Файл: Взаимодействие школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников (Понятие, сущность и особенности нравственного воспитания младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- нужно уметь нести ответственность за свои поступки;

- ложь рано или поздно откроется;

- чтобы человек не боялся сказать нам правду, нужно уметь эту правду принимать, слушать и прощать (здесь уже о маме).

В любой ситуации всегда имеется ответственность двух сторон. И этому тоже нужно учить детей.

5. Мероприятия по нравственному воспитанию. Такие мероприятия могут быть организованы как всей школой, так и классным руководителем на уроке и на внеклассной работе. Форма мероприятий может быть разной – классные часы, участия в акциях, конкурсы, смотры, экскурсии. Мероприятия, дающие максимальный воспитательный эффект – это те, где дети не просто слушатели, но участники. Встречи с ветеранами, участниками боевых действий, акции в помощь старикам, больным животным, акции в поддержку окружающей среды. Некоторые школы организовывают выезд в дома инвалидов. По этому поводу есть много мнений. Кто-то считает, что детей нужно ограждать от негативных эмоций, от переполнения чувством жалости. Но если взять позитивный опыт европейских стран, где дети-инвалиды учатся вместе со всеми детьми в обычных школах, то можно увидеть, что дети воспринимают «других» детей совершенно нормально, общество принимает инвалидов без предрассудков и «показывания пальцем» [25, с. 81].

Нравственное воспитание идет бок о бок с другими видами воспитания (патриотическое, экологическое, эстетическое, духовное и физическое), поэтому мероприятия чаще всего имеют интегрированный характер (участие детей в озеленении города, в параде Победы и так далее).

Таким образом, как уже было сказано выше, можно сделать вывод о том, что нравственное воспитание в школе отмечается – это одно из наиважнейших средств для создания гармоничного общества в будущем. Такая работа должна вестись педагогами на протяжении всей образовательной деятельности и вне ее. Для осуществления образовательной деятельности по воспитанию нравственности, педагог, как правило, разрабатывает программу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО).

2 ОСОБЕННОСТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


2.1 Основные направления взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников

Забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства. Оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Первые уроки нравственности дети получают в семье. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители - пример ему» - это слова Песталоцци, которые не потеряли актуальности и сейчас.

Именно семья является первым важным социальным институтом на пути нравственного становления личности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком воплощенными во всем образе жизни семьи и, даже еще им не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Важно уберечь детей от злобности, нетерпимости, утраты здравого смысла. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности, доброта, терпимость, честность, порядочность, умение сострадать другим людям, трудолюбие, бережное отношение к природе – вот те главные ценности, которые закладываются в раннем детстве. К сожалению, на сегодняшний день воспитанию и развитию ребёнка в семье уделяется должное внимание далеко не всегда. Современные родители уже привыкли к личной безответственности, воспитывавшейся на протяжении последних десятилетий. В некоторых, так называемых «неблагополучных», семьях дети и вовсе предоставлены сами себе. Следовательно, важным составляющим звеном в воспитании, обучении и становлении личности ребёнка является школа.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Поэтому в своей работе педагоги должны ставить следующие цели:


- воспитание гражданско-патриотических чувств;

- содействие духовному возрождению нынешнего поколения путем приобщения к православным и народным традициям;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценного отношения к здоровью;

- воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде;

- приобщение к духовным ценностям через художественную литературу, изобразительное искусство, музыку [18, с. 100].

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых. Особое внимание должно уделяться работе с семьей.

Для воспитания нравственной и духовно богатой личности ребёнка очень важно правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей, своих предков.

Современные родители не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в деятельности педагогов общеобразовательных школ занимает просветительская работа с родителями.

Для этого целесообразно использовать такие формы работы с родителями:

- индивидуальные консультации специалистов (психолога, логопеда);

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр;

- экскурсии по родному краю;

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

- помощь родителей учителю в организации и подготовке праздников;

- план родительских собраний строится на вопросах и пожеланиях родителей [24, с. 85].

В результате такого взаимодействия семьи и школы у ребят повышается интерес к истории и культуре родного края, расширяется их культурный кругозор. Они приобретают возможность реализовать свои творческие способности, становятся более активными, участвуют в общешкольных мероприятиях, что способствует сплочению детского коллектива. Однако необходимо помнить, что духовность невозможно воспитать определённым количеством проведённых мероприятий. Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим и непрерывным.


Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом «не навреди» и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы. Девизом работы педагогов в данном направлении должны являться многим известные слова: «Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук». Поэтому, чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.

2.2 Методические рекомендации по взаимодействию школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников

Под педагогическими условиями взаимодействия школы и родителей в духовно-нравственном воспитании учащихся необходимо понимать совокупность объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, предпосылок, процессов, средств, которые способствуют или препятствуют организации взаимных действий педагогов и родителей в приобщении растущего человека к духовным и нравственным ценностям и нормам поведения.

Поиск и научное осмысление педагогических условий нравственного воспитания младших школьников дают возможность выявить внешние и внутренние факторы, затрудняющие решение поставленных задач. В числе таких факторов ученые выделяют:

- отсутствие преемственности между сложившимися в российском обществе нравственными нормами и новыми ценностями, сформировавшимися в период демонтажа советской идеологии;

- падение общего уровня культуры и нравственности у населения, снижение функций семьи в воспитании детей;

- повышение доли молодых людей, приверженных антисоциальным привычкам: наркомании, токсикомании, алкоголизму;

- рост преступности среди молодежи; угрозы международного терроризма и религиозного экстремизма [5, с. 5].


Кроме того, отрицательно влияют на формирование нравственного облика растущего человека в современной России ухудшение качества жизни большинства населения страны, снижение общего уровня образования и культуры, отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения в культуре, литературе, средствах массовой информации и сети Интернет, снижение уровня квалификации педагогов и качества нравственного воспитания в образовательных организациях [15, с. 71].

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к усвоению духовно-нравственных ценностей, стремятся соответствовать социально одобряемым нормам поведения и брать в этом отношении пример со своих родителей. Поэтому государство и научно-педагогическое сообщество уделяют особое внимание поиску и созданию оптимальных условий реализации идей духовно-нравственного воспитания в начальной школе. В государственных нормативных документах об образовании: в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года духовно-нравственное воспитание детей и молодежи рассматривается как стратегическое направление государственной политики в сфере образования. В названных документах предлагаются стратегии и способы вовлечения родителей в решение задач духовно-нравственного воспитания детей.

В работах современных отечественных исследователей большое значение придается выявлению и обоснованию условий духовно-нравственного воспитания детей на уровне образовательной организации [1, с. 60]. Например, известный специалист по вопросам дошкольного образования О.М. Потаповская в качестве педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации выделяет:

- создание единого ценностно-смыслового контекста взаимодействия участников воспитательного процесса с опорой на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции;

- культурологическое обогащение предметно-пространственной среды развития ребенка;

- реализацию комплекса воспитательно-образовательных программ социокультурной направленности;

- реализацию идей духовно-нравственного воспитания в содержании всех разделов образовательных программ дошкольного образования, а также повышение квалификации воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания детей;