Файл: Взаимодействие школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников (Понятие, сущность и особенности нравственного воспитания младших школьников).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие, сущность и особенности нравственного воспитания младших школьников
1.2 Основные направления нравственного воспитания младших школьников
2 ОСОБЕННОСТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Основные направления взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников
На учебных и внеклассных мероприятиях, направленных на знакомства с характеристиками нравственной личности, предполагающих постепенное усвоение нравственных чувств и этического сознания, формирование нравственных суждений, можно применять различные интерактивные методы воспитания духовно-нравственных норм поведения у детей младшего школьного возраста, например: «Алфавит», «Смысловой ежик», «Четыре угла», «Мудрая сова», «Форум-театр» и др.
Таким образом, можно говорить о том, что в качестве важнейших рекомендаций учителям и родителям по эффективному управлению процессом нравственного развития младших школьников можно предложить следующие рекомендации:
1. Педагоги должны знать возрастные и психологические особенности духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста; быть нравственно воспитанными и занимать устойчивую нравственную позицию в организации образовательного процесса; четко осознавать идеалы, которые он создает для детей и самому соответствовать этим идеалам.
2. Родителям необходимо всегда занимать устойчивую нравственную позицию в оценке моральных аспектов поведения ребенка, специально научить их пользоваться моральными критериями в оценке поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог исследованию, проведенному в рамках заявленной темы, можно сделать общий вывод о том, что взаимодействие семьи и школы является весьма важным и необходимым аспектом в том, что касается нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Воспитание духовно-нравственных устоев в семье является частью широкого процесса воспитания, участником которого обязательно является образовательное учреждение. Именно школа призвана быть активным участником семейного воспитания школьников. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. «Учись добрым нравам смолоду, дурное на ум не пойдёт», - так гласит народная мудрость.
Под нравственным воспитанием понимается передача детям таких знаний, которые формируют их духовность и нравственность на основе традиций, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Проблема нравственного образования сегодня стоит в обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Соответственно, только деятельность семьи и образовательных учреждений в лице их педагогических коллективов сможет оказать необходимое воздействие на младших школьников с точки зрения воспитания у них нравственных устоев и правил.
Кроме того, можно говорить о том, что применение интерактивных технологий и методов является важным шагом на пути к воспитанию норм поведения, сдерживает неприязнь, дает возможность формировать развитую, коммуникативную личность, физически и морально здоровую, способную адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, позволяет развивать у подрастающего поколения способность увидеть конфликт и определить его причины, что, в свою очередь, положительно скажется на нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамова А.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеучебной деятельности на основе системного подхода: дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 174 с.
2. Айрумян Г.С., Кучеренко Е.А., Плотникова В.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 51-53.
3. Бежевец Д.А. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников и подростков: дис. … канд. пед. наук. М., 2015. 261 с.
4. Данилкина И.С., Кононова Е.Н. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста // В сборнике: Наука и образование: векторы развития международная научно-практическая конференция. – 2017. – С. 42-43.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2010. 23 с.
6. Жданова Л.У., Будаева Е.В., Филиппова В.В. Нравственное воспитание младших школьников как актуальная педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - №23. - С. 471-473.
7. Замолоцких Е.Г. Семья и школа – социальные партнеры (исторический аспект) // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. №1. С. 14-20.
8. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. №1. С. 8–14.
9. Китикарь О.В. Педагогические условия формирования нравственных понятий в начальной школе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. №6. С. 45–52.
10. Коваленко Т.В. Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2016. 27 с.