Файл: Взаимодействие школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников (Понятие, сущность и особенности нравственного воспитания младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка, научно-методическое сопровождение деятельности дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию детей и педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания [21, с. 34].

Е.Г. Замолоцких типологизирует педагогические условия эффективности совместной работы семьи и школы во всех направлениях деятельности по двум уровням [7, с. 16]. Первый уровень определяется в концепции исследователя как надшкольный и включает деятельность федеральных, или общенациональных, региональных и муниципальных организаций, которые реализуют совокупность организационно-педагогических условий эффективности совместной работы, семьи и школы. На втором уровне педагогические условия обеспечивают эффективность взаимодействия школы и семьи в отдельной образовательной организации в ходе образовательного процесса и включают совместную деятельность педагогов и родителей по повышению качества образования, вовлечение родителей в работу по созданию развивающей образовательной среды и определенного типа организационной культуры; совершенствование культуры межличностного общения педагогов и родителей и использование их взаимоотношений как примера для детей.

По аналогичным направлениям конструируется совместная деятельность школы и семьи в диссертационных исследованиях Т.В. Коваленко, Е.В. Коротаевой, И.В. Крупиной, М.Н. Недвецкой и др.

Сформулированные отечественными исследователями положения о совместной деятельности педагогов и родителей могут послужить основой для определения и обоснования педагогических условий взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников, поскольку, как свидетельствует проведенный анализ научной педагогической литературы, педагогические условия взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников системно недостаточно исследованы российскими учеными.

Основываясь на положениях, сформулированных в государственных нормативных документах об образовании, и идеях, обоснованных в концепциях отечественных исследователей, можно структурировать условия взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников по четырем уровням: государственный, или общенациональный, региональный, институциональный и личностный [18, с. 100]. Соответственно, представляется целесообразным кратко охарактеризовать каждый из названных уровней.


На государственном уровне важно разрабатывать финансовые и организационные механизмы для реализации положений о консолидации усилий семьи, общества и государства по воспитанию подрастающего поколения в соответствии с духовно-нравственными ценностями, сложившимися в процессе культурного развития России; уточнять стратегии и способы взаимодействия школы и родителей в социализации и воспитании растущего человека, используя результаты научных исследований, проводимых в сфере воспитания; усилить в обществе атмосферу заинтересованности различных социальных, культурных, религиозных групп в повышении нравственного уровня населения с привлечением печатных периодических изданий, радио, телевидения, сети Интернет.

На региональном уровне следует продолжить уточнение стратегий реализации программ нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования как ориентира для образовательных организаций, усилив в них меры по повышению социального и материального статуса родительства, учету культурных и религиозных особенностей региона, объединению культурного и воспитательного потенциала общественных и религиозных организаций, учреждений социально-культурной деятельности, образовательных организаций, семьи, региональных СМИ в повышении качества семейного воспитания детей на основе традиционных и современных семейных духовно-нравственных ценностей в ходе реализации принципов диалога культур и единства в многообразии, разработки и применения технологий взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников.

На институциональном уровне определяются или уточняются педагогические условия по объединению усилий школы и семьи в решении задач духовно-нравственного воспитания младших школьников с учетом особенностей конкретной образовательной организации, ближайшего социокультурного окружения детей, семейных традиций и ценностей. В число таких условий можно включить следующие:

- повышение уровня квалификации педагогов в сфере семейного и нравственного воспитания;

- просвещение и консультирование родителей по правовым и психолого-педагогическим аспектам семейного воспитания с ориентацией на задачи нравственного воспитания детей;

- популяризацию лучшего опыта нравственного воспитания детей в семьях;

- обновление содержания начального образования с учетом запросов родителей;

- разработку и реализацию технологий взаимодействия школы и семьи в приобщении школьников к нравственным ценностям, рассматривая семью в том числе как субъекта образования, обладающего определенной этнокультурной и конфессиональной идентичностью, а также вовлечение родителей в создание в образовательной организации поликультурной среды [15, с. 142].


Кроме того, педагогам важно использовать технологию мониторинга образовательных потребностей родителей с учетом их культурных, этнических, религиозных особенностей.

На личностном уровне педагогические условия взаимодействия педагогов и семьи в нравственном воспитании младших школьников должны быть направлены прежде всего на совершенствование культуры межличностного общения субъектов учебно-воспитательного процесса, в том числе родителей, в рамках гуманистической парадигмы образования. Основываясь на информации о культурных, этнических, религиозных особенностях семьи, педагог должен стремиться использовать эти особенности в духовно-нравственном воспитании ребенка как ресурс для его самообразования и самовоспитания с опорой на семейные культурные практики. В соответствии с ценностями гуманистической парадигмы образования взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено на укрепление и повышение авторитета семьи, создание атмосферы взаимного уважения. Важными педагогическими условиями на личностном уровне являются доверие к воспитательным возможностям родителей, оказание им помощи в решении задач, связанных с формированием -нравственной культуры как детей, так и семьи в целом; оптимистический настрой в решении воспитательных проблем, опора на положительные качества ребенка и позитивные стороны семейного воспитания; соблюдение педагогического такта по отношению к родителям. Необходимой предпосылкой успешного взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников является нацеленность педагога на овладение инновационными педагогическими технологиями в сфере семейного воспитания.

Как уже было сказано выше, главную роль в воспитании нравственных качеств играет, безусловно, семья. Уклад жизни, личный пример и семейные традиции способствуют отрицанию или развитию норм духовности, морали, добра и нравственности.

В качестве главной предпосылки формирования у учащихся составляющих моральных убеждений выступает сформированность нравственных качеств. Моральные чувства – оценки, запросы, отношения, направленность нравственного и духовного, развития личности, лишь тогда становящиеся элементов моральных убеждений личности, когда они выступают в качестве внутреннего стимула морального поведения. Потому в качестве одной из основных задач воспитательной работы в рамках начальной школы выступает воспитание мотивационной базы морального поведения.


Духовно-нравственным воспитанием учащихся должно обеспечиваться формирование системы нравственных ценностей, которые должны преобразоваться в часть характера человека на базе нравственных чувств. Усвоение их, в частности, нацелено на освоение общественно-ценностных принципов поведения, осознание их и принятие необходимого решения [2, с. 51].

Для младших школьников характерно несоответствие знаний, поведения и моральных норм. Речь идет о возрастной особенности ребенка, который только учится еще ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, сопоставлять собственные представления и действительность, реальные поступки, а также конкретное поведение. На базе морального поведения происходит формирование нравственных отношений детей.

Моральные привычки являются полезными для общества устойчивыми формами поведения, которые превращаются в потребность и осуществляются в любой ситуации и при любых условиях. Лишь посредством формирования привычек нравственного поведения, основой которых являются доступные для детей моральные чувства и нравственные понятия, возможно воспитание произвольного поведения детей, которое действует в любой жизненной ситуации. В качестве одной из основных составляющих морального воспитанности детей выступает развитие нравственного сознания. Формирование морального сознания младшего школьника станет в особенности противоречивым и сложным при присутствии разногласий взглядов школы и семьи.

Нравственная культура является усвоением личностью моральных принципов, норм, категорий и идеалов общества на уровне личных убеждений. Формирование нравственной культуры учащихся осуществляется в рамках самых разнообразных видов деятельности: трудовой, учебной, общественной, в особенности в таких видах ее, где учащимися осознается необходимость в оказании помощи младшим, слабым, больным и пожилым людям [18, с. 103].

Одним из самых эффективных направлений в формировании у младших школьников нравственных чувств могут быть интерактивные технологии.

Развитие области инновационных технологий, а также изменяющиеся запросы нынешнего общества вызывают возрастание значения интерактивных средств обучения (ИСО) и технологий для воспитания духовно-нравственных чувств у младших школьников. Анализируя современную образовательную практику, можно говорить о том, что на настоящий момент подавляющее большинство школ оснащено новым компьютерным оборудованием, представленным компьютерными классами, интерактивными досками, планшетами и другим [6, с. 472]. В учебных заведениях имеется доступ в сеть Интернет, но обеспечение школ техническими средствами в отсутствии обновления содержания, форм и методов обучения дает только слабо ощутимые результаты.


Понятие «интерактивности» в педагогике обладает двойственным значением: интерактивность в привычном воспитательном и учебном процессе описывается в качестве прямого взаимодействия субъектов процесса обучения в сфере осваиваемого знания. Ввиду информационных технологий и с применением ресурсов сети Интернет интерактивность принято рассматривать в качестве непрерывного диалогового взаимодействия пользователя и информационной системы в реальном времени, позволяющего учащимся, на свое усмотрению, контролировать ход обучения, производить отбор информации, изменять скорость освоения материала.

В контексте данной работы ИСО целесообразно как совокупность технических (компьютер, интерактивное оборудование) и дидактических (электронные образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет) средств, позволяющих активизировать формирование нравственных чувств обучающихся в младшей школе через взаимодействие участников образовательного процесса в ходе интерактивного диалога, реализуемого в электронном образовательном ресурсе.

При использовании ИСО в воспитательном процессе появляется возможность реализации таких видов воспитательно-учебной деятельности как регистрация, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых предметах, явлениях, процессах, передача большого объема информации, которая может быть представлена в различной форме, организация демонстраций, самостоятельных работ, возможность создания собственного продукта креативной деятельности [11, с. 17].

Грамотное использование ИСО на уроках позволяет лучше усвоить новый материал, закрепить изученное, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить полученные знания, провести их контроль. Использование ИСО на уроках позволяет дополнительно экономить время и включать в него новые виды деятельности (игровые), дополнительную информацию. Наиболее часто используются такие интерактивные средства обучения, как компьютер и интерактивная доска.

Поиск ответа на вопрос «Как учить и воспитывать?» – выводит на категорию методов воспитания. При использовании интерактивных методов необходимо заранее готовить необходимые задания и формулировать вопросы или темы для обсуждения в группах, давать консультации, контролировать время и порядок выполнения намеченного плана. Учащиеся должны работать с дополнительными источниками информации. Они также должны обращаться к социальному опыту, собственному и своих товарищей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.