Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Теоретические основы психолого-педагогического исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению к школе).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
Введение
Седьмой год жизни — продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Это время, когда ребенок готов идти в школу и его жизнь кардинально меняется. В это время ребенок осваивает новую для себя социальную роль, т.е. изменяется его социальное положение.
В связи с этим, тема моей курсовой «Адаптация детей в условиях первого класса школы» остается актуальной для каждого из педагогических работников, кто работает с детьми в начальной школе, т.к. поступление ребенка в первый класс школы является важным и переломным моментом в его жизни. Положение ученика обязывает к учебе, т.к. является общезначимой деятельностью. Перед ребенком ставится ответственность перед родителями, учителем, обществом.
Задачами данной курсовой работы являются:
- Изучить понятие «адаптация первоклассника» и уровень адаптации первоклассника
- Рассмотреть показатели успешной адаптации первоклассника к обучению в школе
- Выявить взаимосвязь физиологического и психологического развития первоклассника при адаптации к школе
- Исследовать и проанализировать методы адаптации к обучению в школе
- Систематизировать методы адаптации
- Обобщить полученную информацию
Объектом исследования данной работы является процесс адаптации первоклассников к обучению в школе
Предметом исследования являются особенности адаптации первоклассника к обучению в школе.
Методологической основой исследования данной курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный метод адаптации первоклассников в советской и современной школе.
Данная курсовая работа состоит из введения, главы 1. «Теоретические основы психолого-педагогического исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению к школе», главы 2. «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста», заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению к школе
Школа… Первоклассник… Как много ожиданий, волнений у детей, родителей, педагогов. Это новый этап в жизни ребенка после дошкольного детсадовского периода жизни. Это новые знания, новые права и обязанности, новые знакомства и взаимоотношения не только со сверстниками, но и со взрослыми. Но это только маленькое видение айсберга при поступлении в школу. Вот ребенок был в детском саду и уже с 1 сентября он переходит в школу, где его ждет знакомство с новым. Т.е. у него изменяется все: режим, распорядок, общение… Ребенок начинает адаптироваться к новой для него ситуации.
Термин «адаптация» произошел от позднелатинского «adaptio» (приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни.
Однако понятие «адаптация» пришло и в психологию. Так, Каджаспирова Г. М. рассматривает понятие адаптация в нескольких аспектах:
АДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ - психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ –
1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими;
2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру;
3) процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его соц. окружения— родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.[1]
Из данных определений следует, что адаптация – процесс и результат приспособления человека к новым условиям окружающей среды, т.е. изменение ценностных ориентаций, видов деятельности под воздействием новой окружающей среды. Данное понятие очень широко применяется и в психологии:
АДАПТАЦИЯ — 1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. Одно из центральных понятий биологии; широко применяется в теоретических концепциях, трактующих взаимоотношения индивида и окружения как процессы гомеостатического уравновешения — например, гештальт психология, теория развития интеллектуального Ж. Пиаже. Изучение физиологических регуляторных механизмов адаптации имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, психологии медицинской, эргономики и прочих психологических дисциплин (=> синдром адаптационный).
2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки (=> реадаптация). Иногда выделяются различные фазы процесса адаптации к необычным экстремальным условиям: фаза первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма — от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют тренировки, а также функциональное, психическое и моральное состояние индивида.
АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества.
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — Постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонент, определяющее характер поведения, зависит от целей и ориентации ценностных индивида и от возможностей их достижения в среде социальной. В результате достигается формирование самосознания и поведения ролевого, способности самоконтроля и самообслуживания, способности адекватных связей с окружающими (=> реадаптация социальная). Хотя адаптация социальная идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения. Основные типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида:
1) тип активный — характерен преобладанием активного воздействия на среду социальную;
2) тип пассивный — определяется пассивным, конформным принятием целей и ориентации ценностных группы. Важный аспект адаптации социальной — принятие индивидом роли социальной. Этим обусловлено отнесение адаптации социальной к одному из основных социально психологических механизмов социализации личности. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, крайним выражением чего служит аутизм.
В психологии западной проблема адаптации социальной разрабатывается в рамках направления, возникшего на базе необихевиоризма и ответвлений психоанализа, связанных с антропологией культурной и медициной психосоматической. Главное внимание уделяется нарушениям адаптации — расстройствам невротическим и психосоматическим, алкоголизму, наркомании и прочему — и способам их коррекции.[2]
Из данных определений следует, что приспособление живого организма на уровне функций, клеток, органов к условиям окружающей среды – это и есть адаптация. Прогрессы адаптации затрагивают абсолютно все уровни живого организма: от молекулярной до психологической регуляции деятельности.
Таким образом, можно говорить о делении адаптации на педагогическую и психологическую. В педагогическом смысле – способность обучаться, воспринимать новый материал, в психологическом же, приспособление к социальной среде, к новому общению на уровне школы. Следствием успешной адаптации можно считать уровень фактического приспособления ребенка, его удовлетворенность собой.
Как следствие, адаптированности первоклассника может способствовать адаптивная модель школы и образовательной среды. В современном государстве подобная модель рассмотрена в Федеральном государственном образовательном стандарте[3], Конституции РФ[4] и в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"[5].
Вывод: адаптация – процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования, которому способствуют не только внутренние, но и внешние факторы.
Глава 2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Физиологическое развитие
В данный возрастной период идет интенсивное развитие и усовершенствование опорно-двигательной и сердечно - сосудистой систем организма ребенка, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Вес ребенка увеличивается в месяц примерно на 200 граммов, рост на 0,5 см, меняются пропорции тела. Рост, в среднем, у 7-летних детей достигает 113—122 см, средний вес около 21—25 кг.[6] Области мозга сформированы практически как у взрослого. Хорошо развита двигательная система. Продолжаются укрепление костей ребенка, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет усиленное развитие крупной в особенности мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Физическое развитие тесно связано с общим развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, а так же развития речи и подготовки к письму.
Развитие психических процессов
Характерной особенностью ребенка в этом возрасте является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться, оно становится осознанным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен наблюдать, рассматривать, искать что-либо. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Но развитие восприятия пространства только продолжается. Дошкольник вполне может пользоваться такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. А также уже должны быть четко сформированы понятия право и лево. Однако у детей в таком возрасте могут допускаться ошибки в случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. К концу дошкольного возраста у детей начинает проявляться произвольное внимание. Дошкольник начинает его осознанно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается концентрация и устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память.
К концу дошкольного возраста у ребенка проявляются произвольные формы психической активности. Он уже может рассмотреть предметы, может целенаправленно вести наблюдение, возникает произвольное внимание, в результате этого появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок сам ставит свою цель( запомнить, вспомнить). Желание ребенка запомнить рекомендуется всячески поощрять, это и есть залог успешного развития не только памяти, а так же и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти — наиболее практичной формы запоминания. Первые этапы этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период можно целеустремленно обучать дошкольников умению классифицировать и группировать в целях запоминания.
Мышление.
В данном возрасте ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. В данном случае предполагается развитие умения применять слова, понимать логику рассуждений. И тут обязательно понадобится помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольное время начинается развитие понятий. Абсолютно словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемы в данной ему ситуации.