Файл: Взаимодействие школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников (Понятие, сущность и особенности нравственного воспитания младших школьников).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие, сущность и особенности нравственного воспитания младших школьников
1.2 Основные направления нравственного воспитания младших школьников
2 ОСОБЕННОСТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Основные направления взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования по теме данной работы обусловлена тем, что воспитание личности, обладающей высоким уровнем сформированности нравственных чувств – одна из важнейших задач на современном этапе развития общества. Человеку, способному относится к другим в соответствии с теми рамками, которые на том или ином этапе его развития предъявляются к членам социума, намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с окружающими людьми. А умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества, бесконфликтного и конструктивного взаимодействия, в свою очередь, составляет основу успешной, гармоничной и безопасной жизни человека.
Проблемой нравственного воспитания были озабочены великие ученые, педагоги и исследователи с давних времен, что не вызывает удивления. Поскольку только личность нравственная, то есть, такая, которая имеет высокий уровень этического сознания, является оплотом каждой государственной системы. К сожалению, современное общество характеризуется такими негативными проявлениями как бездуховность и равнодушие, отсутствие бережного, чуткого отношения людей друг к другу, повышение уровня преступности, насилия, обострение взаимоотношений родителей и детей. Решить это проблему можно посредством создания оптимальных условий для повышения качества воспитательного воздействия на новое поколение.
Особую роль в нравственном воспитании играет начальная школа. Это обуславливает специфичность младшего школьного возраста, так как он является благоприятным для усвоения знаний и моральных ценностей, формирования нарвственно-ориентированного поведения и его мотивов. От нравственного воспитания младшего школьника зависит его успешное обучение, а также формирование его жизненной позиции.
Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России содержит тезис, что в качестве одного из основных направлений в реформировании воспитательной системы в рамках современной школы выступает утверждение положений общечеловеческой морали. Перед образовательным процессом в настоящее время стоят сложные задачи, основной из которых является ориентация образовательного процесса в целом на современные стандарты, предполагающие приоритет морального и духовно-нравственного развития учащихся. То есть, актуальным выступает формирование у учащихся нравственных ценностей и привычек, морально-этических знаний, воспитание духовно-нравственных качеств, развитие самосознания, нравственного сознания и поведения. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать основные направления и особенности взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников.
Теоретическая основа нравственной воспитанности обучающихся, определение ее содержания и основных составляющих раскрывают в своих трудах Г.П. Давыдов, Е.В. Бондаревская, О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Р.Г. Гурова, Л.Ю. Гордин, В.М. Коротов, Т.С. Конникова, Э.И. Моносзон, И.С. Марьенко, В.И. Петрова, И.А. Невский, Н.И. Монахов, Л.И. Новикова, И.Б. Первин и пр.
Объектом исследования в рамках заявленной темы выступает нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования – взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании младших школьников.
Целью исследования данной темы является анализ особенностей взаимодействия семьи и школы в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста. Для достижения заявленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:
- дать понятие, охарактеризовать сущность и выявить особенности нравственного воспитания младших школьников;
- охарактеризовать основные направления нравственного воспитания младших школьников;
- проанализировать основные направления взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников;
- разработать методические рекомендации по взаимодействию школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие, сущность и особенности нравственного воспитания младших школьников
Воспитание – это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Нравственность – это правила, определяющие поведение человека среди окружающих его людей и природы, выполнение этих правил, а также душевные качества человека.
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [23, с. 65].
Нравственное воспитание – это не есть что-то новое, о чем прежде не говорили. Скорее наоборот. Именно с него зародилось понятие «воспитание». Ни духовное, ни патриотическое (тем более не эстетическое и художественное), а именно нравственное воспитание легло в основу всей концепции воспитания в целом. Нравственность – это не что-то сложное, комплексное и изменяющееся. Это вечные и первозданные ценности общества и человека, искусство жить вместе, быть людьми.
В педагогике под нравственным воспитанием принято понимать процесс формирования нравственных качеств, типа характера, привычек, навыков и взглядов, которые влияют на повседневные отношения. Цель нравственного воспитания – формирование нравственного поведения, мышления, сознания.
Нравственное воспитание младших школьников – процесс целенаправленного формирования у школьников системы моральных отношений: к людям, к обществу, Родине, самому себе и труду [13, с. 150].
Закономерность нравственного воспитания сформулировал еще В.А. Сухомлинский, сказав по этому поводу следующее: «Если человека учат добру - …в результате будет добро».
Нравственное воспитание – явление повсеместное. Его идеи, цели и задачи не зависят от национальности, вероисповедания или традиций. Разниться могут только методы, формы и средства воспитания. Но цель неизменно одна – воспитание полноценной, гармоничной личности, обладающей высокой нравственной культурой.
Факт в том, что воспитание идет из семьи. Но далеко не всегда семьи обладают нужными знаниями в области воспитания, моральными качествами и дорожат моральными человеческими ценностями. Поэтому образовательные институты несут большую ответственность по воспитанию подрастающего поколения. Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. Начальная школа – фундамент воспитания, поэтому перед педагогами младших классов стоит огромная задача – учить и воспитывать одновременно.
В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Дети стараются подражать учителю даже в мелочах. Какие отношения будут между учителем и учениками, такими же они будут складываться у учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Нужно хвалить или осуждать поступок ребенка, а не переносить оценку на личность в целом.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Воспитание гуманных чувств и отношений предполагает приобщение детей к истинно человеческим ценностям, культуре, науке, искусству. Как утверждал А.С. Макаренко, истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в разговорах с детьми, не в прямом воздействии на детей, а в организации их жизни [11, с. 16]. И каков бы ни был учитель, воспитатель, как бы хорошо ни знал свое дело, но если он не сумел организовать деятельность и общение детей, основанных на гуманных чувствах, большого успеха он не добьется.
Для формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников учитель должен:
- проявлять живой интерес к жизни детей;
- говорить с детьми спокойным, располагающим к себе голосом;
- радоваться, когда дети совершают достойные поступки;
- не ставить одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении;
- замечать и радоваться успехам детей;
- понимать и уважать всех детей [23, с. 66].
Основные направления работы по нравственному воспитанию можно охарактеризовать следующим образом:
- нравственное просвещение;
- нравственный компонент различных видов деятельности (спорт, творчество);
- этическое воспитание (дела, поступки);
- работа с родителями [13, с. 151].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема нравственного воспитания вплоть до настоящего времени является весьма актуальной в педагогике. Проблемой нравственного воспитания занимались философы, педагоги, ученые. Кроме того, нравственное воспитание в школе отмечается министерством образования России как наиважнейшее средство для создания гармоничного общества в будущем. Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Именно в этом состоит одна из главных целей профессиональной деятельности педагога.
1.2 Основные направления нравственного воспитания младших школьников
Младший школьник, это, по сути своей, вчерашний выпускник детского сада. В этом возрасте дети крайне восприимчивы ко всему, что касается нравственных аспектов жизни. Они умеют сострадать, бескорыстны и добры. Знания, полученные ими в процессе воспитания, становятся опорными. Они регулируют их поведение, мотивы, желание и влияют на их выбор. Поэтому от уровня нравственного воспитания зависит не только характер школьника, но и вся его будущая жизнь, отношения в семье и в социуме, жизненная позиция и профессиональные успехи [2, с. 52].
Возраст 7-10 лет в этом плане является фундаментом. Не просто важно, а необходимо заложить в голову подросших детей максимум позитивного и светлого. Эффект будет, обязательно, а результат воспитательной работы проявится уже в подростковом возрасте, и будет постепенно проявляться до самой его зрелости, поскольку такая специфика у нравственного воспитания. Но особенно ярко проявляется его отсутствие. Агрессия среди подростков стала буквально «чумой» нашего времени. Об этом можно только слышать, но и наблюдать вопиющие факты, события и трагедии, к которым приводит агрессия и жестокость молодежи. Подростки берут оружие, они не просто бьют, они убивают. Эта злость не вселяется в них внезапно, она - результат нехватки положительного нравственного воспитания вкупе с повальным переизбытком негативного опыта, примеров и актов жестокости по отношению к самим детям.
Начальная школа – фундамент воспитания, поэтому перед педагогами младших классов стоит огромная задача – учить и воспитывать одновременно.
Средства нравственного воспитания, применение которых целесообразно в младшем школьном возрасте, можно кратко охарактеризовать следующим образом:
1. Пример. Пример, как средство воспитания, по праву стоит на первом месте. В первую очередь дети смотрят, а не слушают. Педагог может учить, объяснять и рассказывать о добре, чистоте и нравственности, но, если он (она) срывается на учеников, закрывает глаза на факты буллинга в классе, разделяет учеников по материальному уровню и позволяет себе (бывает и такое) нецензурную брань – из ее уроков дети вынесут именно это. Личный пример педагога – «волшебная палочка» в нравственном воспитании.
2. Работа с родителями. Она не менее важна, чем пример. Потому, как (вернемся выше) основы воспитания лежат именно в семье. Научить семьи воспитывать, проводить беседы с родителями, приглашать на собрание школьного психолога, говорить о проблемах в классе, не бояться озвучить перед родителями сложную ситуацию. Многие педагоги, столкнувшись с конфликтами в классе, боятся говорить об этом с родителями, чтобы не дать усомниться в своей компетентности. Это ошибка. Родители имеют право и должны знать, что происходит с их детьми в школе (ведь здесь они проводят половину дня). Обсуждать, беседовать, учить родителей быть примером для детей – основное средство воспитания нравственности.
3. Чтение художественной литературы. В рамках школьной программы или нет – не важно. Важно, чтобы содержание книги отвечало поставленной задаче – воспитание высоконравственной личности. Долго думать над выбором литературы не придется – практически все произведения классиков, рекомендованных школьной программой, попадают под эти требования. Просто чтение без анализа будет неэффективным. Анализировать прочитанную литературу дети должны под руководством педагога. Здесь педагог должен быть очень внимателен. Часто в этом ошибаются сами педагоги, разделяя поведение героев на черное и белое. Узкое мышление приведет в будущем к конфликтным ситуациям.
4. Нужно учить детей видеть хорошие черты в характерах негативных героев, рассуждать с ними, почему они поступают плохо, что им не хватает, что нужно сделать, чтобы герой перестал так вести себя.
5. Учить детей осуждать поступок, а не человека, например: «Мальчик (герой книги) соврал маме. Он совершил плохой поступок, но это не значит, что он плохой. Он соврал потому, что боялся наказания, боялся ответственности. Но он хороший и любит маму. Вывод не может быть один. Здесь их несколько: