнительный анализ теорий происхождения государства, необходимо рассмотреть каждую из таких теорий.
Итак, на сегодняшний день существуют следующие основные теории происхождения государства:
- Теологическая теория;
- Патриархальная теория;
- Договорная теория;
- Теория насилия;
- Органическая теория;
- Материалистическая теория;
- Психологическая теория;
- Патримониальная теория.
Рассмотрим поподробнее каждую из них.
Теологическая теория происхождения государства и права берет за основу религиозные понятия. Теология – учение, объясняющее толкования и появления знаний о Боге. Она восходит к изысканиям
наблюдениям ученых начала зарождения мира.
Эта теория получила распространение во времена средневековья. Ее основателем принято считать Фому Аквинского (1225 - 1274), сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879 г. энцикликой (послание Папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству) папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).[7]
По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.