Файл: Понятие и виды источников права (Судебный прецедент в российской правовой системе).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы источников права
1.1. Понятие и сущность источников права
1.2. Классификация источников права
Глава 2. Характеристика некоторых источников права
2.1. Особенности федеральных конституционных законов как источников права
2.2. Правовой обычай в российском праве
Глава 3. Судебный прецедент в российской правовой системе
3.1. Понятие и сущность судебного прецедента
3.2 Судебный прецедент в правовой системе Российской Федерации
Введение
Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение, которое одни ученые называют формами права, другие - источниками, третьи - и формами, и источниками одновременно.
Наиболее важной, определяющей характеристикой источника права является его обеспечение силой государственного принуждения.
Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Различаются следующие основные источники (формы) права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.
Ни один обычай ли, прецедент ли, нормативный акт ли, доктрина ли, договор ли, другой источник права ли не стал бы таковым и не принял бы общеобязательного значения без санкции и вмешательства государства.
Цель работы – исследовать комплексный анализ видов источников права.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятие и раскрыть сущность источников права;
- рассмотреть классификацию источников права;
- выявить особенности федеральных конституционных законов как источников права;
- разобрать правовой обычай в российском праве;
- проанализировать судебный прецедент как источник права;
- охарактеризовать судебный прецедент в российской правовой системе.
Объектом исследования является источники права.
Предметом исследования являются нормы современного законодательства, регламентирующие источники права.
Методологической основой исследования, для решения поставленных целей и задач работы являются общеизвестные методы: обобщения, элементы моделирования, информационно-правовой, а также метод анализа литературных источников и иные методы научного анализа и исследования.
Теоретической основой настоящей работы являются труды Воронова Е.Н., Гуляницкой Д.А., НасекинойА.Г., Максименко Е.И. и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы источников права
1.1. Понятие и сущность источников права
Источники права характеризуются как категория более широкая по смыслу, в связи с чем, различают источники права в историческом, материальном, идеальном, формально-юридическом и других значениях. Таким образом, формы (источники) права - это внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства. Несмотря на разнообразие и значительную специфику действующих источников права, всем им присущи некоторые общие черты. Источник права есть конечный итог правотворческой деятельности определенных субъектов, управомоченных формировать право, так своеобразие действующих в обществе источников права обусловлено спецификой их происхождения. Источник права имеет нормативный и официальный характер. Источник права нацелен на стабильность, предсказуемость. Он фиксируется в определенных письменных формах, поэтому обеспечивается их доступность, общеизвестность, единообразное понимание и применение на практике. Важнейшим свойством источников права является их иерархичность, благодаря чему они и внешне выражают, и организуют, структурируют государственную волю[1].
Источник права — сложное явление, которое не существует лишь в одном значении. Так, право нельзя отрывать от конкретных материальных условий, от действительности, в которой оно существует. По этой причине под источником права необходимо понимать то, что детерминирует эволюцию права, влияет на него, — общественные условия, которые обусловливают содержание норм права. В этом значении выражается материальный смысл термина источника права. В идеальном смысле под источниками права понимаются идеи, отраженные в правосознании. Так, судьи руководствуются не только законом, вынося решения, но и внутренним убеждением. Под источником права также следует понимать те объекты действительности, в которых право выражается и закрепляется, — официальные документы. В этом смысле термин «источник права» употребляется как форма права. В мировом юридическом пространстве, где сосуществуют и взаимно влияют друг на друга различные правовые системы, известны следующие виды юридических источников права: нормативный правовой акт, правовой обычай, договор нормативного содержания и юридический прецедент. Теория права также выделяет и неюридические источники права: общественные условия, общие принципы права, юридическая наука, правосознание и религиозная доктрина[2].
Источник права в формально-юридическом значении - это «способ выражения (оформления) и закрепления нормы права как идей о должном или допустимом в объективной действительности, то, где содержится норма права, то, откуда юристы-практики черпают знания о нормах позитивного права». Формально-юридическое представление об источнике права является наиболее распространенным и употребляемым.
В научной литературе периодически ставился вопрос об источниках субъективного права, которое рассматривалось «как нравственная возможность, или иначе как законная свобода что-то делать или требовать». Сохраняется и традиция рассмотрения материальных, естественных и иных реальных источников права преимущественно в теоретическом аспекте, а формально-юридических источников - преимущественно в практическом плане.
Применительно к позитивному и частично естественному праву предпринимаются попытки их классификации по различным критериям. В зависимости от природы, характера, содержания, степени определенности и формы выражения источники права подразделяют на реальные и формальные, первичные (материальные и иные) и вторичные (формально-юридические).
Независимо от критериев классификации источников права, их видов, понятия и содержания они в рамках конкретной правовой системы представляют собой единое целое, формирующее эту систему и наполняющее ее нормативным содержанием.
Определенной национальной правовой системе присуща собственная система источников права. При этом отдельные источники права могут выходить за пределы такой системы, формируя правовые семьи. Это, прежде всего, формально-юридические источники права: законы, декреты и т.д.
Иерархический характер источников права проявляется не только в делении их на материальные, социальные и т.п. (первичные) и формально-юридические (вторичные), но и в характере отношений между первыми и вторыми.
Формально-юридические источники (законы, постановления правительства, министерские приказы и др.) в зависимости от их юридической силы находятся в строгом иерархическом, соподчиненном порядке, дополняя и детализируя друг друга. Взаимозависимость и взаимообусловленность существуют и в системе первичных источников права, материальных и социальных факторов, выступающих в качестве таковых[3].
Правообразование, правотворчество и законотворчество отражают процесс формирования, становления и развития права и его составных частей, включая источники права.
Хотя понятия «источник права» и «форма права» считают «традиционно устоявшимися, а противоречия - преодоленными, проблема форм и источников права продолжает оставаться актуальной, поскольку она имеет не только терминологическую, семантическую сторону, но и содержательную».
Существуют два варианта решения этой проблемы. Первый заключается в отождествлении источника и формы права: «Под формой (источником) права понимаются определенные способы (приемы, средства) выражения государственной воли общества. К исторически сложившимся разновидностям формы выражения права (источникам права в юридическом смысле) относятся правовой обычай, судебный прецедент, договор с нормативным содержанием, нормативный акт».
Второй подход к проблеме соотношения источников и форм права состоит в том, что данные понятия рассматривают как несовпадающие, не равнозначные друг другу: Если «форма права» показывает как организовано и выражено вовне содержание права, то понятие «источник права» охватывает истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.
Анализ понятий и содержания источников и форм права свидетельствует о том, что в одних случаях они могут совпадать друг с другом, быть тождественными, а в других существенно отличаются друг от друга.
Совпадение источника и формы права имеет место, когда речь идет о формально-юридических или просто формальных источниках права, где форма указывает на то, каким образом организовано и выражено вовне юридическое (нормативное) содержание, а источник - каковы юридические и иные факторы, предопределяющие форму права и ее содержание.
Что касается первичных источников права как материальных, социальных и иных факторов, определяющих процессы правообразования, правотворчества и законотворчества, то здесь совпадение источников и форм права отсутствует.
Таким образом, при совпадении понятий «источник права» и «форма права» обозначающие их термины следует рассматривать как идентичные по смысловому значению, содержанию и взаимозаменяемые. В других случаях такая взаимозаменяемость этих понятий невозможна.
1.2. Классификация источников права
Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение[4].
Различаются следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт, международное право, доктрина и религиозные тексты.
А.В. Малько выделяет четыре основные формы права[5]:
- нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);
- правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
- юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел;
- нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права[6].
В настоящее время юриспруденция и практика правового регулирования выделяют несколько видов источников права. Наиболее распространенными являются: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, нормативно-правовой акт. Названные источники права обладают целым рядом особенностей. Одни из них устанавливаются в результате целенаправленной деятельности специальных государственных органов, например, нормативно-правовой акт, другие вырабатываются общественной жизнью на протяжении определенного исторического развития и в последующем лишь одобряются и санкционируются государством, в частности, правовой обычай, третьи создаются в процессе разрешения компетентными органами конкретных жизненных споров, ситуаций - правовой прецедент. Обратимся к наиболее типичным и важным источникам права.
Одним из древнейших источников права является правовой обычай, представляющий собой нормы, которые сложились в обществе в результате многократного применения независимо от государственной власти и приобрели в его сознании обязательное значение. Обычай становится правовым после получения одобрения государства и закрепления его как юридического источника. В результате государственно-властное санкционирование придает обязательность норме социального обычая, который в своей реализации обеспечивается мерами государственного принуждения. Обычно-правовое регулирование играло особенно большую роль в период зарождения, становления и развития государства. Правотворческая деятельность государства тогда осуществлялась в основном в виде принятия и одобрения сложившихся обычаев. С развитием государственности правовой обычай утрачивал ведущие позиции в системе источников права, уступая актам государства. Современная роль правовых обычаев в регулировании общественных отношений обусловлена признанием его одним из официальных источников права в российской правовой системе. Возможность его использования предусмотрена в частноправовой сфере: в гражданской и семейной отраслях. Так, статья 5 ГК РФ[7], посвященная обычаям, закрепляет, что обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правоприменительной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе. Так же Кодекс торгового мореплавания РФ[8] в статье 129 «Уведомление о готовности судна к погрузке груза» в пункте втором закрепляет, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии такового - обычаями данного порта. Также следует отметить тот факт, что в Конституции РФ[9] не упоминается понятие «обычай», но в статье 99 пункте 3 закреплено: «Первое заседание Государственной думы открывает старейший по возрасту депутат», то есть, таким образом, действует формальный обычай, который существует на протяжении многих лет.