Файл: Адаптация персонала в организациях разных типов(Сущность адаптации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления адаптацией персонала
1.3 Особенности управления адаптацией
Глава 2. Система управления адаптацией персонала
2.1. Понятия и сущность системы адаптации персонала
2.2. Факторы и процесс адаптации персонала
2.3. Виды адаптации сотрудников организации
2.4. Направление деятельности и организационные решения процесса адаптации персонала.
2.5. Заключающая ступень работы по адаптации персонала
Глава 3. Адаптация персонала в организации
3.2. Оценка существующей системы адаптации персонала в организации: суть, проблемы, пути решения
3.3. Практические выводы по системе существующей системы адаптации персонала в организации
Успешность адаптации зависит от характеристик производственной среды и самого работника. Адаптация как процесс характеризуется определенной продолжительностью, следовательно, имеет свое начало и окончание.
С позиций управления кадрами, формирования трудового потенциала, определения сроков адаптации большое значение имеет выяснение такого понятия, как предел адаптации.
При определении сроков адаптации (а с ними и возможного ущерба) в качестве ее предела, или точки отсчета завершения ее как процесса, могут использоваться определенные количественные показатели, характеризующие отдельные стороны адаптации, или система показателей. В частности, можно выделить:
- объективные показатели — уровень и стабильность количественных показателей труда;
- субъективные показатели — уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и другое [12].
Перечисленные показатели имеют отношение к непосредственным результатам работы, тогда как зачастую требуется проанализировать конкретную работу каждого задействованного в адаптации подразделения. В этом случае необходимо учитывать следующие показатели (так, как они представлены в учебном пособии Кибанова): составление программ по адаптации; проведение лекций, семинаров; работа с молодежью; составление программ адаптации; знакомство с предприятием; знакомство с рабочим местом; объяснение задач, требований к работе; введение в коллектив; поощрение помощи новичкам со стороны наставников; обучение молодых рабочих.
Другой подход к оценке производственной адаптации исходит из характеристики и результатов каждой из ее сторон.
Так, для характеристики психофизиологической адаптации, особенно на работах с большим физическим напряжением (например, для оценки степени тренированности, как одного из результатов адаптации) используются показатели выработки и энергозатрат, а также показатели состояния сердечнососудистой системы, функции кровообращения, дыхания, скорость восстановления и т.п.
2.5. Заключающая ступень работы по адаптации персонала
Заключающей ступенью работы службы управления персоналом по адаптации новых сотрудников является организация контроля процесса адаптации, который призван решать проблемы, возникающие у новичков, и устранять факторы, мешающие их закреплению в коллективе. По завершении адаптации непосредственный руководитель должен написать краткую характеристику на работника и передать бланк адаптации в службу управления персоналом[13].
Службы адаптации работника могут выступать как самостоятельные структурные подразделения (отдел, лаборатория) или же входить в состав других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные работники) — в отдел кадров. Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур.
Именно службе адаптации или службе по работе с персоналом необходимо донести до нового сотрудника о сложившейся корпоративной культуре организации, системе документооборота компании и о служебных взаимоотношениях, ведь для каждой организации существует свой, сложившийся со временем стиль общения между сотрудниками.
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
- Выделение соответствующего подразделения (бюро, отдела) в структуре системы управления персоналом. Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям предприятия.
- Развитие наставничества.
Главная цель этих подразделений, служб это – сделать процесс адаптации как можно более коротким и безболезненным.
При организации научно обоснованной системы управления адаптацией исходят из целей и задач, представленных на схеме рис. 1.
Управление адаптацией персонала
организации
Обеспечение взаимного приспособления и постепенного вхождения работников в социально – экономические и производственные условия
Развитие положительного отношения к новой профессии
Экономия времени непосредственного руководителя и работника подразделения
Сокращение периода привыкания новых работников
Уменьшение стартовых социально – психологических и материальных издержек у новых работников
Рис. 1. Цели и задачи системы управления адаптацией персонала в организации[14]
Подразделение по управлению адаптацией должно выполнять следующие функции: изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, проведение мероприятий по адаптации к нему, осуществление соответствующей переструктуризации кадрового потенциала; наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описание работ, тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей адаптации; расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам, закреплением ротаций и внутрифирменными перемещениями кадров, формирование стабильного трудового коллектива; организация взаимодействия с региональной системой управления адаптацией на взаимовыгодных условиях.
Глава 3. Адаптация персонала в организации
3.1. Описание организации
Полное название предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Фин- Сити».
Деятельность компании – телемаркетинг, аутсорсинг
Место нахождения: г.Воронеж
Организационная структура предприятия: по объему производства и численности работающих относится к числу малых предприятий России.
Организация была основана в 2015-м году, при этом опыт топ-менеджеров имеет пятнадцатилетнюю историю работы в области прямых продаж, телемаркетинге, банковской сфере, построению стартапов, ритейле, фитнес индустрии и т.д. На сегодняшний день открыто 5 офисов в разных городах. Главное отделение находится в Воронеже.
3.2. Оценка существующей системы адаптации персонала в организации: суть, проблемы, пути решения
Целью системы управления адаптацией работников является обеспечение более быстрого вхождения в должность принятого сотрудника, уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в работу, формирование позитивного образа организации, уменьшение дискомфорта первых дней работы.
Основными задачами адаптации являются:
- сокращение периода приспособления вновь принятых работников к требованиям и условиям труда на предприятии (уменьшение периода привыкания новых работников к профессии, приобретения ими в короткие сроки необходимых профессиональных навыков);
- закрепление вновь принятых работников в ООО «Фин- Сити», повышение их мотивации;
- сокращение текучести персонала;
- экономия времени непосредственного руководителя и коллег;
-развитие у новых сотрудников благоприятного и позитивного отношения к работе, чувства удовлетворённости трудом;
- снижение чувства дискомфорта, тревожности и неуверенности у новых сотрудников;
- уменьшение издержек, связанных со временем достижения новыми сотрудниками необходимых показателей работы.
Общее руководство адаптацией вновь принятых сотрудников осуществляет заместитель директора по персоналу. Организационные вопросы решают специалисты отдела по работе с персоналом. Технические вопросы решают руководители подразделений и наставники, вопросы стимулирования новых сотрудников и их наставников — специалисты отдела трудовых отношений и организации труда.
Процесс адаптации вновь принятых сотрудников проходит в 3 этапа:
1 этап - подготовительный или этап профессиональной ориентации и отбора кандидатов на работу.
2 этап - этап профессиональной адаптации, прохождение обучения.
3 этап - этап профессионального саморазвития новых сотрудников в коллективе.
Как и при наборе кадров, так и при введении в должность новичков важно понять основные мотивы, обусловливающие для них необходимость работы, а также связанные с этим надежды и опасения. Большинство людей, приступая к работе, хотят быстрее ее освоить и показать, что они могут справиться с ней хорошо. Однако независимо от того, первая это их работа или нет, новые сотрудники приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в должность или, иными словами, программа адаптации персонала.
В компании разработаны положения «Об адаптации» и «О наставничестве».
Положение «Об адаптации» устанавливает порядок процесса адаптации работников. Процесс адаптации направлен на создание необходимых условий для вхождения работника в организацию и наиболее быстрого достижения им эффективных результатов работы. А также определение области ответственности структурных подразделений и должностных лиц в процессе адаптации работников.
В компании процесс адаптации совпадает с испытательным сроком – три месяца.
В положении «О наставничестве» закреплена цель наставничества — достижение необходимой эффективности работников организации в максимально короткие сроки посредством оптимизации процесса их адаптации и организации процесса обучения на рабочем месте. В положении прописаны также меры материального и нематериального поощрения наставников.
С целью решения поставленных задач было решено провести анализ программы адаптации персонала на ООО «Фин - Сити» на соответствие ее основным требованиям по составлению данной программы.
Программа адаптации устанавливает общие правила и представляет собой комплекс необходимых действий.
Процесс адаптации носит индивидуальный характер. Для персонификации процесса необходимо создание программы адаптации для каждого принятого работника. Содержание программы зависит от следующих факторов: содержания работы; статуса и уровня ответственности принятого сотрудника; рабочего окружения; личных качеств сотрудника.
Организация процесса адаптации происходит следующим образом. Накануне официального выхода принятого сотрудника на рабочее место , после прохождения им обучения, непосредственный руководитель выполняет следующие процедуры: подготавливает должностную инструкцию работника; подготавливает все информационные материалы, которые будут выданы работнику в первый день работы; информирует заранее будущих коллег о приходе нового работника; назначает наставника или просит, кого – нибудь из будущих коллег оказывать неформальную помощь; проверяет готовность рабочего места; связывается с работником, для того чтобы убедиться, что все в порядке. Эти процедуры (действия) непосредственного руководителя направлены на снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником в первые дни работы.
Общее ознакомление предусматривает ознакомление и получение общего представления об истории, миссии и корпоративной (организационной) культуры компании. На данном этапе новый работник получает общее представление об ООО «Фин - Сити»; ознакамливается с основной политикой и стратегией, с порядком и сроком выплаты заработной платы, с дополнительными льготами, с правилами охраной труда и техникой безопасности, с правилами внутреннего трудового распорядка.
Следующий этап адаптации заключается в введение в подразделение (организацию) нового работника. Он предусматривает ознакомление и получение представления о подразделениях (действующих и запускающихся проектах). На этом этапе работник: осматривает свое подразделение; представляется сотрудникам подразделения; знакомится с положением о подразделении; основами системы материального стимулирования и премирования работников; организацией питания на предприятии; процедурами, правилами, инструкциями, предписаниями; основными целями и задачами подразделения (отдела, цеха, участка); с порядком принятия пищи, курения, перерывов, отдыха; с порядком выноса вещей из отдела, предприятия; с порядком пользования телефонами.
Введение в должность (профессию) предусматривает ознакомление принятого работника с основными задачами рабочего процесса. На данном этапе затрагиваются следующие темы: должностная инструкция работника; цели и функции рабочего процесса на рабочем месте сотрудника; процедуры взаимодействия с подразделениями, различными рабочими местами внутри подразделения; процедуры и технологические инструкции рабочего места; нормативы и критерии качества выполнения рабочих операций в системе общего рабочего процесса; возможность сверхурочных работ и порядок их организации в отделе, предприятии; порядок взаимопомощи и сотрудничества в отделе в случае отсутствия сотрудника; перечень исполняемых документов и порядок отчетности; порядок хранения, использования информации и уничтожения рабочей документации; пределы компетенции и инициативы сотрудника; технологические правила, процедуры характерные для данного рабочего места отдела предприятия; правила поведения в нештатной ситуации; перечень сведений, составляющих коммерческую тайну компании.