Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Теоретические основы психолого-педагогического исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воображение.

Данный период жизни ребенка выражается особенной активностью воображения. Сначала это только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять некие сказочные образы и т.д, а теперь появляется творческое воображение, способное воспроизводить совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

Речь.

Все еще длится развитие грамматики, лексики. Речь становится связной. Словарный запас пополняется, дети интенсивно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много занимаются, то к этому возрасту должна быть хорошо развита как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и способность участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Словарный запас увеличивается приблизительно до 3000 слов.

Развитие личности

Основные перемены в сознании дошкольника является возникновение «внутреннего плана действий», который дает возможность ребенку пользоваться различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.

Важным в самосознании дошкольника, его чувствование образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность оценивать, осознавать свои действия и поступки, цели и полученные результаты, а также осознавать свои переживания, чувства. Конкретно это новообразование в сознании ребенка становится фундаментом для морального развития ребенка. В качестве важного новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание «я должен», «я смогу» постепенно начинает доминировать над мотивом «я хочу».

Понимание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к окончанию дошкольного возраста порождает новые требования. В последствии игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного возраста, к концу дошкольного периода уже не может удовлетворить ребенка. У него появляется установка выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок направлен к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важных результатов и особенностей личностного и психического развития дошкольников 6 – 7 летнего возраста.

Проявляются более интеллектуальные чувства – удивления любознательность, чувства прекрасного, гордости, самоуважения, чувство вины.


Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, имеет склонность к завышению. При этом ребенок очень зависит от общего мнения, так как на данный момент он не в способен составить объективное мнение о себе самом, он формирует свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников . Дети дошкольного возраста искренне стремятся быть хорошими, первыми, и очень огорчаются при неудаче, а так же ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения в его адрес и настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и менее популярных детей.

Ведущим требованием дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и взрослыми. Ведущая деятельность, как и в прошлом возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети учатся осваивать и проигрывать сложные взаимодействия людей, основные жизненные ситуации из окружающей жизни. Игры становятся сложными, а так же имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью изучать и отслеживать все игровое поле, всех участников игры и свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.

Кризис 7 лет

К 7 году жизни у ребенка наступает следующий «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться «утрата детской непосредственности», которая выражается в кривлянии и баловстве. Такое поведение выполняет функцию психологической защиты от неприятных и даже травмирующих эмоций и переживаний ребенка. Появляются непослушание, обиды и споры со взрослыми по разным поводам, желание демонстративно делать то, что родителям не нравится. В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» по их мнению поведения с позиции «Я не маленький!», пытаясь рассуждать на темы, используя слова и фразы услышанные от взрослых, не всегда логично и верно. Дети начинают обращать внимание на свой внешний вид, пытаются одеваться как взрослые или как многие сверстники.

Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ребенок вырос из той системы отношений, в которую он включен. В каждом переживании детей этого возраста уже проявляется интеллектуальный момент, их эмоции становятся обдуманными, ребенок начинает понимать, что значит «радость», «доброта», «злость».

Ребенок начинает контролировать свое поведение правилами. Ранее покладистый, он вдруг начинает претендовать на внимание к себе. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которую не всегда понимают взрослые, так как интуитивно воспринимается как неискренность. С другой стороны, он кажется чересчур взрослым, когда предъявляет к окружающим определенные требования.


Дети учатся удовлетворять свои потребности способами, приемлемыми для них и тех, с кем они общаются. Трудность в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоотговорок и сверхнеобходимый самоконтроль. Э. Эриксон говорит, что дети в это время "стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально "приемлемые рамки". Он выразил суть конфликта формулой "инициатива против чувства вины"[7]. Вознаграждение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта. Если же проявлениям независимости часто следуют неудачи или детей слишком строго наказывают за какие-либо проступки, это может привести к тому, что чувство вины будет преобладать над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Общение ребенка 6-7 лет.

Общение в данном возрасте несет как внеситуативно - личностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет». Основную суть общения – мир людей, правила поведения, природные явления. Взрослый выступает носителем социальных правил, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира. Ведущая тяга в процессе общения – тяга во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми волнующими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. Основная задача родителей и педагогов в данный период принимать детские эмоции, не падовляя их значимость в жизни ребенка.

В общении со сверстниками выражены следующие проявления возраста:

• инициирование общения;

• первые привязанности;

• потребности друг в друге, в признании и уважении;

• соревновательное подражание:

• высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора);

• возникает дифференциация детей по их положению в группе.

К 7 годам завершается период дошкольного возраста ребенка. Основными навыками этого периода становятся:

• освоение ребенком мира вещей и предметов культуры человека,

• способность позитивного общения с людьми,

• развитие половой идентификации,

• формирование «внутренней позиция школьника», то есть осознанное желание ребенка идти в школу, учиться, с полным пониманием того, что ему предстоит делать и чего от него ждут взрослые.

При завершении дошкольного развития дети осваивают мир вещей как предметов человеческой культуры; учатся позитивному общению с людьми, у них развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок уже обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.


Заключение

Для того чтобы помочь первокласснику почувствовать себя в школе достаточно комфортно, выявить имеющиеся у ребенка интеллектуальные, личностные, физические источники для благополучного обучения и успешного развития, педагогам, школьному логопеду и психологу необходимо:

• Хорошо узнать ребёнка.

• Настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные способности, возможности и требования.

• Содействовать ребёнку сформировать навыки и внутренние психологические установки, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Как уже описывалось выше, понятием "первичная адаптация" обозначается период, длящийся первое полугодие обучения в школе. Конкретно на этот период времени ложится основная работа педагога, педагога-психолога, родителей детей, направленная на быстрейшее привыкание детей к школе.

Педагогическая поддержка – помощь учащимся в преодолении того или иного препятствия, трудности, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.

Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников на данном этапе обучения в общем виде – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Достижение этой цели достигается в процессе реализации следующих задач:

1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.

2. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

3. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я – концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Очевидно, что эти задачи рассматриваются в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определённых психологических феноменов. Кроме того, их реализация возможна при тщательном продумывании содержания и организации развивающей деятельности.

Педагоги используют две формы организации развивающей работы: индивидуальная и групповая.


Начало развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на конец октября – начало ноября.

Методическая работа педагогов в первом классе строится на основе системы психолого-педагогических требований к содержанию статуса учащихся первого класса и имеет два основных направления.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

Приступая к какой – либо деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

И только совместные целенаправленные усилия учителей, родителей, врачей, администрации, школьного психолога и логопеда способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Создание оптимальных условий позволит первоклассникам успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений.

Список используемой литературы

  1. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева – М., 2003. – 203 с.
  2. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С Выготский – СПб.: Союз, 2006. – 144 с.
  3. Ильина, М.Н. Подготовка к школе [Текст] / М.Н. Ильина – СПб., 2003. – 205 с.
  4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М., 2001. – 176 с.
  5. https://studfiles.net/preview/5576321/
  6. http://slovar.world-psychology.ru/adaptaciya/
  7. https://fgos.ru/
  8. https://minjust.ru/ru/press/news/statya-po-pravam-rebenka
  9. https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
  10. http://semeynoepravo.com/medicina/sanpin-dlya-shkoly.html
  11. http://nachalka.solovschool.edusite.ru/p11aa1.html
  12. http://psylib.org.ua/books/efimr01/txt05.htm
  13. https://studbooks.net/1718801/psihologiya/vozrastnye_osobennosti_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta
  14. https://infourok.ru/sozdanie-usloviy-dlya-uspeshnoy-adaptacii-pervoklassnikov-k-shkolnomu-obucheniyu-1905992.html

Приложение

1.Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется.